Профессионально-направленная программа спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №60 городского округа Тольятти
Учебная профессионально-направленная программа спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи».
Автор: учитель начальных классов
Логунова Елена Александровна
2012
Пояснительная записка
Образовательная программа предполагает систематический углубленный курс, позволяющий обеспечить индивидуальный профессиональный рост учителя начальной школы с учётом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера.
Цель курса: формирование у учителей начальной школы технологических, психологических, дидактических, диагностических и инновационных основ подготовки младших школьников к развитию речи.
Задачи курса:
- сформировать у учителей начальной школы умения и навыки по применению технологических подходов в подготовке младших школьников к развитию речи;
- ознакомить с особенностями психических процессов по формированию у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;
- выявить направления использования и применения дидактических средств, повышающих эффективность профессиональной деятельности;
- определить основные направления применения нормирования и дозирования и осуществления диагностики при подготовке младших школьников к развитию речи;
- обеспечить возможность внесения учителем личностных педагогических новшеств и нововведений в реализацию технологической подготовки младших школьников к развитию речи.
Программа предусматривает изучение спецкурса за 36 часов при 4-х часах занятий в неделю.
В программу заложено использование разнообразных форм организации занятий: лекции, практикумы, открытые уроки и т.д.
Также в программе предусмотрено применение различных форм контроля: наблюдение, тестирование, посещение уроков и т.д.
Тематический план
№п/пНазвание темы Количество часов
теория практика
1. Классическая и практическая дидактика. 1 1
2. Принципы и закономерности в обучении младших школьников развитию речи. 1 1
3. Методики и технологии в подготовке младших школьников к развитию речи. 1 1
4. Формирование умений и качеств, необходимых для развития речи. 2 2
5. Алгоритм формирования умений и качеств, необходимых для развития речи. 2 1
6. Естественные законы запоминания. 2 2
7. Развитие ассоциативной памяти младших школьников. 2 3
8. Создание дидактической системы: учитель-ученик-средства обучения. 2 3
9. Использование диагностики, нормирования и дозирования в профессиональной деятельности. 2 5
10. Инновационный аспект в диагностико-технологической подготовке младших школьников к развитию речи. 1 1
ИТОГО: 16 20
Содержание программы
Тема 1. Классическая и практическая дидактика.
Дидактика как теория образования и обучения. Научно-теоретическая, нормативно - прикладная, конструктивно-техническая функции дидактики.
Тема 2. Принципы и закономерности в обучении младших школьников развитию речи.
Принципы обучения. Закономерности усвоения знаний, умений и навыков. Методы и средства обучения. Теория трёх уровней обучения: понимание, усвоение и применение. Приёмы обучения.
Тема 3. Методики и технологии в подготовке младших школьников к развитию речи.
Методики и технологии обучения. Классификация педагогических технологий. Понятие гарантированности достижения результата обучения. Технология подготовки младших школьников к развитию речи.
Тема 4. Формирование умений и качеств, необходимых для развития речи.
Умения и качества. Совокупность необходимых умений и качеств детей для развития речи. Оптимальная закономерность формирования умений и качеств.
Тема 5. Алгоритм формирования умений и качеств, необходимых для развития речи.
Понятие алгоритма и его виды. Алгоритм технологии подготовки младших школьников к развитию речи. Умение выполнять указания взрослого. Умение копировать. Умение находить взаимосвязи (ассоциации). Увеличение объёма зрительной памяти. Увеличение объёма словаря.
Тема 6. Естественные законы запоминания.
Виды памяти. Впечатление – первый закон запоминания. Повторение – второй закон запоминания. Ассоциации – третий закон запоминания.
Тема 7. Развитие ассоциативной памяти младших школьников.
Ассоциативно-рефлекторная теория памяти. Понятие ассоциативной памяти. Ассоциации по смежности (в пространстве или времени). Ассоциации по сходству или контрасту.
Тема 8. Создание дидактической системы: учитель – ученик – средства обучения.
Понятие дидактическая система. Дидактические средства материального и нематериального характера. Дидактический инструментарий. Методика использования инструментария и игр.
Тема 9. Использование диагностики, нормирования и дозирования в профессиональной деятельности.
Понятие нормирования и дозирования. Нормативы технологии подготовки младших школьников к развитию речи. Мониторинг уровня готовности детей к развитию речи. Уровень нормативности ученика. Коэффициент трудового участия.
Тема 10. Инновационный аспект в диагностико-технологической подготовке младших школьников к развитию речи.
Инновационная деятельность учителя. Педагогическое новшество и педагогическое нововведение. Учёт личных профессиональных качеств, особенностей классного коллектива и ученика в отдельности при осуществлении подготовки младших школьников к развитию речи.
В результате изучения спецкурса «Формирование у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи» учитель начальной школы должен знать:
- закономерность формирования у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;
- технологические подходы осуществления подготовки детей к развитию речи;
- содержание развития ассоциативной памяти как основного элемента подготовки;
- основы построения дидактической системы, где использование разработанных средств позволяет повысить результативность профессиональной деятельности;
- правила диагностики результатов своей профессиональной деятельности и учебной деятельности ученика;
- требования по внесению личностного апекта в технологическую подготовку младших школьников;
- особенности классного коллектива в целом и каждого ученика в отдельности при осуществлении подготовки младших школьников к развитию речи.
Учитель начальных классов должен уметь:
- применять технологию подготовки младших школьников к развитию речи;
- осуществлять тренировки развития ассоциативной и зрительной памяти;
- использовать комплекс дидактических средств, обеспечивающих интенсификацию профессиональной деятельности и результативность формирования у младших школьников умений и качеств, необходимых для развития речи;
- проводить мониторинг результатов своей деятельности на основе надёжной диагностики, эксплицирующей конкретные недостатки хода обучения и дающие возможность внесения в него необходимых и своевременных корректив;
- соотносить свои индивидуальные и профессиональные качества, а также особенности классного коллектива в целом и каждого ученика в отдельности при решении технологической подготовки младших школьников к развитию речи.
Содержание работы
учителей начальной школы по развитию речи младших школьников
1 класс
№п/пСодержание работы Период
1. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Ежеурочно2. Тренировка зрительной памяти по картинкам. Ежеурочно3. Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам». Ежеурочно4. Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка. Ежеурочно5. С целью развития слуховой памяти на уроках чтения
- заучивание скороговорок и чистоговорок. Ежеурочно6. Тренировка мелких мышц руки по шаблонам: работа с пластилином, ножницами, бумагой, конструктором.
Не реже 1 раза в неделю.
7. Развитие речи:
- на уроках чтения заучивание четверостиший на слух;
- во время игрового часа описание любого предмета с помощью вопроса «какой?» Еженедельно
Не реже 1 раза в неделю.
8. Увеличение объёма словаря первоклассника (объяснение новых слов). Не реже 1 раза в неделю.
9. Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку. Не реже 1 раза в неделю.
2 класс
№п/пСодержание работы Период
1. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Ежеурочно2. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. Ежеурочно3. Проведение тренировочных упражнений по математике – технологический тренаж. Ежеурочно4. Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам». Ежеурочно5. Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка. Ежеурочно6. Тренировка зрительной памяти по картинкам. Ежеурочно7. Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа). Не реже 1 раза в неделю.
8. Увеличение объёма словаря второклассника (объяснение новых слов). Не реже 1 раза в неделю.
9. Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку. Не реже 1 раза в неделю.
3 класс
№п/пСодержание работы Период
1. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Ежеурочно2. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. Ежеурочно3. Проведение тренировочных упражнений по математике – технологический тренаж. Ежеурочно4. Тренировка зрительной памяти по картинкам. Ежедневно
5. Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам». Ежедневно
6. Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка. Ежедневно
7. Применение упражнений Федоренко-Пальченко для чтения нового текста. Ежедневно
8. Тренировка скорости письма – скоропись. Ежедневно
9. Работа с «Игровым словариком» для изучения и закрепления орфографии. Ежедневно
10. Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа). Не реже 1 раза в неделю.
11. Увеличение объёма словаря третьеклассника (объяснение новых слов). Не реже 1 раза в неделю.
12. Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку. Не реже 1 раза в неделю.
4 класс
№п/пСодержание работы Период
1. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Ежеурочно2. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. Ежеурочно3. Заучивание стихов (4 строчки) с красочными прилагательными. Ежеурочно4. Разучивание чистоговорок и скороговорок. Ежеурочно5. Тренировка зрительной памяти по картинкам. Ежедневно
6. Заучивание таблицы сложения, вычитания по «сорбонкам». Ежедневно
7. Отработка основных орфограмм с помощью диагностических диктантов на уроках русского языка. Ежедневно
8. Применение упражнений Федоренко-Пальченко для чтения нового текста. Ежедневно
9. Тренировка скорости письма – скоропись. Ежедневно
10. Работа с «Игровым словариком» для изучения и закрепления орфографии. Ежедневно
11. Развитие речи: пересказ текста, ответы на вопросы, выбор главной мысли текста, продолжение текста (составление своего рассказа). Не реже 1 раза в неделю.
12. Повышение осмысленности чтения с применением упражнений:
- пересказ материала;
- чёткий ответ на поставленный вопрос;
- составление вопросов по тексту;
- лаконичный пересказ;
- составление портрета героя с использованием в речи красочных прилагательных;
- проведение сравнительного анализа героев;
- умение выделять главное;
- умение разбивать текст на логические части и составлять план;
- умение работать с дополнительной литературой и составлять краткое сообщение из биографии автора;
- умение предложить свой обоснованный конец рассказа, пьесы и т.д. Не реже 1 раза в неделю
13. Увеличение объёма словаря третьеклассника (объяснение новых слов). Не реже 1 раза в неделю.
14. Развитие ассоциативной памяти по инструментарию: найди парную картинку. Не реже 1 раза в неделю.
Заключение
Коллективные формы работы (на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования, различных семинарах, в методических объединениях и т.д.) по повышению квалификации и теоретического уровня учителей начальной школы необходимо сочетать с постоянным самообразованием. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения профессиональной квалификации каждого учителя. В настоящее время система повышения квалификации учителей начальной школы по подготовке детей к развитию речи применяется в МБУ лицее №60 г.о.Тольятти Самарской области
Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.:Педагогика, 1980.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.
3. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения в системе образования. – Йошкар-Ола, 1992.
4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Учебное пособие. -М.,1999.
5. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростелёв А.А. и др. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: Учебное пособие. –Тольятти: Волжский университет им.В.Н.Татищева, 2004.
6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. – Ярославль, 2001.