ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фоминская Е.А (МБОУ «Лицей №2», директор)
ШпехтТ.В(МБОУ «Лицей №2», учитель)

ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В последние годы отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.


Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
низким образовательным статусом семей детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее по тексту ОВЗ), которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
ростом количества детей с ОВЗ .
недостаточной методической и практической базы для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.
При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, былины, притчи; они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимы
разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ через систему классных часов.
Т.о., предлагаемые нами формы, методики позволят создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни.
Данная система классных часов разработана для младших школьников с ОВЗ. Классные часы проводятся 1 раз в месяц в рамках дополнительного образования.
В приложении к данной программе подборка электронных презентаций, музыкальных фрагментов, сопроводительный текстовый материал для классных часов. Методическое обеспечение программы будет пополняться по мере её реализации в течение 4 лет.

Пояснительная записка.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.
Трудность проблемы духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) у ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;
семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
Мы ставим перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционных классах должна оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем включения в воспитательную работу системы классных часов духовно-нравственной направленности.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа духовно-нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цель программы: создать условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа .




Задачи
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;
- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;
- формирование навыков исследовательско-поисковой деятельности, публичных выступлений.

В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;
- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну ;
- формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:
- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
- принцип идентификации (персонификации).
Идентификация- устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы : яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ.
Система классных часов - это не только цикл уроков, а содержание, связанное с государственными праздничными датами, православным календарём и его праздниками. Все темы мастер- классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений, сказок, былин посвящены целостному духовно-нравственному развитию личности ребёнка с ОВЗ.
Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.
Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности: мастер-классы, проектная деятельность, драматизация, тренинговые упражнения социальных навыков, виртуальные экскурсии, выездные экскурсии, встреча с гостями, рисование, изготовление пальчикового театра и т.д.
Средством духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, Епархии, знакомство с храмами Барнаула, историческими зданиями через электронные презентации, встречи с гостями.
Содержание программы:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма:
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России ;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в музеях, храмах, дома, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке творческих проектов;
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;
интерес к занятиям художественным творчеством;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам .
Воспитание православной культуры.
знакомство с храмами города Барнаула;
знакомство с нравственными правилами жизни через притчи и сказки;
обогащение знания о храме и его внутреннем и внешнем устройстве, значении храма в жизни человека;
знакомство с православными народными традициями, православным календарём.
Ожидаемые результаты:
результат в данном случае - это принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.
Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько учителю удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.
Совместная деятельность учителя с семьёй.
Необходимо выстраивать с родителями партнёрские отношения - формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса. Учителям , в свою очередь, нужно содействовать родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно привлекать родителей к подготовке и проведению классных часов: сообща с детьми и родителями готовить мероприятия ,осуществлять выездные экскурсии, организовывать пространство класса, публичные выступления детей и родителей, привлекать родителей к поисковой деятельности детей, созданию проектов, изготовлению костюмов и поделок, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл данной системы классных часов на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Осуществление внешних связей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования;
- посещение музеев города Барнаула, Епархии;
- приглашение гостей из центра МЧС, «Клуба писателей»;
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении.





Тематика классных часов для младших школьников с ОВЗ .
Дата проведения
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Сентябрь
Тренинг социальных навыков «Все мы разные и что ж?...»
Беседа «Как сохранить дружбу?»
Дискуссия «Добрые дела и плохие поступки»
Беседа «Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие».

Октябрь
Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсия в музей истории Алтайского края
Выезд в Епархию
Экскурсия в музей времени.

Ноябрь
Добрая сказка
Детские притчи
Философские сказки Н.И. Козлова.
Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

Декабрь
Мастер-класс «Рождественские украшения на ёлку. Ангел.»
Мастер-класс «Рождественские гирлянды»
Матер-класс
«Рождественские кувадки»
Матер-класс «Рождественские подарки»

Январь
Былинные богатыри-защитники России.
Гости из центра МЧС. «Герои рядом»
Театр «Раёк».
Игры-драматизации.
Устный журнал «Мой небесный покровитель». История имени.

Февраль
Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы
Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.
Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.
Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Март
Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь. Гости бабушки, мамы учащихся.
Виртуальная экскурсия «Храмы Барнаула»
Виртуальная экскурсия «Барнаул вчера и сегодня».
Гость Владимир Коржов.

Апрель
22 апреля Международный День Земли. Трудовой дисант. Изготовление агитлистовок.

Май
Защита проекта «Моя семья»
Защита проекта «Чему учит сказка?»
Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции.
Защита социального проекта «Город для всех».



15