Презентация по психологии на тему семинара: «Развитие личности школьника в условиях профильной дифференциации через индивидуальные образовательные маршруты»


«Школа для ребёнка – не подготовка к жизни, а сама жизнь» Джон Дьюи Тема семинара: «Развитие личности школьника в условиях профильной дифференциации через индивидуальные образовательные маршруты» Проблема нашей школы«Дифференциация – основной принцип личностно-ориентированого образования и воспитания» ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ профильного обучения в средней общеобразовательной школе: Вариативность обучения – возможность выбора определенной образовательной траекторииДифференциациация обученияДифференцированный подход к воспитаниюИндивидуализация обученияПрофессиональное самоопределениеСоциализация выпускников школы I этап пропедевтический 1-4 классы профессионально-просветительная работаформирование познавательных интересов – аморфных с элементами широких (низкий, средний, высокий)формирование условия выбора допрофильного обучения Игра для учащихся младшего звена НАУКОГРАД Цели и задачи: Научить ребят жить в коллективе, действовать на пользу другим. 2. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста. Цели и задачи: 3. Формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развития интереса к профессиям родителей и тех людей, чей труд дети ежедневно наблюдают. Цели и задачи: Цели и задачи: 4. Содействие развитию творческой активности детей младшего школьного возраста. Участники игры: Группы ребят из младших школьников, которые могут именовать себя командой и формироваться из числа ребят одного класса. Каждая команда имеет своё название, эмблему и командира. Мы строим город детства «НАУКОГРАД» II этап - допрофессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов (допрофильное обучение) формируется условие выбора профильного обучения в старшей школе через наличие у учащихся широких интересов с элементами стержневых интересовтрудовое обучение составляет генезис перерастания прикладной деятельности в интеллектуальную на основе компьютеризации, политехнизмаобеспечивается проектирование собственной траектории развития ученика – человек становится субъектом собственного развития, ученик осознает «что надо знать и уметь» Цель исследования: формирование общей готовности к самоопределению;выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям; дать общую информацию об учебных заведениях, рынке труда;Исследование проводилось в 9 классе в период с 11.01 2010 по 10.02 2010 г. Общее число респондентов – 26;Мальчиков - 13, девочек - 13. Компьютерные тесты для профориентационной работы: Методика определения готовности к риску;Методика определения интеллектуального потенциала;Методика определения мотивации к успеху;Методика выявления коммуникативных установок;Методика выявления оперативной памяти;Методика Дж.Равена (уровень невербального интеллекта); Компьютерные тесты для профориентационной работы: Методика «Корректурная проба» В.Я.Анфимова;Методика «Прогноз»;Методика «Техническое мышление»;Вопросник «Профессиональная карьера»;Вопросник профессиональной направленности Е.Климова;Вопросник направленности личности по методике Д.Голланда; АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Советуется ли ребёнок с Вами? Анкетирование учащихся Обследование проводилось в 9 классе с 11.01 2010 по 10.02 2010 г. Общее число респондентов - 26Мальчиков -13 Девочек -13 Перечень дисциплин необходимых для подготовки к поступлению в ВУЗы (вопросник для учащихся, которые планируют продолжать обучение в школе) Результаты определения готовности к риску Результаты определения интеллектуального потенциала Результат определения мотивации к успеху Результаты выявления коммуникативных установок Результаты выявления оперативной памяти Уровень невербального интеллекта по методике Дж.Равена «Корректурная проба» по методике В. Я. Анфимова Результат по методике «Прогноз»: показатели по шкале открытости Результат по методике «Прогноз»: показатели по шкале нервно-психической устойчивости в стрессе Результат по методике «Техническое мышление» Результат по вопроснику «Профессиональная карьера» Результат по вопроснику профессиональной направленности Е. Климова Направленности личности по методике Д. Голланда Вывод по результатам исследований: у учащихся средний уровень знаний по предметам. Необходимо: серьёзное осмысление;осознанное отношение к приобретению знаний; окончательно определиться в своих интересах. Вывод по результатам исследований: 17 учащихся (69%) продолжают обучение в 10 классе. У учащихся явно выражено ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОЕ направление: был выбран –историко-правовой профиль. III этап – профильное обучение 10-11 класс запрос на определенную учебную деятельность характеризуется тем, что:существует представление ученика о спектре профессий в направлении выбранного профиля учебы сформированы: умения «учить» самостоятельно нужную информацию, запрос к школе на профсопровождение Предлагаемая структура индивидуальной образовательной траектории Цель, задачи обученияУчебный планСпецкурсы по выбору, факультативыИндивидуальные консультацииПлатные услугиВыбор дополнительных образовательных ресурсов, которые оказывают учреждения образования в городе, поселкеФормы и методы изучения учебного материалаТворческие, исследовательские работы, проектыОбразовательные результаты, их срокиФормы проверки Средне-годовые оценки по профильным предметамисторического направления Средне-годовые оценки по профильным предметам филологического направления ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАученицы 10 класса Посторонко Татьяны Год Кол-во учащихся Посту-пили в ВУЗы Эффек-тивность Профиль 2004/ 2005 18 7 25,7% филологи-ческий 2007/ 2008 16 5 26,6% биолого-географи-ческий 2009/ 2010 12 4 30% биолого-географи-ческий Эффективность использования профильного обучения В ы в о д Таким образом, из таблицы видна частичная реализация профильного обучения. Мы видим причины этого в следующем:- у большинства учащихся средний уровень учебных достижений по предметам;- невысокий социальный статус у многих детей;- пассивность родителей и недостаточность их знаний в оказании квалифицированной помощи в будущем профессиональном определении их ребенка;- государственная политика, которая определяла рынок труда.