«Формирование коммуникативной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

Доклад на педагогическом совете на тему «Формирование коммуникативной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
воспитателя Тарасовой Светланы Валентиновны.
Характеристика коммуникативных УУД в соответствии с ФГОС.
ФГОСы пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий.
В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 
(на схеме представлены группы учебных действий, их характеристика)
УУД представляют собой целостную систему, в которой выделяются  взаимосвязанные виды действий4 группы УУД.
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, Синий
личностные – определяющие мотивационную ориентацию, Зеленый
регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности, Желтый
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность. Красный
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Подробнее рассмотрим коммуникативные УУД  в соответствии с ФГОС, они обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, определение целей и способов взаимодействия.
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками (коммуникативные действия включают определение целей, функций участников, способов взаимодействия);
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск путей и способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера подразумевает контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
участие в коллективном обсуждении проблем развивает умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  
Таким образом, формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Развивая коммуникативные УУД в любом виде деятельности - на уроках или во внеурочной деятельности,- мы социализируем детей, а социализация детей с ОВЗ является целью специального образования и должна «красной нитью» проходить через преподавание каждого предмета, в том числе и через внеурочную деятельность.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, и во внеурочной деятельности через кружковую и воспитательную работу.
Подробнее рассмотрим вопрос:
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Согласно п. 16 ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию УУД. 
Цель внеурочной деятельности - развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организация деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 
Содержание деятельности детей во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, в том числе коммуникативных: 
Сегодня поделимся опытом работы по формированию коммуникативных УУД через организацию различных форм внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации и рекомендации использования интерактивных форм проведения воспитательных мероприятий, занятий с детьми.
Внеурочные занятия дают возможность для развития личностных и коммуникативных учебных действий, необходимых для целостного формирования личностных качеств ребёнка. А разнообразные формы работы позволяют каждому ребёнку почувствовать себя успешным в любой деятельности.
На современном этапе развития социума в педагогике, в том числе и коррекционной, возникает необходимость использования инновационных технологий.
Многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов и приёмов обучения.
Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где  «inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.  
Интерактивное обучение – это специальная форма организации учебной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии, в ходе которых и происходит формирование и развитие коммуникативной функции речи.
Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ребенок  чувствует свою успешность, что делает продуктивным процесс воспитания и обучения.
Совместная деятельность воспитанников  в процессе познания означает, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на занятиях и в режимных моментах предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению задач.
Интерактивное обучение решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между воспитанниками;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает воспитанников  необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.
 В плане воспитательной работы ОГБОУ Центр ППМС «Развитие» представлен широкий спектр видов деятельности для занятий с детьми с использованием интерактивных методов развития коммуникативных навыков.
К интерактивным методам относятся:
1.Игротерапия Главное значение отводится игровому методу, который пронизывает всю деятельность детей младшего школьного возраста. Игры, способствующие формированию коммуникативных навыков у детей, могут быть различных видов:
- сенсорные;
- познавательные;
- образовательные (тематические);
- интеллектуальные;
- сюжетно-ролевые;
- подвижные.
Интерактивными средствами игрового метода являются сами игры, настольные, игрушки, дидактические игровые пособия.
В игре дети учатся контактировать с педагогом, детьми, общаться, соблюдать определённые правила и адекватно взаимодействовать в коллективе, (игровые методы, сказкотерапия- знакомим с коррекционными сказками Панфиловой, позже проводим коллективное обсуждение содержания).
2.Кинезиотерапевтические методы –это терапия движением, включающая (музыкально- ритмические движения, используемые воспитателями при подготовке к праздничным концертам, разработан и проводится воспитательский час- разминка «Музыкальный батл», психогимнастика, логоритмика, фонетическая ритмика, кинезиология).
3.Психокоррекционные методы (включают игру - драматизацию, театрализацию, инсценировки- воспитанники участвуют в инсценировках на праздничных мероприятиях и воспитательских часах,   используются в практике работы диалоги (беседы, проблемные вопросы). В ходе диалогов- бесед воспитанники делятся личным опытом, что подразумевает развитие лексического словаря, связной речи.
4. Информационно-компьютерные технологии: На современном этапе  развития общества и образования невозможно представить обучение детей без использования информационно-компьютерных технологий, широко используемых в работе нашего учреждения.  К методам, способствующим формированию у детей с ОВЗ коммуникативных навыков, относятся: видеоэкскурсия, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций, видеовикторин, научно- познавательных роликов, обучающие фильмы, инструктажи по противопожарной безопасности, правилам поведения при гололёде, на водоёмах, развивающие задания, слушание аудиосказок с последующим обсуждением услышанного и увиденного. Средствами интерактивного обучения являются ТСО – магнитофон, DVD  - проигрыватель, телевизор, компьютер, ноутбук. Не зря существует пословица- расскажи мне- и я забуду, покажи- запомню на всю жизнь.
5. Элементы арт-терапии: рисование, лепка, музыкотерапия, танцетерапия. Воспитателями активно используются методы арт-терапии, способствующие интерактивному общению детей на занятиях, можно отнести следующие формы работы:
- рисование с использованием нетрадиционных техник и материалов (пальчиковое рисование, рисование сухой кистью, ватными палочками, и т.д.)
- лепка (используем пластилин и тестопластику);
- музыкотерапия и танцетерапия, и т.д.
Данные методы применимы как в НОД, в виде виртуальных путешествий, проведения спектакля, праздника, викторины, КВН и др. формах организации нестандартных занятий, так и в свободной деятельности, режимных моментах.
кинезиотерапевтические методы – «терапия движением». Одной из форм такой терапии является коррекционная ритмика. Это широкое понятие, включающее в себя элементы логоритмики, фонетической ритмики,  музыкально-ритмических занятий, корригирующей гимнастики, психогимнастики. Все эти компоненты коррекционной ритмики тесно связаны между собой.
В коррекционной педагогике широко применяется метод образовательной кинезиологии – «гимнастике мозга». «Гимнастика мозга» - одна из доступных форм адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие коммуникативных навыков.  
Все перечисленные формы работы способствуют формированию адекватной самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.
Психокоррекционные методы - драматизация – это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.
Драматизация способствует совершенствованию лингвистических способностей; увеличение словарного запаса; снятию «психологического барьера».
Инсценировки, спектакли, театрализация, как коллективная  деятельность, направлена на самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности; корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства радости, успешности.
В ходе бесед - рассказов бесед – рассматриваний, бесед – рассуждений включается вопросно-ответный диалог о предмете обсуждения, воспитанники делятся личным опытом, что требует от них использования тематической лексики.
Т.о., развитию коммуникативных навыков у воспитанников помогают воспитательные мероприятия с использованием интерактивных методов. Такие занятия помогают ребятам выстраивать общение на основе диалога.
На основании проделанной работы делаем выводы:
1. В работе с детьми с ОВЗ по формированию коммуникативных навыков необходимо уделять внимание интерактивным методам обучения.
2. Среди интерактивных методов обучения отдавать предпочтение заданиям, играм, обеспечивающим интерактивное общение.
3. Организовывать образовательное  пространство, располагающее к диалогу; создавать специальные ситуации, побуждающие воспитанников коммуникативному взаимодействию,  использовать «поддерживающие» приемы общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы.

15