«Реализация программы по предмету «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа №23 для обучающихся с ОВЗ»
Доклад на заседании методического объединения учителей физической культуры, предметов художественно-эстетического цикла
«Реализация программы по предмету «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
Подготовила: Помеляйко Т.И.,
учитель музыки
Старый Оскол
2016
В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Содержание стандарта ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта образовательной программы. Содержание стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью также включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции».
Новый стандарт введен и в преподавании предмета «Музыка». Рассмотрим процесс реализации программы по предмету «Музыка» в МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ».
Цель учебного предмета «Музыка» - формирование средствами музыки гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся.
Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Основными задачами реализации содержания данной программы являются:
Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению;
Развитие интереса к музыкальному искусству и способности реагировать на музыку;
Формирование простейших эстетических ориентиров;
Развитие чувства ритма, речевой активности, звуковысотного слуха, музыкальной памяти, музыкально-исполнительских навыков;
Корригирование отклонений в интеллектуальном развитии;
Корригирование нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Реализация данной программы опирается на следующие методы
музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы.
Среди школьных предметов эстетического цикла, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности каждого ребенка с нарушением интеллекта; оценить уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Отличительными особенностями программы являются: требования к результатам освоения программы, интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки; обновление нотно-музыкального материала для разучивания; использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки); в сетку календарно-тематического планирования включен раздел «Вид деятельности учащихся».
Личностными результатами изучения предмета «Музыка»
являются следующие умения:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
осознавать роль музыки в жизни людей;
эмоционально реагировать на музыку, понимать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Результатами изучения курса «Музыка» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве учебного помещения;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с музыкальным материалом:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
осмысленно и выразительно исполнять музыкальный материал; извлекать необходимую информацию из прослушанных произведений различных жанров;
выделять некоторые существенные, общие и отличительные особенности прослушанных музыкальных произведений;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других; вступление в контакт и работа в коллективе;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
обращение за помощью и принятие помощи
Предметные УУД:
соблюдать вокально-певческую установку, знать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание;
различать различные темпы: медленно, быстро;
различать силу звучания: тихо, громко;
определять звучание инструментов: фортепиано, скрипка;
уметь определить сильную долю в такте: марш, полька, вальс, отмечая её ударными инструментами;
одновременно начинать и заканчивать пение с простейшими элементами динамических оттенков.
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка и пение» обучающимися с интеллектуальной недостаточностью происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.  Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка и пение» на ступени начального общего образования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.