МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


Гилязова Г.Г
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района РТ г. Казань
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Слово «модель» (от латинского modulus – мера, образец) это любой аналог, образ (изображение, схема, описание, график и т.п.) какого-либо объекта, явления, процесса («оригинала» модели), который используется в качестве его «представителя», «заместителя» [4, 840]. В современных словарях по педагогике современных словарях по педагогике модель определяется, как аналитическое или графическое описание рассматриваемого процесса [2, с.97], [3, с.920].
Моделирование в педагогике применяется для решения таких дидактических задач, как улучшение диагностики, проектирование обучения, управление учебно-познавательной деятельностью, планирование учебного процесса, оптимизация структуры учебного материала и т.п. [14, с.114-127].
Моделирование образовательного процесса необходимо для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.
На наш взгляд, строгую и однозначную классификацию таких моделей построить невозможно, так как модель служит лишь средством познания и «в чистом виде не существует. Поэтому при разработке дидактической модели предметного обучения необходимо ориентироваться на систему видов учебной деятельности, систему методов и приемов обучения и систему форм организации учебных занятий по предмету и форм учебной деятельности, систему средств обучения.
На рисунке представлена модель формирования предметных, матапредметных и личностных компетенций при интерактивном методе обучения. При составлении этой модели мы пришли к выводу, что для формирования компетенций необходимо рассмотреть взаимосвязанные деятельности учителя и учащихся, педагогическое управление здесь совместное, типа сотрудничества и диалогического общения. Учащиеся могут быть в той же мере активными, что и преподаватель: ставить цели и организовывать процесс их достижения, запрашивать информацию у преподавателя, ставить перед ним проблемные вопросы. Содержание, формы, методы и средства обучения выступают посредниками между обучающим и обучающимися, причем они также взаимосвязаны: использование какого-то средства требует изменения содержания или хотя бы его структуры.
Целью интерактивного обучения является не только усвоение знаний, умений и навыков, а овладение предметными и метапредметными компетенциями в соответствии с ФГОС ООО [5]. Можно выделить задачи при проведении интерактивного урока:
1) убедить учащихся в необходимости учиться. Для решения этой задачи используется входной контроль знаний с применением средств и методов программированного обучения.
2) возбудить интерес к предмету, убедить учащихся в практической ценности изучаемого материала, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний.
3) закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков их практического применения при интерактивном методе обучения.
4) создание условий для изучения и творческого освоения предмета, а также для активного обмена знаниями и опытом между учащимися.
5) практическое применение полученных знаний и умений.
Эта модель представляет собой структурную взаимосвязь содержательного, организационно-педагогического и диагностического блока.

Содержательный блок
Диагностический блок
Структурно-логическая схема
технологической карты урока
этапы урока
деятельность учителя
деятельность ученика
Педагогические условия:
1. Дидактические (определенных форм, средств и методов обучения, а также методов и форм контроля за усвоением знаний: тесты, интерактивные обучающие компьютерные программы и т.д.).
2. Организационные (диагностика уровня подготовки; организационная и учебная подготовка обучающихся к работе с интерактивными методами и формами обучения; создание материально-технической базы)
3. Психолого-педагогические (включение внешней и внутренней мотивации деятельности)
Методы:
- проблемная лекция;
- творческие задания;
- мозговой штурм;
- ролевая игра
Средства:
- учебные пособия;
-аудиовизуальные средства;
- дополнительная литература;
- дидактические материалы;
- интернет
Формы:
- парные;
- групповые;
- коллективные
Диагностика предметных компетенции:
- тесты;
- контрольные работы;
- географический
диктант и др.
формирование предметных и метапредметных компетенций (УУД)
Организационно - педагогический блок
Диагностика
метапредметных компетенций:
-наблюдение;
- оценочный лист
- тестирование;
- анкетирование
Диагностика Личностных компетенций:
-психолого-педагогическое тестирование;
- оценка мотивации
- анкетирование

Рис.1. Модель формирования компетенций
В содержательном блоке рассматривается структурно-логическая схема технологической карты урока, которая включает в себя этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые компетенции в результате обучения интерактивным методом. А именно, развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений при работе с атласами и контурными картами и др.
Организационно-педагогический блок включает в себя педагогические условия, методы, средства и формы обучения. Отобраны наиболее значимые на наш взгляд педагогические условия, необходимые для реализации интерактивного урока. Рассмотрены методы (аквариум, мозговой штурм и т.д.), формы организации (парные, групповые работы) и применяемые средства для проведения интерактивного урока.
Диагностический блок включает в себя формируемые компетенции на уроках географии. Здесь осуществляется самоконтроль обучающихся и контроль учителя, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени. Оценивается развитие мотивации, интересов, рассматриваются способности мышления и навыки учебно-познавательной деятельности.
Моделирование может, применяется для решения следующих важных задач: оптимизации структуры учебного материала; улучшения планирования учебного процесса; управления познавательной деятельностью; формирование компетенций; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
Таким образом, правильный выбор места и времени применения тех или иных форм и методов обучения, по ходу реализации учебного плана позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при преимущественном использовании только одной формы или одного метода обучения.
Литература:
1. Камалеева, А.Р. Теоретические основы моделирования педагогических систем / А.Р. Камалеева, Э.Ф. Нургазизова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – №1. – С. 114–127.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М., 2005. – С. 97.
3. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 920 с.
4. Солодова Е.А., Антонов Ю.П. Математическое моделирование педагогических систем. - МКО. - 2005. Ч. 1. С. 113–119.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 22.01.2015)