Методическая разработка урока в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС Первобытные собиратели и охотники.

«Методическая разработка урока истории
в соответствии с требованиями ФГОС».

Учитель: Кыркалов Николай Иольевич
Класс: 5
Учебный курс: Всеобщая история. История Древнего мира.
Раздел: Жизнь первобытных людей.
Тема: Первобытные собиратели и охотники.
№ урока по плану: 4
Дата проведения: 15 сентября 2016 г.
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс /М. «Просвещение» 2012.
Тема урока: "Родовые общины собирателей и охотников"
Данный урок является вторым уроком в теме «Первобытные собиратели и охотники»
Содержание темы урока: Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Основные понятия, изучаемые на уроке: ледник, мамонт, охота, рубило, каменный наконечник, лук и стрелы, гарпун, родовая община, сородичи.

Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, условиями жизни и заня-
тиями первобытных людей, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимался, какими орудиями труда пользовался.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: собирательство, охота, родовая община.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей.
Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.
Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.
Выделять признаки родовой общины

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска на задней стене кабинета
План урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УДД

1.Организационный этап
Приветствует учащихся. Настраивает на работу.
Настраиваются на работу
 Уметь организовываться к работе

2. Проверка домашнего задания
Организует опрос учащихся по вопросам к параграфу учебника.
Отвечают на вопросы учителя, оценивают ответы одноклассников.
Умение оценивать выполнение заданий учащимися.

3.Этап мотивации и целеполагания
Прошли сотни тысяч лет, на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (запись в тетрадь). Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом. К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (запись в тетрадь), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию.
Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему?
Предположите, как же им это удалось?
Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?
Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
Цель: выяснить, почему это произошло?
Учитель: Что нам может помочь в этом?
Средства: учебник, рассказ учителя, интернет
Действия: что нужно сделать для решения проблемы?
1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения
2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие (животные вымерли- люди выжили), выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия.
Коммуникативные УУД.
Уметь строить речевые высказывания.
Регулятивные УУД.
Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

4.Этап изучения блока новой учебной информации.
Тема урока “Родовые общины охотников и собирателей”
Чтобы правильно ответить на этот вопрос Что помогло людям выжить в суровых условиях?», поработаем с учебником
Инструкция учителя на слайде презентации
1 группа: параграф 2 пункт 1 ( с. 12. - Новые орудия и способы охоты.
2 группа: параграф 2 пункт 2 – Родовые общины.
3 группа: параграф 2 пункт 3 – Лук и стрелы.
Прочитайте текст пункта учебника и обсудив в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?
Ученики записывают тему урока в тетрадь.
Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях.
Познавательные УУД.
Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД.
Уметь работать в парах.
Регулятивные УУД.
Уметь применять свои знания на практике.

5.Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности.
Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний.
Решение проблемы:
Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?
- приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);
- новые изобретения (орудия труда, способы охоты);
- взаимопомощь (родовые общины)
Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания в рабочих тетрадях.
После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.
Коммуникативные УУД.
Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания
Регулятивные УУД.
Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

6.Рефлексивно-аналитический этап
Рефлексия: что мы выяснили с вами на уроке? Что изменило жизнь первобытных людей?
Учитель предлагает учащимся решить кроссворд в рабочей тетради «Первобытные охотники и собиратели)
Ученики отвечают на вопросы учителя, используя изученный на уроке материал, а также применяют знания в новой учебной ситуации, решая кроссворд в рабочей тетради.
Регулятивные УУД.
Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные УУД.
Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Коммуникативные УУД.
Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

7.Домашнее задание
Инструктаж учителя:
Инвариантное:
Параграф 2 ответить на вопросы 1, 2. 3
Вариативное:
- в. 4 к параграфу 2: подготовьте рассказ по рисунку на с. 12 учебника «Охота на диких козлов»
- используя ресурсы интернета подготовить сообщение о находках мамонтов на территории нашей страны
Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости
Коммуникативные УУД.
Уметь понимать учителя, строить вопросы.














15