Программа факультатива Разговор о правильном питании (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 20 с. Лувеньга

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы № 20:
_______________Г.А.Зуева
«____»__________20___ г.


Программа факультатива
«Разговор о правильном питании»

5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Срок реализации: 1 год

Автор: Ермакова Л.А.,
учитель биологии и химии
МБОУ, СОШ № 20





с. Лувеньга
2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью.
Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы. В настоящее время в работе образовательных учреждений используются различные варианты образовательных программ, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Одной из них является программа "Разговор о правильном питании", разработанная в 2 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора Института возрастной физиологии, академика РАО.
Программа ориентирована на учащихся 12 -14 лет, программа отражает идеи и положения формирования культуры здорового питания, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Целью программы "Разговор о правильном питании" является эффективное формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Программа включает в себя три содержательные части:
Часть 1 «Разговор о правильном питании»
Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»
Часть 3 ««Формула правильного питания».
Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для обучающихся «Формула правильного питания», блокнот для школьника «Формула правильного питания», методическое пособие для учителя.
Сроки реализации определяются самим педагогом с учётом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д. Программа реализуется в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), в рамках факультативной и кружковой работы, в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. При работе программы используются следующие методы: ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии, обсуждения.
Программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает: 
Пояснительную записку.
Общую характеристику факультативного курса «Формула правильного питания».
Место факультативного курса «Формула правильного питания» в базисном учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса «Формула правильного питания».
Содержание факультативного курса «Формула правильного питания».
Тематическое  планирование
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Планируемые результаты изучения факультативного курса «Формула правильного питания».
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- Развития представления учащихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье. - Расширение знаний школьников о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила. - Освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания. - Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека. - Информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов. - Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности. - Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы. - Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам: - возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков; - научная обоснованность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания подростков; - практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков; - динамическое развитие и системность - содержание программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения учебных модулей; - модульность структуры – УМК может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа; - вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся; - культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа; - социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.



Реализация третьей части программы «Разговор о правильном питании»
«ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»
«Формула правильного питания» предназначена для детей 12-14 лет, познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».
Содержание учебно – методического комплекта «Формулы правильного питания», а также используемые формы и методы её реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Изучение базируется на самостоятельной творческой работе подростков, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, основаны на творческой работе подростка – самостоятельной или в коллективе.
Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:
полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;
подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.
Содержание курса
Раздел "Здоровье - это здорово" (2 часа)
Здоровье, здоровый образ жизни. Характер, привычки, поведение, правильное питание.
Знакомство с рабочей тетрадью, целями и задачами курса.
Развивать представления о ценности здоровья и роли правильного питания в его сохранении.
Развивать представление об ответственности человека за свое здоровье. Формировать умение оценивать свой образ жизни, его соответствие понятию «здоровый».

Раздел "Продукты разные нужны, продукты разные важны" (2 часа)
Развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма. Знакомство с понятием «рацион питания», «рациональное питание». Формировать умение оценивать свой рацион питания. Знакомство с понятием и свойствами белка, необходимости белка для организма человека. Знакомство с понятием и свойствами жиров, необходимости жиров для организма человека. Знакомство с понятием «углеводы», необходимости углеводов для организма человека. Знакомство с понятием «витамины». Необходимость витамина С для организма человека.

Раздел "Режим питания" (5 часов)
Развивать представление о роли регулярного питания для сохранения здоровья. Формировать представление о разных типах режима питания. Формировать умение планировать свой день с учетом необходимости регулярно питаться.
Практическая работа № 1 «Меню дня» (1час).
Раздел "Энергия пищи" (3 часа)
Развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту.
Развивать представление о влиянии питания на внешность человека. Формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания. Знакомство с понятием «килокалории», «калорийность», высококалорийные и низкокалорийные продукты. Практическая работа № 2 «Расчет килокалорий необходимых в день в зависимости от возраста и нагрузки» (1час).

Раздел «Гигиена питания и приготовление пищи» (3 часа)
Развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку». Формировать представление о системе общественного питания, правилах, которые необходимо соблюдать во время посещения столовой, кафе и т.д. Обмен мнениями о полезных/вредных вариантах еды вне дома, что такое общественное питание, правила гигиены, режим питания. Знакомство с понятием экскурсия, поход, пешее путешествие. Обмен мнениями о правилах поведения, правила безопасности во время похода, экскурсии.

Раздел «Потребительская культура: ты – покупатель» (2 часа)
Знакомство понятием покупатель, торговля, потребитель; с правами потребителя. Формировать представление о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупки. Формировать умение использовать информацию, приведенную на упаковке товара. Знакомство с понятием скоропортящийся продукт, срок хранения.

Раздел «Ты готовишь себе и друзьям» (7 часов)
Развивать представления о правилах безопасного поведения на кухне, при использовании бытовых приборов. Обсуждение пословиц. Разговор о правильной и вкусной еде. Развивать представление об этикете и правилах сервировки стола. Развивать интерес к процессу приготовления пищи. Формировать практические навыки приготовления пищи. Составление правил безопасности при обращении с приборами и техникой на кухне.
Практическая работа № 3. «Советы хозяюшки» (1час)

Раздел «Традиции и культура питания» (10 часов)
Формировать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.). Знакомство с понятиями «кулинария», кулинарные традиции и обычаи. Формировать представление о кулинарии как части культуры человечества.
Расширять представление о традициях и культуре питания в различные исторические эпохи. Формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран. Развивать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека. Развивать культурный кругозор учащихся, пробуждать интерес к различным видам искусства (знакомство с произведениями искусства, где изображена пища, кухонная утварь и др.)








Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Раздел, тема
Всего часов
В том числе
Форма проведения занятия
Образовательный продукт




теория
практика



1.
Вводное занятие. Я и мое здоровье.
1
1

Лекция, беседа.
Культура питания.

2.
Мой образ жизни
1

1
Мини-проект
Правильное питание и здоровье.

3.
Продукты разные нужны, продукты разные важны
1
0,5
0,5
Лекция, работа в группах.
Расширение знаний о различных продуктах – основных источниках.

4.
Пищевые вещества, белки, жиры, углеводы.
1
0,5
0,5
Лекция, конкурс.
Формирование правила питания. Анализ рациона питания.

5.
О витаминах и минеральных веществах
1
1

Лекция, беседа.
Знакомство с различными вариантами организации режима питания.

6.
Режим питания
1
1

Лекция, игра.
Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню.

7.
Составление меню для завтрака
1
1

Лекция, беседа.
Представление об обеде, его структуре.

8.
Составление меню обеда, меню ужина
1
0,5
0,5
Лекция, работа в группах.
Формирование представления об ужине и его составе.

9.
Мой режим питания
1

1
Практическая работа.
Умение составлять и соблюдать режим питания.

10.
Энергия пищи
1
0,5
0,5
Лекция, беседа, работа в группах.
Формирование представления о пище как источнике энергии для организма.

11.
Вкусная математика
1

1
Исследова-тельская работа.
Оценивание рациона питания от их образа жизни.

12.
Оформление плаката «Любимые продукты и блюда».
1

1
Работа в группах.
Умение работать в группе.

13.
Где и как мы едим
1

1
Самостоятельная работа, ролевая игра.
Формирование готовности соблюдать осторожность при использовании в пищу незнакомых продуктов.

14.

Мы не дружим с «сухомяткой»
1
0,5
0,5
Мини-проект
Анализ рациона питания.

15.
Путешествие и поход
1

1
Обсуждение, работа в группах.
Формирование основных правил безопасного поведения в походе.

16.
Ты – покупатель
1
1

Беседа.
Формирование знаний о правах и обязанностях покупателя.

17.
Где можно сделать покупку
1

1
Обсуждение, работа в группах.
Формирование умения читать и использовать информацию, приведенную на упаковке продукта.

18.
Ты готовишь себе и друзьям
1
0,5
0,5
Викторина, ролевая игра.
Развитие представления о правилах этикета.

19.
Помощники на кухне
1
1

Беседа.
Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне.

20.
Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола
1
0.5
0,5
Ситуацион-ная игра, работа в группах.
Освоение навыков сервировки стола.

21.
Практическая работа № 3 «Советы хозяюшки».
1

1
Практическая работа.
Таблица.

22.
Вредные и полезные привычки в питании.
1
1

Беседа.
Освоение практических навыков о правильном питании.

23.
Питание в семье
1
0,5
0,5
Лекция, беседа, игра.
Формирование знаний о полноценном питании.

24.
Где найти витамины зимой и весной
1
0,5
0,5
Лекция, игра.
Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ.

25.
Кухни разных народов
1

1
Мини-проект, самостоятельная работа.
Формирование чувства уважения и интереса к истории и культуре других народов.

26.
Кулинарные праздники
1
1

Творческий проект.
Знание кулинарных обычаев и традиций.

27.
Первобытная кулинария
1

1
Творческий проект, викторина.
Формирование представления об истории кулинарии.

28.
Кулинария в Древней Греции и Риме
1
0,5
0,5
Творческий проект.
Развитие кругозора учащихся, их интереса к изучению истории.

29.
Как питались на Руси
1
0,5
0,5
Мини-проект.
Умение самостоятельно находить необходимую информацию.

30.
Клуб знатоков русской кухни
1
0,5
0,5
Работа в группах, самостоятельная работа.
Расширение знаний об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.

31.
Вкусная картина
1

1
Викторина.
Знание истории русской кухни.

32.
Составление натюрморта
1

1
Творческий проект.
Интерес к творческой деятельности.

33.
Необычное кулинарное путешествие
1

1
Самостоятельная работа.
Развитие представления о правильном питании. Формирование интереса к различным видам искусства.

34.
Подведение итогов
1

1
Викторина.
Итоги полученных знаний, умений и навыков.


Всего
34
14
20

































Список литературы
Формула правильного питания: Методическое пособие для учителя / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2011.
Формула правильного питания: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2011
Формула правильного питания: Блокнот/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014
http://www.prav-pit.ru - дополнительная информация о программе «Разговор о правильном питании»















Программа факультатива «Разговор о правильном питании» Ермакова Л.А.








15