РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВСЕ ОБО ВСЕМ » для 1 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Русскополянская гимназия№ 1»
Утверждаю Согласовано
Директор БОУ « » ___________________2011г.
·Рускополянская гимназия №1 Зам.директора по УВР
_________________________ БОУ Русскополянская гимназия№1
« »____________2011г. ______________________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ВСЕ ОБО ВСЕМ »
для 1 класса, разработана в соответствии с требованиями
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения

Программу разработала
учитель начальных классов Учитель Оксана Сергеевна,
стаж работы 21год








Русская Поляна 2014г.



Пояснительная записка
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно Дай мне приглядеться Потрогать и подержать в руках Послушать Понюхать И может быть попробовать на вкус О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Всё обо всём” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы Л.В.Занкова, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В основу обучения, воспитательной и развивающей деятельности положены разнообразные принципы:
- принцип научности и доступности в обучении, включение в содержание образования учебного материала, точно установленного программой, для каждого занятия;
- принцип нравственного воздействия, когда на занятиях прививается уважение к людям занимающихся научно-исследовательской деятельностью, понимание важности и значимости этой работы, воспитывается аккуратность и умение доводить начатое дело до конца;
- принцип развития трудолюбия и усидчивости, добросовестное и прилежное отношение ребёнка к труду, умение преодолевать трудности в жизни;
- принцип индивидуального подхода, где учитываются индивидуальные особенности ребёнка и создаются необходимые условия (организованное рабочее место и необходимое оборудование, индивидуальная помощь, эмоциональный настрой);
- принцип контактности (микроклимат в семье и объединении, педагог-ребёнок, ребёнок – родитель, педагог-родитель);
- принцип активного участия родителей в образовательном процессе, где родители могут принимать участие в подготовке и проведении выступлений на защите детских исследовательских работ.





Рабочая программа разработана на основе:
Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Авторской программы «Научно- исследовательская деятельность младших школьников» С.И . Сырицыной
Методики исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И.
Тип программы - учебно-образовательная, ориентированная на практическую деятельность учащихся 1 класса
Цель программы: формирование и развитие исследовательского поведения и навыков учащихся, расширение и интегрирование знаний, вовлечение учащихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Данная цель реализуется через следующие задачи.

1. Образовательные:
Научить умению вести исследовательскую деятельность, добывать новые знания, объяснить приобретенные знания и описать их, разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики. Сформировывать навыки презентации результатов своего труда.
2. Развивающие:
Развивать умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования, развивать ответственность за результаты собственной деятельности.

3. Воспитательные:
Воспитать любовь к творчеству, интерес и уважение к научно-исследовательской деятельности учёных-исследователей разных народов, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над научно-исследовательским проектом предваряется необходимым этапом работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над научно-исследовательским проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор научно-исследовательских проектов.
5. Работа над научно-исследовательскими проектами.
6. Презентация работ.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо научно-исследовательский проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, рассказ, считалка, загадка, газета, книга, модель, , фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, и т.д.
   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом научно-исследовательским проекте, могут принять участие в следующем.
  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над научно-исследовательским проектом.
 Удачные находки во время работы желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе других ребят
  Каждый научно-исследовательский проект, исследование должны быть доведены до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы , детям нужно предоставить возможность рассказать о своих достижениях, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
 
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы научно- исследовательской деятельности « Всё обо всём»– это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Место научно- исследовательской деятельности в учебном плане.

Программа «Всё обо всём» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ «Русскополянская гимназия№1» на научно- исследовательскую деятельность в 1- 4 классах отводится 2 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 66 часа в 1 классе.

Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, защиты исследованийи т.д. Научно- исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы занятий:

· по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й обучения), групповая, индивидуальная;

· по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;

· по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.



Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.










Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов
(1 класс)
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе тем научно- исследовательской деятельности, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в научно- практических конференциях по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации научно- исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.


В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации научно- исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор исследования, работа над ним, презентация);
понятия цели, задачи, объекта, предмет и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.

В результате изучения курса «Всё обо всём» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказывании
использовать школьные лаборатории;
использовать микроскопы, датчики.

Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;.

Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Всё обо всём» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия 2) гербарии; различные коллекции микропрепараты;.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон, микроскоп и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Всё обо всём» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится, прежде всего, набор энциклопедий для младших школьников «Я познаю мир» «Всё обо всём» и другие, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

Материально-техническое обеспечение работы объединения
1. Учебная аудитория для проведений теоретических занятий
2. Аудитория для практических занятий, лабораторное оборудование.
3. Актовый зал для проведения семинаров, конференций
4. Библиотека
5. Компьютерный класс с установленным программным обеспечением: Microsoft Office, Microsoft Windows, наличие выхода в Internet.



ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ

Блок
Количество часов

Интеллектуальные УУД
12

Поиск информации (книга и ИКТ)
9

Развитие культуры устной и письменной речи
5

Исследовательские способы действия
34

Итоговое занятие
3

Итого
66

Работа с родителями
1












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Блок



Тема занятия

Форма занятия

Цель

Кол-во часов

УУД

Содержание
Дата

Интеллектуальные УУД
1
«Все профессии важны, все профессии нужны»
коллективная
Учить разделять целое на элементарные составные части

1
Анализ
Анализ мира профессий: беседа о профессии родителей, загадки о профессиях



2
Кто такой ученый?
Стартовая диагностика
индивидуальная
Учить объединять части в целое
1
Синтез
Понятие «ученый».
Ребусы.
Анкета для учащихся.
(Приложение 1)



3
Открытия. Исследования
коллективная
Учить объединять объекты по признакам
1
Классификация объектов
Понятия «открытие», «исследование».Головоломки



4
Портфолио школьника
групповая
Учить делать вывод по принадлежности к общему родовому понятию
1
Классификация объектов
Понятие «портфолио»
Игра «Кто я?».
Игра «Собери портфель»



5
Что такое проект?
индивидуальная
Учить делать вывод по принадлежности к общему родовому понятию
1
Классификация объектов
Мини проект «Моя семья».
Игра «Истории»



6
Что такое гипотеза?
коллективная
Учить делать вывод по принадлежности к общему родовому понятию
1
Классификация объектов
Игра «Вопросы машине времени». На основе темы «Время» придумать гипотезы



7
«Наблюдение очевидно»
групповая
Учить делать описание предметов, объектов и явлений
1
Анализ
Игра «Кто больше».
Игра «Комплект»



8
«В мире загадок»
групповая
Учить выделять внешние признаки явлений и предметов
1
Выбор оснований и критериев для сравнения
Загадки.
Мини проект «Сочини загадку»



9
Сравнение по форме и величине
групповая
Учить соотносить предметы, живые организмы, картинки по форме, величине, назначению
1

Выбор оснований и критериев для сравнения
Игра «Найди пару».
Игра «Продолжи ряд». Игра «Звено»



10
«Лото»
групповая
Учить соотносить предметы, живые организмы, картинки по форме, величине, назначению
1
Выбор оснований и критериев для сравнения
Игра «Чьи плоды?» Групповой проект «Лото»



11

«Почемучкины вопросы»
коллективная
Учить приводить примеры, понимать картинный план, отвечать на вопросы типа «Почему?»
1
Установление причинно- следственных связей
Игра «Почему?» Выделение круга интересующих проблем у учащихся



12
«Почемучкины ответы»
групповая
Учить приводить примеры, понимать картинный план, отвечать на вопросы типа «Почему?»
1
Установление причинно- следственных связей
Работы с текстом в группах. Найти ответы на вопрос в тексте. Игра «Причина»


Поиск информации (книга и ИКТ)
13
Экскурсия в городскую детскую библиотеку
коллективная
Учить внимательно слушать рассказ учителя, ответы товарищей
1
Построение логической цепи рассуждений
Знакомство, правила поведения, поиск информации. Викторина по произведениям К.И.Чуковского



14
Путешествие в мир детских журналов
групповая
Учить давать простейшую оценку услышанного
1
Синтез
Знакомство с разнообразием детских журналов. Игра «О чем этот журнал?»



15
Мой книжный друг
коллективная
Учить ориентироваться в системе работы библиотеки
1
Анализ
Коллективный проект «Моя любимая библиотека»



16
Поиск информации в библиотеке. Словари
групповая
Учить ориентироваться в словарях
1
Выбор оснований и критериев для сравнения
Знакомство и работа с разными типами словарей. Игра «Найди слово на букву»



17
Поиск информации в библиотеке. Энциклопедии
индивидуальная
Учить ориентироваться в энциклопедиях
1
Анализ
Знакомство и работа с различными типами энциклопедий. Игра «Энциклопедия»



18,
19
«Всемирная паутина»
индивидуальная
Учить ориентироваться в поисковой системе ИКТ
2
Построение логической цепи рассуждений
Знакомство с понятием Интернет. Знакомство с поисковыми системами. Поиск информации «Животные»



20
Мои школьные помощники
групповая
Учить ориентироваться в учебнике, работа с оглавлением
1
Установление причинно- следственных связей
Знакомство со школьными учебниками. Понятие «оглавление». Чем учебник отличается от книги. Игра «Дракон»



21
Мои школьные помощники
групповая
Учить ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением
1
Построение логической цепи рассуждений
Мини -проект «Мой учебник» (создание своего учебника)


Развитие культуры устной и письменной речи
22,
23
«Вопросы и ответы»
групповая
Учить отвечать на отдельные вопросы, самостоятельно формулировать свой вопрос
2
Установление причинно- следственных связей
Викторина. Работа по сюжетным картинкам в группах. Составление рассказа. Составление вопросов по заданному тексту. Самостоятельное составление кроссвордов



24
«Смешные диалоги»
групповая
Учить вести простейший диалог
1
Построение причинно- следственных связей
Понятие «диалог». Инсценировка «В магазине», «Разговор по телефону». Игра «Встреча»



25,
26
«Сказка - ложь, да в ней намек, доброму молодцу урок»
групповая
Освоение основных видов письменных работ
2
Развитие творческих речевых способностей
Мини –проект «Там на неведомых дорожках», сочинение сказки


Исследовательские способы действия
27
У природы нет
плохой погоды
коллективная
Учить наблюдать, как правильно делать выводы из наблюдений
1
Установление причинно- следственных связей
Экскурсия в парк. Наблюдение за осадками, облачностью



28
Мои наблюдения
индивидуальная
Учить оформлять свои наблюдения
1
Моделирование
Рисование знаков по наблюдениям. Составление дневника наблюдений



29
Как живут растения?
коллективная
Учить проводить опыты
1
Выдвижение гипотез и их обоснование
доказательство
Знакомство с понятием «опыт». Демонстрация опытов



30-
64
Наша лаборатория
(план см. в приложении)
индивидуальная
Учить проводить опыты
33

Демонстрация и прведение опытов подготовленных педагогом и учащимися


Итоговое занятие
65-66
Конференция
«Я - исследователь»
Итоговая диагностика
коллективная
Учить представлять свои проекты
3
Выдвижение гипотез и их обоснование
Анкета для учащихся (Приложение 1). Защита проектов. Представление личных портфолио. Рефлексия



Работа с родителями


Исследовательская культура


Развивать исследовательскую культуру
1


Анкета для родителей «Загадка моего ребенка» (Приложение 2). Беседа о структуре исследования




Наша лаборатория

ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИИЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 31.
Опыт с песком и глиной
(сыпучесть).

Опыт с песком и глиной
(рассматривание в увеличительное стекло)
Познакомить детей со свойствами песка и глины. Подвести к выводу : песок сыпучий в отличие от глины.

Рассмотреть песок и глину в увеличительное стекло
Две ёмкости: одна с песком, другая с глиной, воронка, две прозрачные емкости на каждого ребёнка.
Ёмкости с песком и глиной на каждого ребёнка, увеличительные стёкла.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савёнков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Изд.»Учебная литература»
Самара 2004

Занятие32.
Опыт с песком и глиной
(«посадить палочку»)

Попробовать «посадить» с детьми палочку в песок и глину.
На каждого ребёнка две ёмкости: одна с песком, другая с глиной, деревянная палочка.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников
Библиотека журнала
«Директор школы»
Москва 2003

Занятие 33.
Опыт с песком и глиной
(сухой и мокрый песок)

Лепим из песка и глины.
Познакомить детей с понятиями сухой и мокрый песок. Понаблюдать за мокрым песком и глиной с водой.

Попробовать с детьми лепить шарики из влажной глины, влажного песка.
На каждого ребёнка по две ёмкости: с песком и глиной, стакан с водой, деревянная палочка.
На каждого ребёнка две ёмкости: с песком и глиной, банка с водой, доски для лепки, формочки, совочки.

Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».


Занятие 34 .
Знакомство с оптимальными условиями для жизни растений.
Расширить знания об оптимальных условиях для жизни растений ( растение дышит, двигается, питается, пьёт, нуждается в свете).
На каждого ребёнка по одному зеркалу, подготовленное для опыта растение.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 35.
Изменение внешнего вида листьев в темноте.

Опытным путём показать детям зависимость окраски листьев растений от длины светового дня.
Мешочек из черной бумаги, комнатное растение – герань.
Савёнков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Изд.»Учебная литература»
Самара 2004

Занятие 36.
Что увидим через воду?

Какую форму может принять вода.

Закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачность.

Уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится.

На каждого ребёнка : тазик с водой, мелкие предметы.

Ведро с водой, пластмассовые формочки.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников
Библиотека журнала
«Директор школы»
Москва 2003

Занятие 37.
Опыт «Наливаем –
выливаем»
Учить детей наполнять разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств.

На каждого ребёнка : воронка, пипетка, трубочка, мензурка, шприц.
Программа «Детство» с . 173
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».



Занятие 38 .
«Очистим воду»
Показать детям различные способы очистки воды.
На каждого ребёнка : 3 стакана, воронка, различные фильтры: бумага, марля, сетка.

Программа «Детство» с . 173
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савёнков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Изд.»Учебная литература»
Самара 2004

Занятие 39.
«Дружба красок»
Формировать умение смешивать краски для получения разного цвета.
На каждого ребёнка: гуашь разного цвета, кисточки, палитры, баночки с водой, бумажные платья для кукол.

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников
Библиотека журнала
«Директор школы»
Москва 2003

Занятие 40.
«Соревнование мыльных пузырей»
Показать детям способы выдувания мыльных пузырей с помощью разных средств.
На каждого ребёнка: различные средства для выдувания мыльных пузырей (трубочки, соломинки и т.д.)


Программа «Детство» с . 173
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».


Занятие 41.
«Испытание кораблей»
Учить детей испытывать плавучесть кораблей, сделанных из бумаги, дерева, поролон, скорлупа орехов, пластмасса), нагонять ветер различными способами.

Природный бросовый материал для изготовления кораблей, тазики с водой.
Программа «Детство» с . 173
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 42.
«Рисование свечой»

Опыт с сырым яйцом
Познакомить детей со свойствами воска (твёрдый, жидкий).

Показать детям изменение веществ при нагревании.
На каждого ребёнка: восковая свеча, тарелочка с водой.

Яйцо, прозрачный стакан, нож для разбивания яйца.


Программа «Детство» с . 173

Что мы знаем о веществах? с. 3



Занятие 43.
Игра с увеличительными стёклами
Учить детей рассматривать разные материалы с помощью увеличительного стекла или микроскопа.

На каждого ребёнка: микроскоп, лупы для рассматривания.
Программа «Детство» с . 173
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 44.
«Мир в цветном стекле»
Учить детей рассматривать окружающие предметы через стёкла разного цвета.

На каждого ребёнка: набор цветных стёкол.
Программа «Детство» с . 174
Савёнков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Изд.»Учебная литература»
Самара 2004

Занятие 45.
Поиск предметов в тёмной комнате с помощью фонарика.

Закрепить умение детей ориентироваться в тёмном помещении.
На каждого ребёнка : фонарики.
Программа «Детство» с . 173
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников
Библиотека журнала
«Директор школы»
Москва 2003

Занятие 46.
Теневой театр.
Показать детям, каким образом получается тень. Научить детей с помощью рук изображать разных зверей и птиц.


Экран из ткани, настольная лампа.
Программа «Детство» с . 173
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 47.
Опыт с деревянными предметами.

Актуализировать знания детей о свойстве дерева : не тонуть в воде.
На каждого ребёнка: кубики, карандаши, палочки, металлические предметы.
Савёнков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Изд.»Учебная литература»
Самара 2004

Занятие 48
«Волшебная бумага»
Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги: точное копирование рисунков и получение множества копий.

На каждого ребёнка : листы белой бумаги и копировальной бумаги. Карандаши.
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004


Занятие 49.
«Таинственные письмена»
Познакомить детей со свойствами молока, лимонного и лукового соков.
На каждого ребёнка: ёмкости с молоком, лимонным и луковым соками, ватные палочки, спиртовка или свеча, белая бумага.

Программа «Детство» с . 174
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 50.
«Путешествие по реке»
Формировать представления у детей о свойстве бумаги размокать в воде.
На каждого ребёнка: бумажный кораблик, тазик с водой для 3-4 человек.



Занятие 51.
Опыт с воздухом.
Дать представление о воздухе, его свойствах
Познакомить детей со способами обнаружения воздуха. Показать, что воздух есть в окружающем нас пространстве, губке, земле. Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
На каждого ребёнка: пустая банка, стакан с водой, соломинка, бумажные полоски, полиэтиленовый пакет, тазик с водой, кусочек губки, горсть земли.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 52.
«Волшебная цепочка»
Где применяется
магнит ?
Познакомить детей со свойствами магнитной силы.
Дать детям знания о назначении магнита, о его применении.
На каждого ребёнка: магнит, металлические канцелярские скрепки , магнетические и немагнетические материалы.
Савёнков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Изд.»Учебная литература»
Самара 2004

Занятие 53.
«Таинственные фигурки»
Продолжать расширять знания детей о свойствах магнита
На каждого ребёнка: мелкие металлические предметы, магнит, лист бумаги.
Программа «Детство» с . 173
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».

Занятие 55.
«Превращение веществ»
Закрепить знания детей о различных состояниях воды: твёрдое, жидкое, газообразное.
На каждого ребёнка: широкая ёмкость с крышкой со льдом, миска- 2 шт. Для учителя : чайник с кипятком, 2 миски, стекло или оргстекло.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 56.
Опыты с сахарным песком и солью.

Рассмотреть частицы сахарного песка и соли, узнать одинаковой ли они формы .
На каждого ребёнка: лист чёрной бумаги, лупа, емкости с солью, сахарным песком, сахарной пудрой, мерная ложка палочка.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников
Библиотека журнала
«Директор школы»
Москва 2003


Занятие 57.
Опыт с чистым и грязным снегом.
Знакомить детей со свойствами снега. Снег плохой проводник тепла.
На каждого ребёнка : по 2 ёмкости с водой, водный термометр.
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 58.
Проращивание лука в пустой банке и банке с водой.
Провести с детьми опыт по выращиванию лука в воде и без воды. Подвести к выводу : без воды растение расти не может.
На каждого ребёнка: банка с водой, 2 луковицы, пустая банка.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 59.
Опыт с веточками.
На основе опыта подвести детей к выводу: без воды и тепла веточки не растут. Учить детей делать зарисовки по итогам эксперимента.
На каждого ребёнка : 3 веточки, 3 банки ( 2 с водой, 1 пустая ).


Занятие 60.
Строение семени.
Изучить строение семени, найти в нём маленькое растение.
На каждого ребёнка: сухие и набухшие семена фасоли, гороха, тыквы (огурца, дыни, кабачка) и подсолнечника, лист белой бумаги или блюдце.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004


Занятие 61.
Строение семени.
(продолжение)
Увидеть сходство в строении семян разных растений.
На каждого ребёнка: сухие и набухшие семена фасоли, гороха, тыквы (огурца, дыни, кабачка) и подсолнечника, лист белой бумаги или блюдце.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004

Занятие 62.
Нужна ли растению вода?
Показать детям, что у растения есть потребность в воде.
На каждого ребёнка: 2 луковицы, 2 баночки, 2 комнатных растения (влаголюбивых), вода.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».



Занятие62.
Как растение пьёт ?
Продемонстрировать, как растение пьёт, как в него проникает влага.
На каждого ребёнка: завядший стебель бальзамина, любой пищевой краситель, вода, прозрачный стакан.

Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 2004


Занятие 63
Нужен ли растению свет?
Показать детям, что растение нуждается в свете, ищет его, двигается за ним.
2 комнатных растения в горшочках.
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».


Занятие 64.
Питание растений
Выявить, что для нормального роста и развития растениям необходима не только вода, но и питание. Питание растение берёт из почвы при условии регулярного полива.
3 луковицы, баночка с водой, 2 баночки с почвой, кусочек сахара.
Савенков А.И.
Я – исследователь.
Учебник – тетрадь для младших школьников.
Изд. «Учебная литература», 200

Занятие 64.
Дыхание растений.
Показать детям, что растения дышат через листья.
Небольшое растение с крупными листьями, волшебная мазь – вазелин.

Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».












Этапы и формы контроля

Диагностика учебных достижений (мониторинг обученности)

Ф.И.воспитанника
Умеет осуществлять поиск и отбор информации из различных источников
Умеет конспектировать, составлять тезисы и библиографию
Умеет ставить цели и задачи исследования
Умеет работать по программе Word, Excel
Умеет создавать мультимедийную презентацию
Владеет техникой публичной защиты результатов собственного исследования



Виды оценки учебных достижений воспитанников: тестирование, практические и самостоятельные работы, зачётные занятия, итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на занятии учебной группы или на конференциях различного уровня. На защите, помимо педагога, должны присутствовать внешние эксперты (специалисты) по предметных областях представляемых работ (проектов).
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
«0» - низкий уровень
«1» - средний уровень
«2» - высокий уровень

Критерии оценки:
0 – низкий уровень (удовлетворительно): учащиеся не обладают элементарными знаниями, основными способами действий;
1 – средний уровень (хорошо): умеет использовать полученные знания при выполнении практических работ, владеет элементарными нормами и технологиями:
2 – высокий уровень (отлично): освоение программы в полном объёме, выполняет качественно работу, применяя творчество и любознательность, умеет оказывать помощь в работе с учащимися.
Каждый учащийся оценивается индивидуально по каждому показателю.


Литература
Для учителя
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Плешаков А.А. Методическое пособие «Зелёный дом».
Нор Г.В. «Образовательная программа «Юный исследователь», Орск 2010
Чернышова Н.В. Программа кружка «Юный исследователь», 2008


Для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы








Структура курса построена на основе поэтапного формирования исследовательской культуры в начальной школе. (С.И. Сырицына)
Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс












13 PAGE 14115







1 класс


2 класс


3 класс


4 класс

Начальное формирование интеллектуальных УУД

Формирование и совершенствование умений осознанного эмпирического анализа

Совершенствование опыта доказательств и сопоставления

Совершенствование умений осознанного эмпирического анализа


1 класс



Интеллектуальные УУД



Поиск информации
(книга, ИКТ)

Развитие культуры устной и письменной речи

Исследовательские способы действия


Умение наблюдать



Опыт

Учить разделять целое на элементарные составные части в практических действиях, логических играх.

Делать выводы по принадлежности к общему родовому понятию.

Внимательно слушать рассказ, объяснения учителя, ответы товарищей. Уметь давать простейшую оценку услышанного.

Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу.

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением.

Уметь отвечать на отдельные вопросы, самостоятельно формулировать свой вопрос к картинке, вести простейший диалог на основе картинки.

Осваивать основные виды письменных работ.

Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомыч предметов, явлений

Учить относить два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, назначению.

Уметь привести примеры, понимать картинный план. Отвечать на вопросы типа «Почему?»

Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников в 1 классе