«Т?л?а?а ба?дарлан?ан о?ыту ?станымдарын іске асыру – о?у ?рекетін ?йымдастыруды? заманауи т?сілі» «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения – современный подход к организации учебной деятельности»


Успен ауданының «Таволжан жалпы орта білім беру мектебі» ММ
ГУ «Таволжанская средняя общеобразовательная школа» Успенского района
«Тұлғаға бағдарланған оқыту ұстанымдарын іске асыру –
оқу әрекетін ұйымдастырудың заманауи тәсілі»
«Реализация принципов личностно-ориентированного обучения –
современный подход к организации учебной деятельности»
Подготовил (-а): Темербулатова Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
Таволжан ауылы, 2015 жыл
село Таволжан, 2015 год
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными.
На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала учащихся. Естественно выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребенка, поиск эффективных путей организации учебной деятельности.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами ее достижения становятся:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другим положительно направленными коммуникативными воздействиями;
использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;
оценка деятельности ученика не только по результату
( правильно - неправильно), но и по процессу его достижений;
поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;
создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
В современной системе образования основополагающими понятиями становятся гуманный и личностный подходы в обучении. Гуманный подход предписывает демократический стиль взаимоотношений учителя и ученика. Личностный подход опирается на личностные смыслы в обучении, организацию учебного процесса на личностно значимой для учащихся основе. К результатам такого образовательного процесса относят «становление человека, способного к сопереживанию, уважающего себя и способного уважать других, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли».
Таким образом, упор делается на личностное развитие, становление разнообразных способов деятельности, развитие психических функций.
Сущностью личностно- ориентированного обучения является отношение к обучающемуся как к субъекту собственного развития. Обучающий и обучающийся рассматриваются как два равноправных агента одного процесса. Поэтому коренным образом меняется позиция учителя, а также требования к его профессиональным качествам и к содержанию педагогической деятельности.
Категории целей познавательной деятельности.
В личностно-ориентированном обучении меняется подход и к организации познавательной деятельности учащихся. Так как оно направлено на полное усвоение знаний каждым ребенком, следует напомнить категории целей познавательной деятельности:
знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) - формируется на уроке получения новых знаний - «запомнил, воспроизвел, узнал»;понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие событий, явлений) – на лекционной части каждого урока - «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал»;
применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или измененной ситуации) - при самостоятельном выполнении заданий 1 и 2 уровня;
анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого - «вычленил части из целого»; и синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет сочинение, предлагает план эксперимента, решение проблемы) -
«образовал новое целое» - при выполнении программы 3 уровня и дополнительного задания;
оценка: ученик оценивает знание учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения» - на всех этапах урока.
Уровни сформированности целеполагания.
Результат какой-либо деятельности в психологии соотносят с целью. Как известно, цель как образ будущего результата может быть представлена в виде образов и моделей, понятий, суждений, умозаключений. Цель – осознанный желаемый результат.
Это требует определенных усилий от учителя, который должен знать пути формирования целеполагания и научить каждого ученика ставить для себя цель.
Дифференцированный подход к организации
самостоятельной и домашней работы.
На уроке личностно-ориентированного обучения самостоятельная работа, которая занимает большую часть времени урока, рассматривается как способ учебной работы, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения, работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения. Однако, самостоятельная работа только тогда дает положительный результат, когда она определенным образом организована, то есть представляет систему. Под системой самостоятельных работ подразумевается совокупность логически взаимосвязанных видов работ, которые подчинены общей задаче.
Самостоятельная работа строится по принципу дифференциации. Выделяется три типа дифференцированных программ разной степени сложности.
Кроме того, навык самостоятельной работы формируется и при выполнении домашнего задания.
Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика в процессе выполнения домашнего задания. Поэтому, предлагая домашнее задание с ориентировкой на средний уровень подготовленности учеников, следует подбирать и задания, требующие дополнительных смысловых нагрузок, творческого поиска правильных способов решения; также как и на уроке предусмотреть определенные меры помощи (образцы решения, алгоритмы, памятки, рисунок или чертеж, вспомогательный вопрос и т.д.).
Вместе с тем следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у учащихся чувства иждивенчества.
Практика работы показывает, что наличие различных вспомогательных средств позволяет закрепить знания и сформировать необходимые умения и навыки учеников.
Функции оценки и самооценки и требования, предъявляемые к ним.
Так как на уроках личностно- ориентированного обучения предполагается возможность выбора заданий, то очень важно научить ребенка определять уровень своих возможностей, видеть свои затруднения. Поэтому необходимо сказать о подходе к оценочной деятельности и функциях самооценки.
Для оценки динамики развития личности ученика важно выделить
такие параметры, которые непосредственно связаны с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и зависят от стиля преподавания и способов взаимодействия учителя и учеников.
Мы выделили для себя три таких показателя: мотивация, личностная позиция, самооценка.
Мотивация важна потому, что влияет на результативность учебной деятельности. И она же в первую очередь «страдает» от формального преподавания. Личностно-ориентированный подход способен возродить внутреннюю познавательную мотивацию ученика.
Личностная позиция определяется теми ценностями, которых ученик придерживается в своей жизни. А совпадение понятий о ценностях ученика и учителя говорит о том, что ученик получил не только знания, но и личностное развитие.
Самооценка как отношение человека к самому себе выступает критерием, содержащим многие аспекты личностного развития. Отношение к себе, как известно, формируется в том числе и под влиянием мнения других людей о самом ребенке или об аспектах его деятельности. Поэтому самооценка становится одним из достоверных показателей влияния на личность школьника его учителя.
Самооценка, как один из компонентов деятельности на каждом этапе урока личностно-ориентированного обучения, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Следует помнить, что в классе сидят дети с разными способностями. Американский психолог Б. Блум изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории обучаемых:
малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах времени;
талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат времени.
Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов. Личностно-ориентированное обучение поддерживает эту точку зрения: все учащиеся способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма ее организации. Если учение организуется как сотрудничество субъектов образовательного процесса, то они способны раскрыть свою индивидуальность. В личностно-ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. И это является наиболее значимым показателем создания личностного поля развития. Последнее становится важным критерием успешности школы личностно-ориентированного образовательного процесса.
Список используемой литературы
1. Серико В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 2000
2. Ярулов А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск, 1998
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва, 2000