Творческое объединение Речевые секреты. Тема Секреты Волшебницы — речи

МАОУ гимназия №2





Творческое объединение
«Речевые секреты»

«Секреты Волшебницы – речи»

Выполнила:
Паузина Оксана Владимировна
учитель начальных классов
высшей категории





2012 год
Тема: Секреты Волшебницы-речи
Цели: 1.Познакомить детей с явным и скрытым сравнением (метафорой); учить наблюдать, выделять существенные признаки предметов, явлений; сравнивать; учить составлять предложения описательного характера с использованием сравнений и метафор.
2.Закрепить знания учащихся о секретах Волшебницы-речи: ритме и рифме.
3.Закрепить знания о художественных особенностях считалок: учить сочинять считалки.
4.Сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи; учить сочинять стихи, пробудить желание сочинять стихотворение.
Оборудование: 1.Иллюстрации – ландыш, подсолнух, одуванчики (желтый и белый), радуга, ель, горох, бабочка на цветке, мухомор, снегирь, котенок, картинка «Путешествие Мишутки», иллюстрации к сказке «Лиса и серый волк».
2.Напечатанные тексты на партах.
3.Надпись «Секреты Волшебницы-речи».
4.Плакат со схемой стихотворения о путешествии.
План урока:
Организационный момент
Постановка цели
Изучение нового материала
1.Секреты Волшебницы-речи
2.Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора
3.Стихотворная речь
а) ритм, рифма
б) сочинение считалок
в) сочинение стихов
Итог занятия
Ход урока
1. – Мы уже много говорили о речи. О той речи, которой мы пользуемся
каждый день, в школе, на улице.
– Для чего же людям нужна речь?
для общения; речь – средство общения; чтобы делиться мыслями, чувствами, переживаниями;
чтобы узнать что-то новое, сообщить, передать; речь – средство познания;
чтобы договориться о чем-либо, согласовать свои действия; речь помогает людям вместе работать и отдыхать;
чтобы похвалить, развеселить, рассмешить, предостеречь, поправить, посоветовать, т.е. речь – средство воздействия.
– Но есть у речи сестра – тоже речь, но совсем необычная, праздничная, часто даже загадочная. Вы с ней хорошо знакомы по стихам и сказкам. Эта речь похожа на волшебницу потому, что умеет менять настроение: то рассмешит, то расскажет что-то грустное, а то опять веселое. Она может заставить задуматься, научить, как правильно себя вести. А еще она может сделать так, что мы как живого представим себе говорящего волка, почувствуем, как будто мы сами летим на ковре-самолете или вступаем в бой со злым волшебником. Эту речь смело можно назвать Волшебницей, доброй Волшебницей.
У этой необычной, загадочной и таинственной Волшебницы есть немало секретов, которые мы и разгадываем на наших занятиях. И сегодня мы откроем новые секреты речи.
2. Волшебница-речь помогает увидеть, представить, нарисовать картину. Сегодня мы будем художниками. Чем рисует художник? Мы будем необычными художниками: кисти и краски нам заменят слова, поэтому мы будем художниками слова.
Попробуем разгадать секрет Волшебницы-речи. Внимательно прослушайте два стихотворения.

1) За окном ветерок веселится: Зябнет липа
То подпрыгнет, то притаится. За окошком,
И листочки бегут по дорожке, Выпал иней
Словно желтые мышки от кошки. Поутру.
Машет маленькой
Ладошкой
Желтый листик
На ветру.
– Что с чем сравнивается в стихотворениях? Почему?
– Какой же секрет есть у Волшебницы-речи?
Сравнение – это еще один секрет Волшебницы-речи. Хорошее сравнение помогает нам лучше представить себе предмет, учит нас его внимательно рассматривать.
2) – Отгадайте, что это?
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
– Что это? Как вы догадались? Что вы себе представили?
(на доске подсолнух и солнышко)
– Давайте сравним подсолнух и солнце. Чем они похожи? Почему поэт назвал подсолнух солнышком?
– Название солнышка перенесли на подсолнух, поэтому в этом случае слово употреблено в переносном значении. Подсолнух – словно солнышко, а не на самом деле.
– Картинку помогает нарисовать слово в переносном значении. Как появляется переносное значение? Человек, художник наблюдает окружающий мир, внимательно присматривается к отдельным предметам, сравнивает их и замечает сходство. На основе этого сходства название одного предмета переносится на другой, т.е. слово употребляется в переносном значении.
– Сейчас мы поучимся сравнивать предметы и замечать их сходство.
3) – Когда мы удивляемся? (когда видим что-то необычное)
– А когда мы восхищаемся? (когда видим что-то очень красивое)
– Послушайте стихотворение, в котором автор и удивляется, и восхищается, и о чем-то нас спрашивает. (на доске)
Это что за потолок?
То он низок, то высок, –
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и темно-синий.
– О чем эта загадка? Как вы узнали?
– О чем спрашивает автор?
– Чему он удивляется?
– А чем восхищается? Прочитайте.
– Как названо небо в загадке? В каком значении употреблено слово «потолок»? Как вы это понимаете?
– Какое еще слово употреблено в переносном значении? (кружевной) Когда небо похоже на кружева?
4) Игра «Что на что похоже?»
Вы должны отгадать загадки, выделить слова в переносном значении, определить, что с чем сравнивают и почему.
а) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем!
(роса)
б) Белые горошки
На зеленой ножке.
(ландыш)

в) Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(радуга)
г) Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(горох)
д) Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(елка)
– Как же мастера слова – писатели – составляют тексты, предложения со словами в переносном значении (с такими красивыми сравнениями)?
Они внимательно наблюдают за предметом, о котором хотят рассказать, выделяют в нем наиболее яркие признаки, сравнивают его с чем-то похожим и составляют на основе этого сравнения предложение или текст.
5) Составление сравнений детьми.
– Попробуем свои кисти и краски, составим несколько красивых предложений. Сейчас вы найдете сходство между предметами и составите предложения со сравнением.
(бабочка)
– Какая окраска у бабочки? (яркая, разноцветная, красивая)
– Если бабочка сядет на листочек, на стебелек, на что она будет похожа? (на цветок) посадить бабочку на цветок
– Скажите предложение о бабочке как о цветке (назовите бабочку цветком)
(Красивый, яркий цветок шевельнулся и полетел)
(мухомор)
– На кого похож маленький мухоморчик? (на маленького мальчика) Чем?
Во что одет мальчик-мухоморчик? Где он стоит?
– Скажите предложение о мухоморе как о мальчике.

(Под елкой стоит на одной ножке маленький мальчик в красной шляпе с горошками)
6) Составление описания на основе сравнения.
1) (белый одуванчик)
– Какой это цветок? (одуванчик)
– Какой он по цвету? (белый), по форме? (круглый), по весу? (легкий); лепестков много-много, и он от этого пушистый.
Что станет с лепестками, если подует ветер?
– На что похож круглый, белый, легкий цветок, который летит, если подует ветер? (на воздушный шарик, на парашютик)
Сравните свои рассказы со стихами настоящего поэта.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
– Какие слова помогли автору и вам так интересно рассказать об одуванчике?
(желтый одуванчик)
– Какой это цветок? Какого он цвета? А формы? У него много лепестков, расходящихся в стороны. На что похож этот цветок? (на солнышко)
– (перевернуть цветок вниз чашечкой) А теперь на что похож цветок?
(на юбочку, на платьице)
Расскажите об одуванчике как о солнышке или как о девочке. Сравните свои рассказы со стихами.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
– Итак, с какими секретами Волшебницы-речи вы познакомились?

3. Заключение. Вывод.
– Что такое сравнение? Для чего сравнения используются в тексте?
Сравнения используются в загадках, стихах, красивых рассказах-описаниях. Именно в них нужно подобрать яркие, красивые сравнения для предметов. Сравнения помогают увидеть, представить, нарисованную в тексте картину.
II. Стихотворная речь
1. На одном из последних занятий мы познакомились еще с одним секретом Волшебницы-речи, который встречается в считалках и стихах.
– Какой это секрет? (ритм и рифма)
Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг!
Прекрасный цветок гвоздики, как красный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-то? Как вы позовете своих друзей?
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек.
Послушайте текст:
Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки, горят среди других цветов.
– Сравните два текста. Что в них общего?
У них общая тема: описание гвоздики.
– И все-таки между этими текстами есть очень большая разница. Какая?
(один – стихи; второй – проза)
Вспомните особенности стихотворной речи.
– Чем же отличается стихотворная речь от прозаической? (последние слова в стихотворных строках созвучны (похожи по звучанию, звучат складно). Как называется такое созвучие? (рифмой)).
– Есть ли рифмы в прозе?
Во-первых, стихи отличаются от прозы рифмой.
– Рифма – это еще один секрет Волшебницы-речи. Рифма помогает произносить и запоминать стихи.
– Стихи можно просчитать, прохлопать, они – ритмичны. А проза обладает ритмом?
Во-вторых, стихи отличаются от прозы ритмом.
2. Сочинение считалок.
1) Ребята, когда вы начинаете играть, как вы распределяете роли? С чего начинается игра? (как определить, кому водить)
– Что такое считалки? Для чего они нужны?
– Похожи ли считалки на стихотворения? Чем? (строчки рифмуются)
– Чем еще считалки похожи на стихотворения? (ритмичностью)
Считалки – это часто целые маленькие рассказы в стихах.
2) На прошлом занятии вам было задано задание: сочинить считалку, в которой были даны рифмы.
– Прочитать считалки нескольких учащихся.
– Докажите, что в считалках соблюдается закон стихосложения.
– Те считалки, которыми вы пользуетесь перед игрой, сочинили не вы, а дома вы попробовали уже сочинить свою собственную считалку. Сегодня мы тоже постараемся все вместе сочинить считалку. И вы уже сможете применять свою считалку в игре.
Сочинение считалки о коте. (фото, иллюстрация котенка)
– Рассмотрите внимательно фотографию этого котенка.
– Начало для считалки мы возьмем из всем знакомой детской песенки:
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы везем с собой кота.
(показать на кота)
– Какого? (по цвету) – рыжего
– Какого? (показать на усы) – усатого
– Назовем котенка (Васька) у
– Какого? (по полоскам) – полосатого
Рыжего, усатого,
Ваську полосатого.
– Ребята, красивый котенок? Ловкий? Ответьте этими словами на вопрос каков? (красив и ловок)
– А закончим считалку строчкой, которую чаще всего используют (Выходи из круга вон).
И красив, и ловок он.
Выходи из круга вон.
– Прохлопаем считалку. Есть в ней ритм?
– Проверим рифму.
(тра-та-та – кота; усатого – полосатого; он – вон)
– В считалке есть и ритм, и рифма, значит, она составлена правильно.
3. Сочинение стихотворений.
1) Кто сочиняет стихи?
– Сегодня мы уже были художниками слова, а теперь станем маленькими поэтами и попробуем сочинять стихи.
– Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать. Мы уже учились подбирать рифмующиеся слова.
2) Сочините последнюю строчку в стихотворении.
– Стихотворение называется «Снегирек». О чем оно? Какова его тема? Послушайте начало стихотворения. О чем можно сказать в последней строке? К какому слову надо подобрать рифму? Придумайте последнюю строчку.
Снегирек
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок, подуй слегка,
(Обсуши нам снегирька)



Скучный дождь
Надоело, надоело –
Смотришь в небо, солнца ждешь,
а на землю то и дело
(Сыплет скучный серый дождь).
3) Сочинение стихотворения по картинке + схема.
– Куда отправляется / собирается Мишутка? (в путешествие)
– Со своими друзьями он что делает? (прощается)
– На чем он сейчас поплывет? (на зонтике)
– Куда он сейчас поплывет? (вперед)

Схема: _____ _____ _____ отправляется
_____ _____ _____ прощается
_____ _____ _____ поплывет
_____ _____ _____ вперед

В путешествие Мишутка отправляется
Со своими друзьями прощается
На зонтике он поплывет
Все быстрее, быстрее вперед

– Соответствует ли стихотворение законам стихосложения? (прохлопать ритм, проверить рифмы)
Сочинение стихотворения по иллюстрации к сказке «Лиса и волк».
– О чем эта сказка?
– Каким изображен волк в сказках? (злой, глупый, страшный)
– Как называют его в сказках?
– А какой изображена в сказках лиса? (хитрая, умная, нахальная)
– Посмотрите на иллюстрации. Кто кого обманул в этой сказке? Почему?
– Какой волк в этой сказке? (глупый)
– Как вы думаете, он по дороге бредет или идет? Почему?
– Кого он везет на спине? (лису) Как сказать о лисе ласково? (лисоньку)
– А что делает в это время лиса? (в сказке говорит: «Битый небитого везет»)
она улыбается, ухмыляется
– А над волком она ..? (насмехается, издевается)
– Как вы считаете, что лиса думает про себя? (какая онатумная, ловкая, хитрая), о том, что обманула волка
– Как она про себя называет волка? (дураком)
– Найдем рифмующиеся слова. (бредет – везет; ухмыляется – насмехается; ловка – дурака)
Глупый волк по дороге бредет.
На спине своей лисоньку везет.
А лиса-то сидит, ухмыляется,
И над глупым волком насмехается.
Как умна я, хитра и ловка.
Обманула волка-дурака.
– Проверяем, соблюден ли закон стихосложения. (ритм, рифма)
– Молодцы, вы постарались и сочинили уже целые стихотворения.
– Итак, назовите особенности стихотворной речи.
– Что надо знать и уметь, чтобы сочинить стихотворение или считалку?

III. Вывод. Заключение
– С какими секретами Волшебницы-речи мы сегодня познакомились?
– Чему мы учились на занятиях?
– Кому занятие показалось интересным?
– Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Любите, изучайте Волшебницу-речь, необычную, таинственную, загадочную. У Волшебницы-речи есть немало секретов, их надо уметь разгадывать, и когда вы полюбите ее, она будет приносить вам радость, станет другом на всю жизнь.