Оценка достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС


Оценка достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Т.М.Левашова, учитель
английского языка НЧОУ
гимназия «Росток»
Владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности человека в профессиональной деятельности, что отчетливо осознается активно действующим и подрастающим поколениями граждан нашей страны. Иноязычное образование стало еще более важным, т.к. способствует воспитанию поликультурной и полиязычной личности, формированию национальной идентичности молодого поколения россиян, их интеграции в евразийское пространство.
Успешно выполнить эту задачу позволяет понимание того, что ученик- это центр образовательного пространства, а учительскую позицию «все знаю», «все могу», «всех научу» необходимо заменить на более приемлемую «знаю как помочь», «знаю как направить», «знаю как добиться результата».
Согласно ФГОС нового поколения традиционные требования к контролю/оцениванию сохраняют свою значимость в условиях современной школы. Процедура контроля/оценки достижения учащихся являлась и продолжает оставаться частью учебного процесса, но есть и некоторые изменения, связанные с переходом к личностно-ориентированной парадигме. В связи с изменениями в стиле общения учитель-ученик, учительский контроль должен дополняться групповым взаимоконтролем и индивидуальным самоконтролем. «Контроль должен быть конструктивным, то есть применяться для того, чтобы выявить то, чему учащиеся научились, показать динамику развития ученика. К системе оценивания выдвигается требование прозрачности целей, процедур и критериев оценивания. Оценивание должно основываться на сопоставлении конкретных результатов учащегося с заранее заявленными требованиями. Учащиеся должны быть обязательно ознакомлены с критериями оценивания. Оценки должны сопровождаться анализом, который призван дать обучающимся полную информацию об их развитии и прогрессе». (ИЯШ №10/2015,стр.51)
Схема №1

Важным средством для достижения позитивных результатов может стать возможность обучающихся активно принимать участие в оценивании, уметь пользоваться результатами оценивания.
Схема №2

По мнению Пинской М.А. , «оценивание для обучения» позволит выполнить эту непростую задачу. «Оценивание для обучения» происходит на каждом уроке, на любом внеклассном мероприятии - при каждой встрече. Целью этого непрерывного процесса является «отслеживание прогресса учащихся, диагностика их потребностей и ежедневная корректировка процесса учения. Такое оценивание смотрит вперед, готовит учеников к тому, что будет завтра, а не оценивает конечный результат в момент, когда поздно что-то изменить. Возможность участвовать в оценивании своих результатов и понимание своих сильных сторон и пробелов в обучении усиливает мотивацию ученика к обучению».
Таким образом, формирующее оценивание (оценивание для обучения) позволяет зафиксировать ответ каждого ученика. В век современных технологий нужно научиться пользоваться разнообразными технологическими решениями, которые позволяют в считанные минуты обработать полученные результаты в режиме on-line. Данное оценивание относится к времясберегающим технологиям для учителя.
«Уникальный ресурс- TYPEFORM (http://www.typeform.com)-позволяет создать качественный опрос, тест, анкету с минимальными затратами времени на подготовку, автоматически сохраняет и анализирует ответы учащихся. Важно , что учащиеся могут ответить на вопросы учителя в любое время и в любом месте.” Этот ресурс способен гармонизировать наше общение с ИКТ инструментами.
Еще одним средством формирующего оценивания является ресурс под именем «PLICKERS» (http://www.plickers.com), позволяющий мгновенно обработать данные опроса. Данный ресурс лает шанс каждому учащемуся высказаться и не бояться ошибиться. Необходимо только зарегистрировать учащихся на сайте, присвоив каждому свою карточку. Работать в этой программе можно в течение всего периода обучения. Средства формирующего оценивания максимально приближают обучение к потребностям ученика. (ИЯШ №10/2015,стр.54)
Для меня всегда было важным научить детей учиться, показать им, насколько важен сам процесс познания и обучения, пробудить интерес и привить любовь к обучению, научить их самостоятельно мыслить, добывать необходимые знания. Для решения этих задач существует различные творческие работы, беседы, мини эссе, создание языкового портфолио.
Согласно требованиям ФГОС произошли определенные изменения функций контроля. В настоящее время считается приоритетным проведение различных мониторингов для отслеживания соответствия процесса обучения желаемому результату. Мониторинги предполагают систематичность, последовательность, согласованность всех контрольных мероприятий с содержанием обучения на каждом этапе, обязательную обратную связь, мотивацию и рефлексию. Очевидным становится факт, что в настоящее время более важным становятся функции диагностики и самодиагностики, планирования и управления, а также обучающая и развивающая функции. У каждого задания имеются свои критерии оценивания, составленные на основании требований Совета Европы. Эти критерии несколько отличаются от принятых в нашей стране ранее, поэтому необходимо с ними ознакомить не только учащихся, но и родителей.
В заключение хотелось сказать о результативности процесса обучения. Только совместная работа учительского, ученического и родительского коллективов даст желаемые результаты. Результативность любой формы учебной деятельности зависит от того насколько учитель осознает трудности, с которыми все мы можем столкнуться, и знает, как эти трудности снять. Это позволяет не только «правильно организовать процесс обучения, но и сделать обучающихся активными участниками этого процесса, научит их сознательно и ответственно осваивать новые средства общения, необходимые для их жизнедеятельности в современном мире» (ИЯШ №1/2016,стр.19)
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (www. standart. edu. ru).
Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.Просвещение,1991.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. М: Логос,2010- 264 с.
Harlen W.,James M. Assessment and learning//Assessment in education: Principles, policy& Practice, 4: 3. – p.365-369.
Resource books for teachers. Self-Access. Susan Sheerin. Oxford University Press.1994, p.26.