Презентация по инклюзивному образованию АООП НОО для ОВЗ НОДА


АООП НОО для обучающихся с НОДАПодготовила работу для курсов переподготовки учителей «Педагогика и психология инклюзивного образования»: Зуфарова Г.Р.МОБУ Мархинская СОШ № 2 Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с НОДА{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Обучающиеся с НОДА получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1-4 классы)Обучающиеся с НОДА получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки.Обучающиеся с НОДА получают образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Этот вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.Обучающиеся с ТМНР получают образование в соответствии с уровнем развития интеллекта по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговым достижением сверстников с НОДА. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Этот вариант предназначен для образования обучающихся с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.Этот вариант предназначен для образования обучающихся с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс в специальных условиях получения образования.Сроки получения НОО пролонгируются с учётом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития детей данной категории.Этот вариант предназначен для образования обучающихся с НОДА с лёгкой умственной отсталостью. Обязательными являются организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей и использование СИПР, которая при необходимости индивидуализируется. Этот вариант предназначен для образования детей, имеющих ТМНР. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема АООП НОО. разовательного процесса86 Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема АООП НОО. Обязательная часть АООП НОО составляет – 70%, часть, формируемая участниками образовательных отношений – 30% от общего объемаОбязательная часть АООП НОО составляет – 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40% от общего объема. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося. Что включает учебный план?!{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОООбязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:филологияМатематика и информатикаОбществознание и естествознание (окружающий мир)Основы религиозных культур и светской этикиИскусствоФизическая культуратехнологияОбязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:Язык и речевая практика (русский язык и чтение).МатематикаЕстествознаниеИскусствоТехнологияОбязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей: Предметная область: Язык и речевая практика.Математика Окружающий мирИскусствоАдаптивная физическая культураТехнология Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных курсов. Коррекционный курс «Речевая практика» или другой предмет из компонента Организации. Основные задачи реализации содержания: Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них. Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи. Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи. Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики. Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции. Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма. Коррекционный курс «Основы коммуникации» или другой предмет из компонента Организации. Основные задачи реализации содержания: Формирование различных форм общения обучающегося со взрослыми и сверстниками. Тренировка различных коммуникативных умений. Коррекционный курс «Психомоторика и развитие деятельности». Основные задачи реализации содержания: Формирование различных видов деятельности: продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия. Развитие познавательных способностей. Коррекционный курс «Двигательная коррекция». Основные задачи реализации содержания: Обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА. Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений. Развитие двигательной активности. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов (курсов). Коррекционный курс «Речевая практика» или другой предмет из компонента Организации. Основные задачи реализации содержания: Формирование понимания обращенной речи и устной речи на доступном уровне (разговорно-диалогической). Формирование умения задавать простые вопросы, отвечать на них. Формирование общей разборчивости речи с целью улучшения понимания речи обучающегося окружающими. Коррекционный курс «Основы коммуникации» или другой предмет из компонента Организации. Основные задачи реализации содержания: Формирование различных форм общения (вербальных и невербальных), соответствующих возможностям обучающегося, формирование альтернативных форм коммуникации; тренировка различных коммуникативных умений. Обеспечение условий для общения детей со взрослыми и сверстниками,. Коррекционный курс «Психомоторика и развитие деятельности». Основные задачи реализации содержания: Формирование различных видов деятельности: предметно-игровой, элементов продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Формирование мотивации к деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов), межанализаторного взаимодействия. Коррекционный курс «Двигательная коррекция». Основные задачи реализации содержания: Обеспечение коррекции индивидуального двигательного нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений. Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования обучающихся с умственной отсталостью и НОДА. Коррекционно-компенсаторная область носит строго индивидуализированный характер {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа формирования УУДПрограмма формирования базовых УДВариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА должна быть определена на этапе завершения обучения.Сформированность базовых учебных действий определяется по завершению обучения с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося. Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей работы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА и программы формирования универсальных учебных действийРазрабатывается на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП НОО обучающимися с НОДА и программы формирования базовых учебных действий.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа духовно-нравственного развитияПрограмма нравственного развитияВариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Программа духовно-нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с НОДА, формы организации работы. Программа нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с НОДА с интеллектуальной недостаточностью, формы организации работы. Программа коррекционной работы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Программа коррекционной работы должна предусматривать: предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка; коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами; формирование у обучающихся с НОДА механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению и освоение ассистивных средств компенсации; формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся усваивать общеобразовательные предметы. Комплексная программа коррекционной работы предусматривает медицинское воздействие (коррекцию двигательных нарушений), специальную психолого- педагогическую, в том числе логопедическую работу, а также психологическое сопровождение. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с НОДА с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР)); возможность освоения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата АООП и их адаптации к условиям образовательного учреждения. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР); возможность освоения АООП НОО и их адаптации к условиям образовательного учреждения. Программа коррекционной работы должна содержать: Программа коррекционной работы должна обеспечивать: поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов); мотивацию двигательной активности; – поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; – обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР); возможность освоения АООП НОО и их адаптации к условиям образовательного учреждения. Программа коррекционной работы должна содержать: Программа коррекционной работы должна обеспечивать: поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов); мотивацию двигательной активности; – поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; – обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; Система оценки планируемых результатов освоения АООП НОО{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с НОДА; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и предметов (курсов) коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.Должна ориентировать на социальную адаптацию и нравственное развитие; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и предметов (курсов) коррекционно-развивающей области. Программа внеурочной деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, «веселые старты», олимпиады, лагеря, походы, проекты и т.дВнеурочная деятельность обучающихся организуется по направлениям развития личности (нравственное, социальное и другое) в формах, доступных для данной группы обучающихся.Внеурочная деятельность организуется по двум направлениям: Уход и присмотр. Уход необходим обучающимся с ТМНР, возможности, которых к самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены. Уход осуществляется в процессе гигиенических процедур, одевания и раздевания, приема пищи. Деятельность осуществляющего уход специалиста не должна сводиться к механическому выполнению необходимых действий. Уход должен сопровождаться уважительным, доброжелательным общением с ребенком, вызывающим с его стороны доверие и желание взаимодействовать со взрослым. Присмотр происходит во время прогулки, свободной деятельности обучающегося с целью предотвращения случаев, когда обучающийся может причинить вред себе, окружающим или имуществу. Развитие личности: социально- эмоциональное, спортивно- оздоровительное, творческого, духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах как игра, соревнование («веселые старты», олимпиады), экскурсии, кружки, проекты и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Составляет за 4 года обучения 1350 часовВремя, отводимое на внеурочную деятельность, за 5 лет обучения составляет 1680 ч Требования к условиям реализации АООП НОО для обучающихся с НОДАТребования к кадровым условиям:- специалисты по адаптивной физкультуре (ЛФК), медработникиТребования к материально-техническим условиям:К организации пространстваК организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удалённоК техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии)К специальным учебникам, спец.рабочим тетрадям, спец.дидактическим материалам, спец.электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. Освоение практики общения с окружающими людьми. Освоение содержательной области «Математика». Формирование доступных представлений о мире и практике. Специальный учебный дидактический материал. Овладение адаптивной физкультурой.Должно быть специальное оборудование. Рабочее место создаётся индивидуально. Наличие спец. технических средств. Вспомогательные средства невербальной коммуникации. Освоение содержательной программы «Математика». Формирование доступных представлений о мире и практике. Формирование представлений о себе. Формирование доступных представлений о мире и практике. Требования к результатам освоения АООП НОО для детей с НОДАСтандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП НОО.Личностные результаты освоения АООП НООМетапредметные результатыПредметные результаты Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Планируемые результаты программы коррекционной работы должны уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с НОДА. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы определяется ПМПК и ИПР в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА АООП НОО является достижение предметных результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА АООП НОО является достижение результатов освоения программы коррекционной работы (специальной индивидуальной программы развития).Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО Спасибо за внимание!