Приёмы формирования поликультурной личности

Приёмы формирования поликультурной личности на уроках литературы

Поликультурное воспитание средствами уроков литературы, на которых изучается не только русская, но и литература других народов, является приоритетной задачей современной педагогики. Личность – нация – человечество - это те основные понятия, начала, которые определяют структуру культуры как единой культуры  человечества.
Литература – вид искусства, в котором понятие диалог является ключевым.  Учителя словесности  стараются представить ее как единый творческий процесс – от века к  веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению  и, конечно, от «народа к народу».
С начальных классов в сопоставлении изучаются малые формы фольклора: пословицы, поговорки прибаутки, считалки, частушки. На уроках изучения устного народного творчества необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур служит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего, но и других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, является средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Познакомившись с героями русских народных сказок, поняв их  структуру,  символику, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. Все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. (Сб. «Гора самоцветов») Важное место в формировании  высоко культурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве».  Культурный человек должен знать свою историю
В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности народов. Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри.
Кроме того, литературные произведения помогают познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивают проблемы межнациональных отношений:
- в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник” изображены христианские праздники и традиции, помогающие понять характеры главных героев;  - в повести Лескова «Очарованный странник» представлена широкая панорама жизни народов России; - с традициями и обычаями народов Кавказа учащиеся знакомятся при изучении  романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”;  - красочные картины быта и нравов  украинского народа  предстают перед читателями в произведениях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»; - проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине  решаются в повести «Тарас Бульба».
Я думаю, что (в связи с последними событиями в Украине) классные руководители могут провести ролевую игру «Приход в класс новичка из семьи беженцев».
Действующие лица:
-класс: а) враждебно настроенная группа
б) индифферентная
в) «группа поддержки», сочувствующие
-новичок, учитель.
Перед учащимися ставится задача попытаться прожить-проиграть максимально широкий реестр различных тактик поведения каждого из действующих лиц. Потом – обсуждение и завершающая дискуссия. Важно затронуть вопрос: Как можно повысить чуткость одноклассников к переживаниям новичка?
Могу также порекомендовать рассказ Андрея Волоса «Свой» для старших классов. Сюжет
· необычен. Инженер Макушин неожиданно для всех оставляет в Москве интересную работу, семью, квартиру и уезжает в маленький таджикский городок Хурра-мабад. Почему? Герой и сам толком этого объяснить не может. Просто однажды, приехав в Хуррама-бад в командировку, Сергей почувствовал, «что под этим небом уже прошла однажды его жизнь, в которой он говорил на чужом языке и был счастлив». Видимо, это призрачное счастье и надумал найти герой в маленьком таджикском городке. Москвич выучил чужой язык, женился на таджичке, стал соблюдать законы шариата, поменял имя. Звали его теперь не Сережей, а Сироджиддином. Но он оставался «чужаком», «пришельцем», он не был «своим». Люди «насмехались над ним так, словно он был насекомым, слепо ползающим по загадочной поверхности прозрачного для кого-то стекла». Русскому человеку не дали работать по специальности, и он очутился в пирожковой, где над ним откровенно издевались. Автор рассказывает о трагедии человека, приехавшего вТаджикистан в то время, когда там развязалась гражданская война, произошли кровавые столкновения между племенными кланами. Сергея Макушина, героя рассказа «Свой», презирали как «русскую сволочь», как одного из «оккупантов». Его зарезали, приняв за кулябца. Борьба между кланами убила русского человека, который так стремился стать «своим». Но поразительно, что «умирал он все-таки счастливым - его признали своим».
Пока льется кровь в «горячих точках», пока существует шовинизм, проблемы, поднятые в этом небольшом произведении, будут актуальны.

Политкорректность – это только одна из граней поликультурности. Задача педагога - всеми возможными способами развить гармоничную личность, и в этом помогает эстетический компонент. Я хочу на примере рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» коснуться приёма-«индуктора», способного пробудить эмоциональную память учеников. Невзирая на национальную принадлежность, мама – понятие святое. Больше того, нам есть чему поучиться у народов Востока. Их уважение и почитание родителей возведено в культ.
Начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом «мама».
И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства («Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, стихи Д. Кедрина, М.Сергеева).
Уходят наши матери от нас, Уходят потихонечку, на цыпочках, А мы спокойно спим, едой насытившись, Не замечая этот страшный час. Но спохватившись вдруг в какой  то год, Им отмечаем шумно дни рождения, Но это запоздалое раденье Ни их, ни наши души не спасет.
Эти поэтические строки М.Сергеева  отправная точка в решении проблемы истинной человечности в рассказ.
Разбираясь в прочитанном, вместе с ребятами ищем ответы на вопросы.
Хороший вопрос  это «множитель информации»: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика. Атакующая мысль настоящего вопроса разрушает любую инертность мышления.
Поликультурное образование призвано развивать чувство собственного достоинства детей и гордости за причастность к своей культуре. И в этом, безусловно, помогает хороший литературный текст, ведь, как сказал Вяземский:
«Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной».



15