Урок математики для 5 класса «Числовые и буквенные выражения

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Новоселенгинская средняя школа – интернат (полного) общего образования»









Открытый урок математики в 5 классе
Тема:
«Числовые и буквенные выражения»






Выполнила: Дондокова Е.В.
учитель математики







2013 - 2014 уч.год







Цели:
Образовательные
1. Закрепить навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;  2. Проверить уровень усвоения изученной темы.
Развивающие
1. Развивать логическое мышление учащихся;  2. Развивать навыки математической речи; 3. Развивать навыки самостоятельной работы.
4. Способствовать к контролю и самоконтролю
воспитательные
1. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; 2. Воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания.

Задачи для школьников:

Знать:
определения числового и буквенного выражения;
алгоритм нахождения значения числового и буквенного выражения.
Уметь:
записывать числовые и буквенные выражения, удовлетворяющие условиям задачи;
находить значение числового выражения;
находить значение буквенного выражения.

Структура урока.
Организационный этап.
Проверка знаний основных понятий, устный счет.
Закрепление полученных знаний и отработка умений.
Физкультминутка.
Инструктаж домашнего задания.
Проверочная работа.
Подведение итогов.





Ход урока:

I. Организационный момент.(Слайд №1)

На предыдущих уроках мы уже познакомились с понятиями числовых и буквенных выражений.
Сегодня мы с вами на уроке должны закрепить навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений, а также проверить уровень усвоения изученной темы.

II. Проверка домашнего задания.(3 мин)

(если нет вопросов замечательно, ну а с теми заданиями в которых возникли сложности мы поработаем на следующем уроке)

III. Актуализация опорных знаний.(5 мин)

Ребята давайте с вами вспомним, что главное в математике это умение считать, вот и мы сейчас с вами потренируемся в счете, проверим ваши знания, выявим пробелы в знаниях и поможем их исправить.

Итак, ребята На какие группы можно разделить представленные на слайде выражения? (Слайд №2)

7+а; 125 – 10; 3в; 16 – (3 + p); 5х; (18+15)+100; х+у.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Какое выражение называют числовым?
Какое выражение называют буквенным?
Назовите, какие выражения вы отнесете к буквенным?
Почему вы отнесли выражения 3b и 5x к буквенным?
Назовите числовые выражения, представленные на слайде. Вычислите значения числовых выражений.
Вызвать 2 ученика (Двое учащихся самостоятельно составляют выражение для решения задачи по карточкам у доски).





Карточка №1
Задача.
Серёже  13 лет, а Петя -  на 10 лет старше . Сколько лет Серёже и Пете вместе.
Карточка №2
Задача.
Масса одного арбуза 6 кг, а масса другого на n кг меньше. Какова общая масса двух арбузов?

А пока наши товарищи решают мы потренеруемся в устном счете.
(Заполните таблицу Слайд №4)
Значение а
1
4
7
12
20

а+16















13 LINK "http://nsportal.ru/shkola/algebra/
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
IV. Повторение теоретического материала.(7 мин)(слайд 7,8)
Сейчас мы с вами вспомним теоретический материал и применим его на практике.
1) Какие выражения вы знаете?
2) Как найти значение числового выражения?
3) Назовите числовые (буквенные выражения).
 а)5+а          б)13*10      в)6-n+13  г)m +d -12
4) Приведите свои примеры числовых и буквенных выражений.
5) Как из числа вычесть сумму двух чисел?
6) Как из суммы двух чисел вычесть число?

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Слайд №5 Даны числа: 82, 29, 50, 35, 64, 75. Дополнить их до 100.Умножить данные числа на 11 12, 17, 45, 36, 75, 89.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №6 Прочитать выражения
23 – (x + 110);
(a –b) + 6 ;
(31 + a) + (b + c)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

А сейчас послушаем наших товарищей которые работали у доски по карточкам:
Слайд №7 Слайд №8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1. Решите задач
·9 Коля из 5 класса собрал 140 вкладышей к жвачкам, а пятеро его одноклассников собрали по 22 вкладыша. Родители поднатужились и купили этим одноклассникам еще 65 жвачек, чтобы они обогнали Колю. Сколько теперь вкладышей от жвачек в 5 классе?
Решение: 22 5 было у одноклассников
22 5 + 65 стало
Всего стало: (22 5 + 65) + 140 = 315 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

2. Решите задачу Слайд №10
Во время перемен между уроками Вася пробегает по коридорам школы 30 км, причем на первой перемене он пробегает шестую, а на второй – пятую часть всей дистанции. Сколько километров пробежит Вася по коридорам школы за первые две перемены, если ему ни разу не попадется завуч?
Решение: 30 :6 + 30 : 5 = 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 3. Решите задачу Слайд №11,12 Выбери выражение, подходящее к задаче: В доме пятиклассника Коли живет кот За год ему скормили 30 кг рыбы,колбасы – в 6 раз меньше, чем рыбы, а «Вискаса» - в 5 раз меньше, чемрыбы и колбасы вместе. Сколько всего рыбы, колбасы и «Вискаса» скормили коту за год?
30 + 30 6 + (30 + 30 6) 5
30 + 30 : 6 + (30 + 30 6) : 5
30 + 30 : 6 + (30 + 30 : 6) : 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 4. Решите задачу Слайд №13
Ёжик нашёл в лесу а грибов, а белочка – b грибов. Какой смысл имеют следующие выражения?
А+ В А - В В – А
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 5. Решите задачу Слайд №14
Пусть цена футболки а рублей, а цена трусов b рублей. Какой смысл имеет выражение:
а + в а – в 340 – (а + в)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Физкультминутка Слайд №15
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,

Шесть - на место сесть опять. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
6. Решите задачу Слайд №16
Поезд шёл двое суток. В первые сутки
он прошёл 720 км, а во вторые – на 80км
больше. Сколько километров прошёл
поезд за двое суток?
Решение : 720 + (720+80)=1520
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
7 . Решите задачу Слайд №17
Поезд шёл двое суток. В первые сутки
он прошёл 980км, а во вторые – на а км
больше. Сколько километров прошёл
поезд за двое суток?
Решение: 980 + (980 + а) = 1960 + а13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд №18

8. Найди значение выражения
3х + 121, если
Х = 12
Х = 15
Х = 20
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


9. Решите задачу Слайд №19
В полдень термометр показывал температуру t0C, а к полуночи температура опустилась на р0С. Какую температуру показывал термометр в полночь?
Составьте выражение и найдите его значение: при t = 34, р = 14
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

10. Решите задачу:Слайд №20 Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АК, если
АВ = х см, КВ = 3 см. Составьте выражение и найдите его значение при х = 12; 9; 4.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
11. Решите задачу: Слайд №21

Найдите периметр треугольника АВС, если АВ = 13 см, ВС = с см,
АС = d см. Составьте выражение и найдите его значение при:
1 вариант 2 вариант
с=10, d=8 с=5, d=12

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



V. Самостоятельная работа. Слайд №22
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ну вот ребята мы с вами всё вспомнили, а теперь проверим на сколько прочно вы это запомнили в ходе выполнения самостоятельной работы.
VI. Домашнее задание ( с комментарием) (слайд 23)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Итак ребята, что вам понравилось на уроке?
В ходе выполнения каких упражнений у вас возникали трудности?



Карточка №1
Задача.
Серёже  13 лет, а Петя -  на 10 лет старше. Сколько лет Серёже и Пете вместе.

Карточка №2
Задача.
Масса одного арбуза 6 кг, а масса другого на n кг меньше. Какова общая масса двух арбузов?









Root Entry