Выступление на РМО Тема Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса


Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса
Проект выступления на РМО учителей начальных классов Карцевой Ларисы Алексеевны, учителя МБОУ СШ № 1 р.п. Тумботино(слайд1)
Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин).(слайд2)
Компетентный [от лат. сompetentis – соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области.
Компетентный специалист является индивидуальностью, обладающей способностью осознавать и рефлектировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее.(слайд3)
Владимир Ильич Загвязинский выделяет профессиональные компетенции в педагогической сфере в соответствии с выполняемыми педагогами функциями. Раскроем их содержание.
1.(слайд4) Предметная компетентность - в сфере учительской специальности, т.е. специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; достижения, способы постижения перспективы, методология науки. Под необходимыми знаниями обычно понимаются общепрофессиональные знания учителя по предмету, знание методики преподавания, основ психологии, педагогики и дидактики, способствующих обучению и воспитанию учащихся.
  В соответствии с профессиональным стандартом педагога учитель должны иметь:
«Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации»
Квалификация всех учителей нашей школы соответствует профилю преподаваемого предмета. 73% педагогов имеют высшее образование. 62 % - высшую и первую категории, 100% педагогов течение 3 лет прошли курсовую подготовку. Учителя работают в разных направлениях по самообразованию.  
2.(слайд5) Методическая компетентность в области педагогических способов формирования знаний, умений учащихся; подходы, методы конструирования учебного процесса и контроля за его результатами.
Профессиональным стандарт требует от педагога следующих умений:
«Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования. »
Методическую компетентность педагоги школы повышают в том числе:
- на районных и школьных методических объединениях;
- на тематических педагогических советах;
- через курсовую подготовку;
- разработку дополнительных образовательных программ в различных областях:(слайд6)
ФИО учителя. должность Вид программы Название программы Экспертное заключение
Мисюрёва Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы Программа дистанционного обучения «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» № 14 от 19.02.2013г
ГБОУДПО НИРО
Программа факультативного курса «Фронтовые страницы русской прозы» № 61 от 18.04.2007г
ГОУДПО НИРО
Программа элективного курса по русскому языку (6-7класс) «По ступеням лингвистического анализа текста»
№ 14 от 19.02.2013г
ГБОУДПО НИРО
Программа творческогообъединения « Юный журналист»
№ 65 от 22.04.2009г
ГОУДПО НИРО
Ундалова Елена Михайловна, учитель технологии:
Программа факультативного курса для 8-9классов СКК VIII вида «Художественная обработка материалов» № 201 от 18.02.2014г
ГБОУДПО НИРО.
Программа творческого объединения Лозоплетение»
Клементьев Валерий Сергеевич, учитель математики Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 класса. «За страницами учебника математики» № 181 от 17.12.2013г
ГБОУДПО НИРО.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. (слайд7)  Поэтому учителя стремятся овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.    Переход  к новой модели обучения на основе деятельностного подхода требует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий,  таких,  как
технология  проблемного  обучения,
развития  критического  мышления,
проектная  деятельность,
уровневая дифференциация,
информационные  технологии
коммуникативные технологии
Поэтому в план работы ШМО учителей включаются мероприятия, направленные на повышение методической компетентности его членов, проводятся взаимопосещения уроков.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога учитель должен: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В нашей школе ведётся работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии: трое детей-инвалидов с соматическими заболеваниями обучаются в общеобразовательных классах и 1 ребёнок с ОВЗ, для которого разработана адаптированная общеобразовательная программа. Работа с одарёнными детьми ведётся по школьной программе «Наши надежды»
С 2016 года вводятся ФГОС ОВЗ и наша задача - повышение квалификации педагогов, реализующих адаптированные программы для детей с умственной отсталостью в свете требований данных стандартов.
3.(слайд8) Психологическая компетентность – понимание внутренних механизмов убеждения, возрастных и индивидуальных закономерностей развития личности; владение способами их формирования и регулирования, способами продуктивного общения, работы в коллективе.
В свете с профессиональных стандартов педагог должен уметь «проводить корректировку учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек»
В нашей школе из 7 учителей нач. классов трое получили высшее образование именно в области педагогики и психологии, один – олигофренопедагогики. Учителя нач. классов постоянно работают в контакте с педагогом-психологом школы.
Ведётся серьёзная работа с девиантными, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
4.(слайд9) Менеджерская компетентность – умение предвидеть, проектировать и управлять процессом обучения и воспитания, достижение взаимопонимания и взаимосодействия субъектов образования.
Профессиональный стандарт требует от учителя владения следующими умениями:
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач и др.
Данная компетентность находится в центре внимания в нашей школе на тематических педагогических советах, ШМО, темах самообразования. 2 педагога прошли профессиональную переподготовку в области менеджмента.
5. (слайд10)Воспитательная компетентность. В нее входят социально-коммуникативная, ценностно-мировоззренческая, личностно-валеологическая компетентности; (воспитывающий потенциал предмета науки и сферы деятельности являются в данном случае средством реализации указанных компетентностей).
Данная компетентность занимает ведущее место в профессиональном стандарте педагога. Поэтому в школе данному направлению уделяется большое внимание:
- ежегодно проходят педагогические советы, имеющие воспитательную направленность;
- работает ШМО классных руководителей;
- педагоги проходят дополнительную курсовую подготовку, связанную с проблемами воспитания.
6. (слайд11)Исследовательская компетентность обязательная для вузовского педагога, но все более входящая в орбиту деятельности творческого педагога, причастного к процессам обновления школьного образования. Включает владение методологической культурой, методами и методиками исследовательского поиска.
Учащиеся нашей школы принимают участие в различного уровня исследовательских конкурсах. Так в этом году из 13 работ, принявших участие в районной научно-практической конференции «Одиссея разума», 7 признаны победителями и призёрами. Совсем недавно прошла такая конференция в школе для младших школьников. Ведется и поисковая работа: так к 70-летию Победы в д. Ст. Щербинино и Венец открыты мемориальные доски с портретами жителей, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
7.(слайд12) Информационно – коммуникативная компетентность это  не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога учитель должен «владеть ИКТ-компетентностями:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
В нашей школе 100% учителей прошли курсовую подготовку в области ИКТ, владеют приемами использования информационных технологий в образовательном процессе.
( слайд13) Кроме того, профессиональная компетентность предполагает целый спектр личностных качеств. Следовательно, она всегда личностно окрашена качествами конкретного человека.
На заседании ШМО учителей начальных классов нашей школы был рассмотрен профессиональный стандарт педагога. Ознакомившись с требованиями к образованию и обучению, на заседании было принято решение о повышении профессионального образования троих учителей, не имеющих высшего педагогического образования. Всем учителям постоянно повышать свою квалификацию через прохождение курсовой подготовки. В соответствии с профессиональным стандартом педагога учителя должны владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, организовывать различные виды внеурочной деятельности, знать основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов, Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
(слайд 13)Профессия учителя всегда предполагает личностный рост и самосовершенствование, поэтому всегда есть высоты, к которым нужно стремиться, которые ты еще не покорял. Я желаю вам покорения новых высот в своей педагогической работе.