Описание профессиональной деятельности при прохождении аттестации на высшую категорию.


Описание профессиональной педагогической деятельности
учителя истории и обществознания
МОБУ Тумаковской средней общеобразовательной школы Ирбейского района
Гаврильковой Любови Николаевны
В МОБУ Тумаковская сош Ирбейского района работаю с 1986года.
Сообщаю о себе следующие сведения:- образование высшее, закончила в 2012 году Красноярский Государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева отделение истории по специальности учитель истории.- стаж педагогической работы 36лет;- общий стаж 38 лет;- стаж педагогической работы в данном учреждении 26 лет, в данной должности ;- квалификационная категория – высшая.
Историческое образование сегодня – один из сложных и противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не претерпела столько изменений как история, учащимся трудно осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов. Школа сегодня как растревоженный улей занята поисками новых путей обучения. Главный для меня вопрос «Как сегодня преподавать историю в школе?». Понятно, что нудное изложение материала приводит к безразличию и созерцанию. Новые процессы в обществе внесли собственные коррективы в жизнь и деятельность каждого человека, а учителя в первую очередь. В настоящее время сформировалась новая молодежная культура, в среде современной молодежи естественными и нормальными кажутся вещи, которые 10-15 лет назад были просто не допустимы. Мы не можем ни запретить, ни изменить эту новую культуру, мы можем корректировать поведение наших учеников и их отношение к жизни. Сегодня школьники черпают огромную информацию из разных источников, общаются с десятками виртуальных друзей, которые тоже влияют на их отношение и поведение. Именно это, я думаю, и является главной причиной того, что современному школьнику стало скучно на обычном уроке. И я как учитель ничего с этим поделать не могу, но понимаю, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение и ученику и учителю.  Поэтому я решила менять свой подход к процессу обучения: использовать различные формы работы в рамках технологии проблемного обучения с использованием информационных технологий на уроках истории. Считаю, что проблемное обучение на уроках истории просто необходимо, так как оно формирует творческую личность, научает школьника мыслить, находить решение различных проблемных ситуаций, накапливать знания и анализировать. Кроме того, постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он перестает «пасовать» перед проблемами, а наоборот старается их разрешить. А разрешая, приобретает уверенность в собственных силах, что в итоге в процессе социализации поможет ему избежать стрессов.На уроке я осознанно создаю ситуацию затруднения, в которой присутствует несоответствие между уже имеющимися знаниями и знаниями, которые необходимы для решения проблемы. Например: «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован», или «В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Что мне как учителю дает этот метод? Метод проблемного обучения, включающий в себя проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод, может прекрасно сочетаться с классическим объяснительно иллюстративным, репродуктивным методами обучения. Моя задача – сформулировать вопрос сложным настолько, чтобы он не только вызывал затруднение, но и был посильным для ученика. Проблемные вопросы условно можно разделить на несколько типов:
1.Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.
2.Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
3. Задачи на анализ факта, события.
4.Задачи на оценку деятельности конкретной личности. Для того, чтобы любую проблему учащиеся решали с интересом, стараюсь, чтобы каждый урок содержал информацию, которая вызовет удивление, изумление - то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие. При подготовке к уроку истории всегда продумываю возможность, способную превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к изучаемой теме. Стараюсь приподнести учебный материал так, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть?». Приучаю школьников к проблемным вопросам постепенно, как правило начинаю с продуктивно-познавательных: кто, что, когда и т.д. И только затем: почему, докажите, подумайте и т.д. Моя задача – удержать их внимание в теме урока. Стоит отметить, что в разговор не боятся вступать учащиеся неактивные, неспособные или с плохой памятью.
Используя проблемный метод, всегда учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Делаю выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта ставлю проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией объясняю материал сама и в конце провожу опрос проблемного характера. Применяя проблемный метод, поняла, что освоение его – дело продолжительного времени, важна система.
Чтобы на моих уроках не скучали, я применяю современные подходы к процессу обучения. При проведении уроков я чаще всего использую постановку проблемы в начале урока. Я использую различные формы уроков: урок - учебная игра: «Умники и умницы»; «Счастливый случай»; урок – исторический суд: «Суд современности над Петром I»; урок – дискуссия: «Петр I: Тиран или реформатор»; урок – версия: «Властитель слабый и лукавый…» (почему не пошла перестройка у Александра I). Такие формы уроков больше всего подходят к урокам обобщения и требуют больших временных затрат, поэтому часто их проводить не получается (1-2 урока в год). Как педагогическая технология, игра интересна тем, что создает эмоциональный подъём, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Любой игровой урок я стараюсь сделать результативным и держать в поле зрения всех учеников класса. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющую школьника мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры активизируются даже самые неактивные учащиеся, а побеждает чаще не тот, кто больше знает, а тот, у кого развито воображение, кто умеет видеть, быстрее реагировать в игровой ситуации. В своей практике я использую игровые технологии, основанные на методологических подходах М.М. Бирштейна, А.Л. Буркова, Н.В. Сыскина и др. Это игры дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие.
На всех уроках изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Почему вы так думаете?», «Что бы сделали вы, если бы..?». Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю школьников самим найти правильное решение проблемы.
В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события. По желанию школьников в 5-6классах мною сформированы Портфолио учащихся. Учащиеся старшей школы готовят доклады,рефераты,пишутсочинения–эссе. Особое внимание уделяю традиционным приемам работы с текстом, каковыми являются план, таблица, из новых - кластер. Составление простого (информационного) плана формирует у школьников умение выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно и воспроизвести информацию максимально близко к тексту. Практикую и составление развернутого плана, который отличается более сложной структурой и научает школьников не только выделять и формулировать основные идеи текста, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие и подтверждающие главные мысли текста. Проверяя работу, основное внимание обращаю на то, чтобы названия пунктов и подпунктов развернутого плана не дублировали друг друга, чтобы содержание плана не искажало информацию текста. С целью актуализировать уникальность и неповторимость исторических событий, исторических источников, практикую составление тезисного плана (простой или развернутый). Пример: тезисный план «Прожекты Избранной рады».1. С легкой руки Андрея Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады.2. В 1549 году в Москве был созван Земский собор – совещательный орган при царе, представлявший высшее духовенство, бояр и служилых людей. 3. На следующий год «уложили» новый Судебник, большая часть статей которогопосвящаласьвопросамуправленияисуда.4. Церковные соборы 1549 и 1551 годов утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства.5. Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отрасляморганыцентральногоуправления иприказы. После того, как школьники научаются составлять планы и сравнительные характеристики, ввожу в учебный процесс таблицы (конкретизирующие и сравнительные). Мне нравится работа по составлению таблиц. Это учит выделять главное в тексте, сравнивать, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно, например: «Повинности зависимых крестьян» (название и содержание). Особое внимание уделяю работе по заполнению сравнительных таблиц, ведь на сравнении исторических фактов строится экзаменационное задание в части С ЕГЭ. В условиях современного образования (разные источники, вариативные программы, открытый характер информации) на первый план выступает критическое мышление школьника как результат исторического образования (определять ложные стереотипы, отличать факт от предположения, уметь делать выводы). Решаю проблему формирования критического мышления школьников, применяя прием кластеров в старшей школе и старшем звене основной. Умения, которые развиваются в процессе работы с кластером также востребованы в экзаменационной работе в заданиях в части С ЕГЭ. Такие формы помогают учащимся последовательно и логически верно выстроить события и исторические процессы, потому что не каждый ребенок может самостоятельно уловить суть исторических явлений. Те учащиеся, которым трудно воспроизводить информацию устно, при ответе опираются на составленные планы и кластеры.
Современный урок в старшей школе не представляю без работы с источником. Работу с источником веду с 5 класса, постепенно расширяя круг источников, типы заданий и виды самостоятельной работы учащихся с документами. В младшем звене основной школы работа с источником осуществляется на простом уровне: чтение и пересказ документа, составление к нему плана, объяснительное чтение, ответы на вопросы к документу и сравнительное сопоставление двух документов, дополняющих друг друга и характеризующих одно и тоже событие. При работе с текстом предлагаю учащимся «прочитать, что сказано об этом в документе», «привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе документа», «подтвердить свое мнение документом». В старшей школе работу с документом усложняю. Они выполняют более сложные задания: выбрать главное в содержании; мотивировать свой выбор; сравнить условия; дать характеристику политическим и государственным деятелям. Использование работы с источниками позволяет мне решить следующие задачи: формировать более полные и прочные знания, углубить их; развить мышление учащихся; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; формировать оценочные суждения учащихся и их познавательные возможности. При работе с источником применяю следующие формы работы: парная – постановка вопроса к источнику (вопрос - ответ); индивидуальная – выделение ключевых слов по проблеме в тексте; коллективная – составление конкретизирующих таблиц. Обязательно предлагаю учащимся памятку для работы с источником. Памятка обязательно должна содержать вопросы, соответствующие виду документа. Она помогает им усвоить исторический материал. Чтобы сделать интересной работу с источником, предлагаю учащимся провести обмен знаниями, работая индивидуально или в группах. Затем отдельные учащиеся или группы выступают по очереди и знакомят класс с результатами своей работы. Пример: Из воспоминаний Г.К. Жукова:
«… Сталин собрал Главный Военный Совет, на который были приглашены все члены Политбюро, маршалы, генералы (…). В зал заседания вошел Сталин. Он был мрачен, как черная туча. Ни слова неговоря, он достал из кармана бумагу, бросил ее секретарю Главвоенсовета генералу Штеменко С.М. и сказал: «Читайте». Это было заявление на маршала Жукова от бывшего адьютанта (…) и Главного маршала авиации (…), содержащихся в тюрьме. Основная суть сводилась к тому, что маршал Жуков нелояльно относится к Сталину, считает, что он, Жуков, а не Сталин вершил главные дела во время минувшей войны, что якобы неоднократно вел разговоры, направленные против Сталина. Якобы во время войны сколачивал вокруг себя группу недовольных генералов и офицеров ….
Кончилось тем, что меня сняли с должности Главкома сухопутных войск и отправили командовать Одесским военным округом, а на состоявшемся Пленуме ЦК ВКП(б) вывели из состава ЦК без всякой формулировки….
В 1947 г. была арестована большая группа генералов и офицеров, и главным образом те, кто когда-либо работали со мной…. Всех их физически принуждали признаться в подготовке «военного заговора» против сталинского руководства, организованного маршалом Жуковым»
Поскольку это документ личностного характера, то и вопросы к нему должны быть соответствующие:
- кто автор документа? Каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям?
- что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
- чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
- в чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному факту?
- доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
- разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
Работа с источником – это работа с текстом. Прежде, чем ответить на вопросы к тексту-документу, учащиеся должны научиться различать их виды (документ государственного, международного, исторического, личностного характера, документ, связанный с политической борьбой, документ литературного жанра), понимать каждое слово в тексте, каждое словосочетание. Причем не должно быть примерного понимания содержания текста, иначе это приведет к привычке приблизительного усвоения текста. Для меня важно настроить учащихся на работу с текстом: «Внимательно прочитайте текст». Главное – научить их видеть в тексте «ключевые слова». Пример: 1.Напишите ключевые слова, которые будут необходимы для описания истории Древнего Египта. 2. Составьте рассказ на тему «Путешествие по Нилу» или «О чем рассказал писец». Используйте здесь слова: пороги, оазис, шадуф, канал, урожай, крокодил, папирус, фараон, писец, земледелец, гончар, надсмотрщик, колесница, мумия, саркофаг, вельможа, пирамида, сфинкс, хижина, дворец, храм жрец, Осирис, амулет, Анубис. Школьники составляют рассказ письменно, чаще устно, а затем рецензируют ответ друг друга. При этом обязательно обращают внимание на правильное употребление терминов и понятий, последовательность излагаемых событий. Происходит запоминание «ключевых слов» по теме и формируется умение правильно строить свой ответ и выполнять анализ рассказа. Или предлагаю школьникам из приведенных слов составить определения исторических понятий:
- вопросы, важные, решать, народное собрание (вече);
- территория, собирал, с, которую, подвластные, объезжая, её, натурой, дань, платили князь, деньгами, или (полюдье);
- Ольга, дань, размер, княгиня, установлен, реформа (уроки).
Регулярная работа с текстом – залог успешного выполнения заданий части С на ЕГЭ.
Запоминание и правильное употребление исторических понятий в 5-6 классах идет быстрее, если в уроке присутствуют игровые моменты. Поэтому практикую уроки – КВН, «Счастливый случай», урок- практическое занятие, тематические викторины. Применяю в уроке и иллюстрированный материал, что также способствует лучшему запоминанию терминологии. Успешным бывает урок лишь при одном условии, когда речь учителя понятна для учащихся. Поэтому особое внимание уделяю работе с терминологией и понятиями на уроке. Провожу диктанты, практикую составление схем, концентрическихкругов.Самым сложным в преподавании истории считаю работу по формированию хронологических знаний и умений. Школьники не любят учить даты. Многие из них по этой причине не любят историю как предмет.
Чтобы сделать запоминание дат приемлемым для учащихся, делю историю на периоды. Это воображаемое деление. Наряду с простым запоминанием дат-одиночек применяю систему А.И. Стражева, «развивающую у школьников представление о времени, как пути исторических событий и о датах как моментах исторического развития», т.е. ввожу хронологические комплексы. Это помогает учащимся лучше запоминать даты. Хронологический комплекс отражает длительность исторического явления, их последовательность или одновременность и представляет собой таблицу, хронологическую или синхронистическую. Обычно в них две колонки (дата и событие), а в тематической таблице присутствует третья колонка, которая раскрывает значение каждого факта в отдельности. Применяю также схемы-лесенки, в которых выстраиваю цепочку дат и событий, которые привели к определенному событию («Мир на пути к Первой мировой войне», «Зарождение фашизма в Европе», «Мир на пути ко Второй мировой войне»).
Параллельно с введением основных единиц исторического времени в 5 классе формирую у учащихся правило установления их соотношения (год-век-тысячелетие) по аналогии с часами Пример: 12 часов 40 минут – это 13-й час, 1240 год – это 13 век. Более сложную хронологию отрабатываю в упражнениях: определение века и тысячелетия (в течение минуты предлагаю посмотреть пары дат и определить, какие из них относятся к одному веку или тысячелетию); подбор дат, принадлежащих указанному веку или тысячелетию; сопоставление дат, относящихся к одному веку или тысячелетию. В 5 классе применяя методику Г.И. Годера, ввожу понятия «новая эра» и «до новой эры» и применяю решение стандартных хронологических задач с помощью чертежа на линии времени. Пример: «Подсчитайте, сколько лет назад произошло Марафонское сражение», «Подсчитайте, в каком году произошло событие, если оно случилось 3546 летназад»; в 6 классе – «Сколько лет столице нашей Родины – городу Москве, если известно, что она была основана в 1147 году» или «Какое из двух событий произошло раньше и на сколько лет: 1.Битва на реке Калке произошла в 1223 году. 2. Сражение на поле Куликовом произошло в 1480».
Также применяю в качестве диагностирующих и контрольных заданий тесты с выбором ответа по датам и событиям, тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов, тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений соотносить факты с определенным периодом исторического развития, тесты на проверку, тесты с ограничениями на ответ (вставить в текст пропущенное слово или дату), тесты на определение хронологической последовательности, тесты на исключение лишнего из логического ряда. В старшей школе работу с хронологией организую на более высоком уровне. Пример: «Прочтите отрывок из документа и укажите время, к которому он относится» или «Прочтите отрывок из регламента мануфактур-коллегии и назовите имя государя, с чьим правлением связано его появление». Выполнение таких заданий провожу, используя карточку – инструкцию «Алгоритм выполнения атрибутивных заданий по документам». Пример: 1. Внимательно прочтите задание. 2. Выясните, что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое в нем событие (объект атрибуции). 3. Выясните, какой признак объекта должен быть установлен (предмет атрибуции: время создания, время действия, название события, имя действующего лица). 4. В соответствии с предметом атрибуции выделите в тексте ключевые слова, которые помогут узнать событие и дату документа. Проанализировать их и обобщить. 5. Сформулировать краткий ответ или выбрать его из текста, убедиться, что ни одно из ключевых слов не противоречит ему. Обычно в тексте приводится несколько ключевых слов или выражений, что помогает учащимся довольно быстро идентифицировать исторический персонаж или дату. Работа над выполнением таких заданий формирует у учащихся умение анализировать, сопоставляя факты, что в дальнейшем поможет им в выполнении заданий части С на ЕГЭ.
Изучение истории немыслимо без наличия карты на уроке. Карты использую разные: общие, обзорные и тематические. Наряду с картами использую в уроке и картосхемы в учебниках: «Марафонское сражение», «Битва на Неве», «Ледовое побоище», «Куликовская битва». При работе с картой формирую у учащихся навык не только правильно показывать географический объект на карте, но и сопровождать показ словесным описанием. Пример: «Первые стоянки древнего человека были обнаружены на северо-востоке Африки» или «Первые поселения славян обнаружены в Поднепровье». Работая с картой, учащиеся проводят поиск, обработку и представление исторической информации.
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Информационные технологии на уроках истории я использую в виде мультимедийных презентаций. Презентация – это представление какой-либо информации. Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей: как средство определения темы или раздела учебного материала; как средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела; как средство оценки знаний учащихся при решении тестовых заданий. ИКТ я применяю как способ организации исследовательской деятельности учащихся. Это эффективный метод формирования познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время. Использование ИКТ делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов происходит быстро и объективно. Мною собрана медиатека, которая включает в себя готовые мультимедиа уроки, в том числе и собственные разработки, а также банк тестовых заданий, иллюстрации, анимации, видеофрагменты, таблицы и схемы. Применение схем и таблиц в презентации позволяет мне экономить время и эстетично оформлять материал. Использование различных заданий, кроссвордов, иллюстраций и тестов делают уроки непохожими один на другой.
На своих уроках применяю объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый методы обучения. Владею методом исследовательской работы, применяю интерактивные методы и приемы обучения. В результате чего школьники умеют анализировать, обобщать и делать выводы. С целью повышения качества обученности применяю на практических занятиях разные формы обучения: индивидуальную, парную, групповую, коллективную, дидактические и ролевые игры. Применяю разнообразные формы уроков: интерактивные лекции, уроки-практикумы, зачеты, уроки-соревнования. Особое место уделяю на уроке организации самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, обучающим играм, рефлексии. В начале урока провожу интеллектуальную разминку. Все это обеспечивает самостоятельность учащихся на уроке, усвоение учебного материала на осознанном уровне, способствует формированию коммуникативных умений и навыков, развитию творческих способностей и активации познавательной деятельности. С целью повышения качества знаний учащихся использую различные методы и приемы учета знаний: тестирование, творческие задания, зачеты, выполнение заданий повышенного уровня, а также сама создаю цифровые образовательные ресурсы для уроков (тесты различных видов, презентации к урокам). Во всех классах провожу тематический контроль знаний. С этой целью мною сформированы папки-сборники тестовых заданий поурочного, тематического и итогового контроля для каждого учащегося. Это удобно для меня и для учащихся. Кроме того, использование таких папок формирует у учащихся понимание необходимости культуры учебного труда и организации рабочего места.
Знание программы, целей, средств и методов обучения, изучение психологических особенностей учеников, использование традиционных и инновационных технологий дает мне возможность добиваться позитивной динамики общей успеваемости. Знания моих учеников соответствуют требованиям образовательных стандартов.
С 1986 года по 2011 год три моих ученицы окончили школу с золотой медалью и две с серебряной. С этими учащимися я занималась с 5 класса.
Качество знаний по истории составляет от 20% до 46,6%, по обществознанию – от 28% до 66,6%, успеваемость – 100%.
Мониторинг успешности обучения учащихся позволяет увидеть динамику роста. В 2010-2011 учебном году показатель качества знаний учащихся 9 класса по истории и обществознанию составил 50%. В 2011-2012 учебном году (10класс) показатель качества знаний достиг 66,6%. В 2012-2013 учебном году уровень качества знаний по итогам первого полугодия также составил 66,6%. Рост качества знаний обусловлен тем, что после окончания 9 класса, школу оставили слабо успевающие учащиеся, но, что примечательно, оставшиеся учащиеся не утратили интереса к истории и обществознанию.

Уровень качества знаний по истории и обществознанию в динамике 3 лет.
Качество знаний выпускников ЕГЭ
2010-11 уч. год
ЕГЭ
2011 – 12 уч год
ЕГЭ
2012- 13 уч. год
По району 62,3% По школе 100% Не сдавали сдают 3 уч-ся
ЕГЭ по обществознанию в 11 классе за 2010-11 учебный год показал качество знаний учащихся 100% , высший показатель составил 79 баллов, нижний - 68 баллов. Средний балл по школе составил 71,7%, что выше районного показателя на 9,4%. Качество составило 100%. Итоговую аттестацию проходили 3 учащихся.
Качество знаний выпускников ГИА
2009 – 10 уч. год ГИА
2010 – 11уч. год
ГИА
2011-12 уч. год
По району 76% 67,5% 56,7%
По школе 100% 0 33,3%
В 2009-10 уч. году ГИА по обществознанию в 9 классе показал качество знаний учащихся 100%, средний балл по школе составил 29 баллов, что выше районного показателя на 1,2 балла. Экзамен сдавали 5 учащихся. Успешность составила 100%.
В 2010-11 уч.году показатель качества равнялся 0%, средний балл по школе составил 19 баллов, что ниже районного показателя на 7,4 балла. Экзамен сдавал 1 учащийся. Снижение качества знаний в 2010 -11уч. году обусловлено двумя причинами: общий уровень развития учащихся;
устаревшая стратегия и тактика подготовки уч-ся.
Новый подход к подготовке учащихся к итоговой аттестации в 2011-12 уч.году дал рост качества до 33,3%, что ниже районного показателя на 23, 4%. Успешность составила 100%. Экзамен сдавали 3 учащихся.
Многие мои ученики отличаются творчеством и самостоятельностью, стремятся получить глубокие знания по истории и обществознанию. На уроках предлагаю им для выполнения задания повышенной сложности, конкурсные и олимпиадные задания, задания из бланка контрольно-измерительных материалов, успешное выполнение которых значительно повышает самооценку учащихся.
Широко использую самостоятельную работу учащихся, учу работать с дополнительной и справочной литературой.
Главной целью преподавания считаю формирование образованной, нравственной, социально адаптированной личности, способной к творчеству. Работаю над методической темой «Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы». Применение интерактивных технологий на уроках истории обществознания способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном обществе. Практическая значимость состоит в том, что появляется возможность индивидуализировать процесс обучения; возможность использовать и внедрять в процесс обучения Интернет ресурсы; создавать презентации; выполнять социальный заказ общества, ведь использование компьютера на уроках истории и обществознания позволяет готовить к жизни развитого человека, востребованную в обществе личность.
Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего государства, края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, осознание сопричастности к происходящему и способности влиять на развитие страны. Чтобы учащиеся могли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть с ними рядом, развивать их творчество, создавать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки и осознанно впитывает в себя лучшее, что связано с нашей историей. На мой взгляд, история и обществознание – предметы, позволяющие подростку шире увидеть и глубже понять окружающий мир.
Применение ИКТ – технологий, активных и интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, способствует росту мотивации учения, позволяет формировать субъективный опыт учащихся, что повышает активность и творческий потенциал личности. Владею методом проектной деятельности и широко применяю его в работе с учащимися.
Весь процесс работы над проектом разбиваю на пять этапов: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный. Прежде чем учащиеся начинают работать над проектом, добиваюсь, чтобы они определились в самых общих чертах относительно своего проектного замысла. Название проекта иногда определяется сразу, но чаще это происходит в процессе работы над проектом. Для организации самоопределения учащихся относительно общего представления о своем проекте я использую различные формы. Все зависит от того, с какой возрастной группой я работаю. Для учащихся 7-11 классов провожу предварительную групповую консультацию. Учащиеся уже имеют опыт проектной деятельности, поэтому на предварительной консультации инициатива по предложению направления проектной деятельности исходит от них. И сама консультация, как правило, сводится к согласованию и определению первоначальных действий по разработке проекта. Важно во время консультации с помощью серии вопросов вернуть учащихся к той ситуации, в которой возникла идея проекта. Именно во время консультации прошу рассказать, что не устроило учащегося в данной ситуации. Готовясь к первому разговору, всегда имею представление о вопросах, обсуждаемых в классе в последнее время, и на эти знания опираюсь в разговоре с учащимися.
Также практикую вводные уроки, с целью инициировать размышления учащихся над проектным замыслом. Проводя такие уроки, акцентирую внимание над теми аспектами темы, которые могут иметь практическое применение или помогут учащимся по – новому взглянуть на проблемы, их затрагивающие. В том случае, когда учащиеся испытывают затруднения в определении проблемы проекта, я применяю форму «Устраивает ли вас, что…». Провоцирую их размышление над своим проектом, указывая на проблемные точки. Этот прием помогает мне выявить несколько проблем, при этом я не предлагаю своего решения проблем.
Во время работы над проектом каждый учащийся ведет записи в своем дневнике даже в том случае, если работа идет над групповым проектом. Итоговые формулировки проблемы, цели ,задач и плана работы над проектом должны быть одинаковые. Это означает, что участники проекта обсудили , договорились и работают над одним проектом. Мои действия зависят от степени самостоятельности участников проекта.
На аналитическом этапе проекта моя задача – продвигать учащихся в работе над проектом. При необходимости я помогаю определить источники информации. Больше самостоятельности предоставляю учащимся. На этом этапе считаю важным развивать критическое мышление учащихся. Они должны научиться замечать несовпадения в полученных сведениях, высказывать аргументы в пользу своих высказываний.
На практическом этапе учащиеся реализуют запланированное. В мои обязанности входит организация доступа к оборудованию и другим ресурсам, а также контроль временных рамок работы над проектом.
Каждый проект предполагает получение какого-либо продукта. Презентационный этап проектной деятельности предназначен для представления полученного продукта. Презентацию продукта организую следующим образом: 5-6 классы – это выставка творческих работ, 7-11 классы – защита проектов. На этом этапе всегда стремлюсь создать соответствующие условия для публичной презентации. Стимулирую учащихся – участников презентации, чтобы они задавали вопросы. Вопросы должны быть разных типов. При подготовке к процессу презентации исследовательских работ обращаю внимание на нормы публичной речи и понятие регламента, обсуждаю структуру выступления и средства, при помощи которых можно донести содержание проекта до аудитории. Обязательно провожу репетицию презентации. Презентации проектов имеют мультимедийный вариант и используются в практике преподавания истории или обществознания. В заключение работы над исследовательской проектом является обсуждение с учащимися итогов совместной работы. Считаю это просто необходимым: поддержать, объяснить – ведь результаты не всегда бывают ожидаемыми, нацелить на новую работу.
В 2009 году две моих ученицы участвовали в районном конкурсе творческих работ «Мой мир – мои открытия» и заняли 2 место с проектом «Во глубине сибирских руд». В 1012 году дна из моих учениц участвовала в фестивале конкурсе популяризации культур Ирбейского района «Ирбейская земля» и заняла 2 место, в 2013 году одна из моих учениц участвовала в муниципальном конкурсе «Мое Красноярье», на котором защитила исследовательскую работу «История немцев России – история моей семьи» и заняла 2 место. Как учитель и патриот своего района участвую в течение 3 лет в проекте КГПИ имени В.П. Астафьева «Устная история: человек в повседневности XX века». Имею публикации во 2 и 3 сборниках. В настоящее время в этом проекте участвуют вместе со мной 12 учащихся 10 класса с проектом «История немцев России – история моей семьи». Для меня это значимый момент в организации учебной деятельности – организация процесса личностного осмысления исторического опыта. Знание обретается тогда, когда проходит через личное отношение и сопереживание. Только так можно воспитать патриота и гражданина, любовь к Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию стабильности в обществе, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, уважение к госслужбе.
В 2009 году для 10-11 классов разработала и апробировала элективный курс «Правоведение», который способствует правовому воспитанию личности, формированию у учащихся правовой грамотности. В 9 классах формирование правовой грамотности осуществляю в рамках игровых уроков и во внеурочной работе через проведение викторин и «брейн-рингов». С целью формирования у учащихся познавательного интереса к предмету практикую проведение тематических олимпиад в течение всего учебного года. Так в 2011-2012 учебном году были проведены тематические олимпиады: 5кл – «Лучший знаток Римской республики»; 7кл – «Эпоха дворцовых переворотов»; «Золотой век Екатерины»; 8 кл – «Великие реформы 60-70гг XIX в»; «Культура России конца XIX в»; 9 кл – «Лучший знаток политики «Холодной войны»; «Лучший знаток политики мирного сосуществования»; «Знаток права»; «Лучший политолог»; 10кл – «Лучший знаток права в сфере общественных отношений»; «Лучший знаток Конституции РФ»;
В рамках года истории мною были проведены уроки, посвященные П.А. Столыпину: 5кл – «Семья П.А. Столыпина»; 6кл – «Реформы Столыпина и наш край»; 7кл – «Благотворительная и просветительская деятельность П.А. Столыпина»; 8кл – «П.А. Столыпин: судьба реформатора в России». При активном участии старших школьников (9-11кл) была проведена конференция «Формула свободы: гражданские вольности + чувство государственности». В 2012-2013 учебном году проведены уроки: 5кл – «Герои войны 1812 года»; 6-7кл – «От Немана до Бородина»; 8 кл – «Недаром помнит вся Россия». Также были проведены викторины: 5-7кл – «Отечественная война 1812 года»; 8-11кл – «Нашествие двунадесяти языков». В 9-11кл проведен брейн-ринг «Отечественная война 1812 года» и конференция «Отечественная война 1812 года».

Конференция «Формула свободы: гражданственность + чувство государственности ».

Выступает ученик 11 класса Кочнев Максим.

Конференция «Отечественная война 1812 года».

Конференция «Война 1812 года». Выступает ученица 11 кл Сухлецова Татьяна.

Брейн-ринг «Отечественная война 1812 года. 10-11 кл»

Традиционным стало проведение Уставных уроков.
Уставный урок. 2011г.
Уставной урок 2012год

Уставный урок
«Енисейская губерния: особенности
модернизации». Работаютв
группахуч-ся10-11кл.

Уставный урок
«Енисейская губерния: путешествие в 1812 год». Работают в группах уч-ся 5-7кл.
На материалах региональной истории ученики узнают события истории, связанные с образованием Енисейской губернии, деятельность людей, которые создавали, развивали Енисейскую губернию и Красноярский край. Такая встреча с историей способствует актуализации исторической памяти, осмыслению памятных событий истории края в общероссийском контексте, формированию гражданской позиции учащихся, российской гражданской идентичности. Кроме того, учащиеся совершенствуют навык работы с историческим документом, исторической картой, анализировать статистику, выступать публично, а главное, формулировать собственную точку зрения и аргументировать её.
Неотъемлемой частью своей работы считаю проведение предметной декады, в рамках которой провожу викторины, брейн-ринги: 5кл – «Древние цивилизации Азии»; 8кл – «Традиционные общества в XIX в»; 6кл – «Экономическая сфера общества»; 8кл – «Экономическая сфера общества»;
10-11кл - Брейн-ринг «Политическая сфера». Кроме того ребята составляют кроссворды, ребусы.
Большое внимание уделяю работе с одаренными учащимися (довузовская подготовка, участие в школьных, районных и дистанционных олимпиадах).
В 2011-2012 учебном году ученица 9 класса Димова Алена награждена Благодарственным письмом как участница муниципального этапа олимпиады школьников по обществознанию и сертификатом участника интенсивной школы интеллектуального роста «Правовая школа» в г. Канске. В 2012 учебном году ученица 9 класса Беккер Юлия победила в муниципальном туре олимпиады по праву и вышла на краевой уровень. Также в 2011-2012 году 18 моих учащихся 7-10 классов участвовали во II Всероссийской олимпиаде, проводимой Центром поддержки талантливой молодежи и стали ее призерами. Уровень выполнения работ составил от 40% до 80%. Все получили сертификаты участников. В 2012 -13 уч.году 20 учащихся 5-9 классов участвуют во Всероссийской олимпиаде по истории и обществознанию, проводимой Центром поддержки талантливой молодежи г. Калининграда.
Серьезное внимание уделяю применению на уроках здоровьесберегающих технологий, что позволяет исключить переутомление учащихся и поддержать их работоспособность на протяжении всего урока, мною подобран большой содержательный материал в данном направлении. Применяя интерактивные методы обучения на своих уроках, широко использую различные разминки – специальные короткие упражнения, которые способствуют развитию внимания учащихся и дают ребятам разрядку. Это очень важно для учащихся, особенно при подготовке к ГИА и ЕГЭ, к проведению контрольных работ. Сохранение и укрепление здоровья учащихся является одной из главных общешкольных задач, и я стремлюсь реализовать ее в течение года. Возрастной подход к обучению и воспитанию детей позволяет поддерживать тесную связь и согласованность всех компонентов системы каждой ступени образования с возрастными особенностями и возможностями развития детей. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребенка на каждом этапе школьного образования с учетом способностей, интересов, темпа продвижения ребенка, созданием условий для его развития, независимо от уровня подготовленности.
Принимаю участие в работе районного методического объединения учителей истории и обществознания. Делюсь опытом с коллегами. В 2012 году выступала с сообщением по теме: «Формирование компетенций в рамках проектной деятельности». Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла. Работу ШМО планирую на год с учетом рекомендаций педсоветов и семинаров. Заседания ШМО стараюсь разнообразить по форме и содержанию: деловые игры, открытые уроки, творческие семинары, «круглые столы». Оказываю методическую помощь молодым учителям. Даю открытые уроки в рамках обмена опытом по использованию технологий, провожу декады по истории и обществознанию. Работу школьного методического объединения строю на основе анализа за истекший год, планов проведения школьных, районных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы за учебный год. В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами моя работа как руководителя включает:
- проведение заседаний школьного методического объединения;
- выполнение нормативных документов по школе;
- исполнение решений и рекомендаций районного методического объединения;
- знакомство с опытом учителей других школ по предмету;
- подготовка и проведение предметных недель, семинаров, круглых столов, мастер-классов;
- проведение и подготовка учащихся к олимпиадам;
- подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам школьного методического объединения;
- посещение учебных, факультативных и кружковых занятий по предметам.
Являюсь членом комиссии по проверке итогов ГИА и ЕГЭ по истории.
В составе группы учителей района принимала участие в конференции учителей районов восточной группы в г. Бородино.
Мой педагогический опыт обобщен по теме «Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы».
Реализуя принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения - убедилась, что ребенок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если его каждое действие является осознанным и понятным. Учу школьников осуществлять рефлексию в индивидуальной форме как на отдельных этапах урока, так и в конце урока. С помощью отдельной таблицы, которую учащийся заполняет самостоятельно, но анализ на первых порах провожу совместно с учащимся. Рефлексию провожу и в конце учебного года. Опыт применения таблицы показал, что применение ее более целесообразно в 5-7 классах и дает следующиерезультаты:1.значительно повысилась активность учащихся на уроках, заинтересованностьирезультативность;2. учащиеся получили возможность анализировать и прогнозировать свою учебнуюдеятельность;3.учащиеся формируют свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля.Диагностическаятаблицадаетмневозможность:1.определить, какие затруднения испытывают учащиеся данного класса;2.дать развернутую характеристику учебной деятельности каждого ученика.Самучащийся:1.до начала работ знает и понимает критерии оценки (определенность);2.содержание оценки не вызывает разногласий между учеником и учителем (объективность);3.имеет возможность дать оценку своим действиям (рефлексивность);4.имеет возможность выбрать уровень выполнения работы (вариативность). Современная личностноориентированная концепция образования, согласно которой ученик - ребенок, его интересы и потребности поставлены в центр образовательной системы, предполагает осмысление методических проблем не только с позиции преподавания предмета, но и с точки зрения процессов овладения учащимися предметом в различных учебныхусловиях.Поэтому эффективность обучения истории и обществознанию определяется, в том числе, учетом данных о том, как протекает процесс овладения предметом, какие факторы влияют на этот процесс.
Ученик
«сильный» «средний» «слабый»
мотивация волевые качества владении навыками учебного труда
Противоречия: 1. Между стремлением личности к творчеству и самовыражению и обязательным планом образовательной школы.2. Между необходимостью овладеть большим объемом информации и неспособностью ряда учащихся воспринять эту информацию.3. Между настоятельным велением времени развивать у обучающихся способность к самостоятельному сбору информации, к ее анализу и синтезу и существующими формами обучения.
Проблемыизадачи:1. Конструирование содержания исторического и обществоведческого образования, ориентированного на творческую деятельность учащихся.2. Создание комфортной атмосферы на уроках, позволяющей выявить творческие способности личности и отслеживать личный результат в процессе обучения. Сочетание урочной и внеклассной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей учащихся.
Обучениевсотрудничестве.Преподавание на базовом уровне недостаточно для обеспечения должного уровня знания истории при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности школьников, когда роль учителя непосредственно на уроке в большей степени носит консультативный и корректирующийхарактер. К сильным чертам российской системы образования я отношу непрерывность исторического образования, возможность использовать два подхода к изучению исторического процесса (линейно-стадиальный, формационный и цивилизационный). К слабым – концентрическую систему школьного образования. С целью повышения качества образования и сохранения здоровья наших учащихся считаю, необходимо сделать образование в основной школе соответствующим их возрастным характеристикам, что, без сомнения, повысит мотивацию учения.
Сообщаю о себе следующие сведения:
Образование: высшее. В 2012 году окончила Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева по специальности история, присвоена квалификация учителя истории.
Стаж педагогической работы (по специальности) 36 лет,
в данной должности 36 лет; в данном учреждении 26 лет.
Награждена грамотой Краевого министерства образования в 1986 году.
Сведения о повышении квалификации:
- 2011г- Москва, педагогический университет «Первое сентября». Тема: «Как преподавать историю в современной школе: теория и практика» в объеме 72 академическихчасов и выполнила выпускную работу по теме «Методическая разработка урока по теме «Листая страницы истории государства Российского»,удостоверение№221957683-9003.
- 2012 г - прошла курсовую подготовку в ККИПК и ПРО по теме «Подготовка экспертов ГИА 2012 предметной комиссии по обществознанию»,сертификат.- 2013г – обучаюсь в педуниверситете «Первое сентября». Тема: «Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ».
С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлена.
«__» _____________ 2013 г. ___________ Гаврилькова Л.Н.
Телефон дом. 8-902-941-48-23 (подпись)
Электронная почта: gavrilkova1957@mail.ruСогласовано:
Директор МОБУ
«Тумаковская средняя
Общеобразовательная школа»
«____» ______________ 2013г. ____________ Грибкова С.А.

(подпись)
МП

Руководитель РМО
Учителей истории и
обществознания _________________ Кузнецова О.А.
(подпись)
«_____» ______________ 2013г.
Пр. № _______
Ходатайствуем перед Главной (краевой ) аттестационной комиссией о присвоении высшей квалификационной категории учителю истории Гаврильковой Любови Николаевне.
«____» ______________ 2013г. __________________ Кузнецова О.А.
( подпись)
Руководитель
управления образованием
администрации Ирбейского района ________________ Николаева Р.А.
(подпись)
дата согласования
МП