Презентация коучинга Развитие функциональной грамотности младших школьников посредством технологии критического мышления


Развитие функциональной грамотности младших школьников посредством технологии критического мышления.«Учение без мысли - напрасный труд» Конфуций Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание  функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Н. А Назарбаев Функциональная грамотность Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Виды функциональной грамотностиГрамотность чтенияМатематическая грамотностьЕстественнонаучная грамотность ТРКМ Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её , способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.Цель состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Л. С. Выгодский Три стадии КМВызов - Что я знаю?Осмысление -Что хочу узнать?Рефлексия – Что узнал? I стадия- «Вызов»,стратегия «Ассоциации» Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?  II стадия- «Осмысление» Грамотность чтения ЗагадкаШея длинная такая,Хвост крючком…И, не секрет:Любит всех она лентяев,А ее лентяи – нет! Стратегия «Прогнозирование» Евгений Андреевич Пермяк рассказ «Двойка» - Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе? На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. За что ей дали такую кличку, никто не знал. Но малыши всё равно обижали её. - Ax, ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!.. В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила.Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала:- Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят. Малыши смолкли. Задумались над этими словами. А потом … Продолжите рассказ.   Стратегия «Дерево предсказаний»  Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.             приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала: - Как может звучать последняя фраза рассказа? -Ребята, разве дело в имени?Какая пословица может стать заголовком для рассказа? Красив тот, кто красиво поступает. Не имя красит человека, а человек имя.Не место красит человека, а человек место.Не одежда красит человека, а добрые дела.Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью . Вопросы к тексту- Совпали ли наши предположения перед чтением рассказа?Что больше всего вас возмутило? Что вас больше всего порадовало? - Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль?- Чему учит этот рассказ? Математическая грамотность Решите задачу: Когда падает ранняя звезда, а в поля опускается прохлада, седой паромщик открывает паромную переправу, даря надежду людям. В 7 часов 30 минут паром отходит от берега и плывет через реку. Ровно через полчаса паром отходит от противоположного берега. Еще через полчаса он снова отправляется в рейс, и так весь день соединяет берега седой паромщик. В последний рейс паром отходит от берега в 20:00 часов. Сколько раз за день паром переплывает реку? Естественнонаучная грамотность Познание мираУрок - исследование по теме: «Вода. Свойства воды» 1. Вызов - « Мозговой штурм» 2. Осмысление - исследование.-Какие исследования и как могут провести учащиеся, изучая данную тему? 3. Рефлексия «Синквейн» Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания, научить излагать сложные понятия в краткой форме. «Синквейн»Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношения к теме (чувства одной фразой).Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое - достоин быть учителем».Конфуций Рефлексия «Шарики успеха»— Было интересно...— Сегодня на мастер классе я узнал, что...— Больше всего мне понравилось...— Новым для меня стало...— Возьму с собой— Особенно мне понравилось…— Трудным для меня было… Спасибо за сотрудничество!