Анализ педагогической деятельности учителя начальных классо для аттестации на высшую категорию

Школа и дети в моей жизни или как все начиналось

Я, Иванникова Галина Валентиновна, учитель начальных классов.
По окончании Орловского государственного педагогического института пришла работать в МБОУ «Сергиевская СОШ», где сама получила среднее образование. И это было в далеком 1992 году. Работать я начала с учащимися первого класса – шестилетками. Они пришли «первый раз в первый класс», и я впервые вошла в класс в роли учителя, окончив вуз. Опыта личного нет, а детям нужно дать знания. Сидят передо мной несмышленыши, не знающие ничего, не умеющие сидеть, слушать, читать, писать, считать. Всему их надо научить А как? В вузовских учебниках одно, а в школе – другое, здесь живые дети, а не учебники. Вот и пришлось мне снова учиться, чтоб обучать малышей. Я обратилась к литературе, где описывался опыт педагогов, советы психологов учителям и родителям.
Став школьниками, дети многое делают в первый раз. И от того, какими будут эти первые шаги в школе, часто зависит и дальнейшее отношение ребенка к учению, учителям. А для того, чтобы детям понравилось в школе, нужно создать теплую сердечную атмосферу. А как это сделать?
Я начинала тогда, и начинаю сей час урок с улыбки. Улыбка – это мое приветствие, мое обращение к детям. Дети улыбаются мне. Она сближает , вселяет уверенность. Ведь улыбка – это зеркало души. Также на первых порах я оценивала успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а оценивала достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчеркивала его развитие и продвижение. При этом отмечала старания ребенка и усилия, которые он прилагал для достижения хороших результатов в учении.
Поступив в школу, ребенок впервые начинает заниматься систематической общественно значимой деятельностью – учением и выступает как член большого детского коллектива. Именно здесь процесс формирования общественной активности, самостоятельности, нравственности ребенка приобретает новые черты. Но организуя учебную, теперь ведущую деятельность детей, нельзя исключить из их жизни игру, деятельность, которая была ведущей в дошкольном воспитании. Поэтому я использовала игры на уроках, во внеклассных мероприятиях, особенно в первом классе. Они носили разнообразный характер: одни были направлены на развитие нравственных качеств человека, другие на формирование трудовых навыков, третьи - на формирование взаимоотношений в классе и пр. Это такие игры, как: «Город вежливости», «Фабрика Деда Мороза», «Книжкина больница» т т.д. Ведь игры, которые вызывают положительно окрашенные переживания, создают общий радостный ритм жизни, оптимистическое настроение у детей.
Огромную роль в нравственном формировании ребенка играет система его отношений со взрослыми и сверстниками. В школе отношения учителя и детей становятся деловыми, более регламентированными, чем в детском саду. Но я со своими учениками придерживалась гибкой и подвижной позиции. В отдельных случаях : на перемене, в общественно полезном труде, во время внеклассных занятий выступала как старший товарищ, как партнер в игре, как равный участник совместной трудовой деятельности.
Отношения со сверстниками также изменяются по приходу детей в школу. Расширяется круг общения, возрастает избирательность в установлении личных отношений. Учащиеся больше начинают ориентироваться на нормы и ценности, которые складываются в среде его сверстников. Поэтому я старалась находиться в курсе всех дел взаимоотношений в классе и своевременно приходить на помощь при затруднениях или ошибках в отношениях друг с другом. Это помогало мне создать в классе положительный эмоциональный тонус, атмосферу радостного состояния духа школьника, доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе.
Методическими приемами работы старалась пользоваться творчески, видоизменяла их в зависимости от подготовленности класса, общего развития детей, старалась находить новые, оригинальные подходы к решению той или иной учебно-воспитательной проблеме. Каждую минуту урока старалась использовать эффективно. На занятиях царила добрая рабочая атмосфера. К каждому ребенку имелся индивидуальный подход.
Вся моя работа проходила в тесном контакте с родителями учащихся. Мы вместе искали нужные подходы, чтобы педагогически правильно воздействовать на каждого ребенка.
Учителем начальных классов я проработала 9 лет (1992 – 2001гг). На протяжении всех этих лет в классах не было неуспевающих детей. Классы отличались познавательной активностью, целеустремленностью, дисциплинированностью, умением постоять друг за друга и придти на помощь друг другу, самостоятельностью. В среднем и старшем звеньях учителям- предметникам с ними было интересно работать. Из двух выпусков два ученика окончили школу с серебряными медалями. Это Бородина Жанна в 2004 году, Жданова Ольга в 2007году. За время работы давала открытые уроки на коллегии директоров, завучей по УВР, районных МО, была участником конкурса «Учитель года», за что получила памятный подарок. В «Ливенской газете» была моя фотография со статьей о моих успехах на учебном поприще.
С 2002 по 2008 годы я работала в МБОУ «Сергиевская СОШ» социальным педагогом. Вы спросите: «А почему возникла такая необходимость?» Я отвечу: «Потому что все больше становилось неблагополучных семей и неблагополучных детей. А основной задачей социального педагога школы и является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой».
Говорят, что воспитывает даже воздух, которым дышат дети. В Сергиевской школе царит атмосфера сердечности, доброжелательности в отношениях педагогов и их воспитанников. Но этого нельзя сказать про родителей. Некоторые не хотят, не желают сотрудничать со школой и
бывает порой, что очень трудно добиться их согласия. Поэтому я совместно с классными руководителями, озабоченные судьбой своих учеников, шли в эти семьи с помощью и советами, которые способствовали устранению родительских ошибок, изменению взаимоотношений в семье. Так, благодаря нашей слаженной работе , ученик школы, а сейчас учащийся профтехучилища Мартынов Роман, не стал беспризорным.
Те родители, которые не подчинялись Уставу школы, не занимались воспитанием, обучением и развитием детей, а дети в свою очередь не хотели учиться, пропускали занятия беспричинно, совершали проступки, я вызывала на совет общественности в сельскую администрацию, на КДН. В результате такой работы, мне удалось спасти семью Байковской Надежды Николаевны, которая в настоящее время процветает. А ведь не было бы социальной службы, могла бы быть трагедия в семье: мать спилась бы, а ребенка отправили бы в детский дом.
По - разному можно помогать семье. Но есть одна, не отраженная нигде, но тем не менее ценная помощь – это любовь к детям и принятие учителями родителей и школьников. В основе этой любви лежит особое педагогическое чувство. Любить детей – это значит их понимать. А можно ли любить всех одинаково? И ленивого, и дерзкого, и мать-алкоголичку? Есть такое понятие, как «воспитывающая любовь». Любовь, направленная на помощь человеку, попавшему в беду. Такая любовь присуща мне и всему педагогическому коллективу Сергиевской средней школы. Поэтому за шесть лет работы социальным педагогом ни один ребенок не стоял на учете в детской комнате милиции, ни один не был замечен в совершении преступлений.
За свой скромный труд по воспитанию подрастающего поколения была награждена Почетной грамотой РУО.
Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа - это место, где ребенка больше всего воспитывают. А кто занимается воспитанием учащихся в школе? Конечно, это классный руководитель.
С 2002 года по 2009 год я была классным руководителем у «вчерашних» выпускников. Главное в моей воспитательной работе было: развитие познавательного интереса, создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствовало развитию личности каждого ученика, коллектива в целом, помогало в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни, признанию личности человека как абсолютной ценности. Все это особенно важно оказалось в выпускном классе, когда юноши и девушки стояли на пороге взрослой жизни, которая требовала от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию.
И мой труд не прошел даром. В классе было 9 человек. Восемь из них окончили школу на «4» и «5». Все они поступили в высшие учебные заведения, выбрав профессию по своим способностям и по душе.
С 2009 года я опять учитель начальных классов. И все повторяется вновь. Передо мной мои малыши – первоклашки, смотрят своими глазками кто с интересом, кто с удивлением, а кто-то и с хитринкой. И опять .меня волнуют вопросы: «Как научить детей учиться?», «Как воспитывать интерес к знаниям?». Ответ один: работать над собой, непрерывно повышать свой образовательный уровень, дружить с методической литературой и прочими источниками по работе с детьми. А главное – любить детей. А это я умею.




Учитель начальных классов: _____________ /Г.В. Иванникова/

15