«Обучение талантливых и одаренных детей»


КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
«Обучение талантливых и одаренных детей»


Учитель истории-
Дуспаев А.У.
с. Шокай – 2016 год

Содержание.
Введение
1.Формула одаренности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод»
А.В. Сухомлинский.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Перед учителем стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
бучение одаренных детей в условиях школы  осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы различные факультативы, курсы по выбору.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей.
Прежде всего, постараемся разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Часть исследователей   утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности.  Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Это две полярные точки зрения. Для меня ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или  потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они,  присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным). «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить» - говорил Сократ.
Исходя из опыта работы, сделал выводы: а)   дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован, б) дети, малозаметные, неуспешные могут выдать такие результаты, что поневоле согласишься с Сократом!
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.
Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
Формула одаренности
В своей профессиональной деятельности для  потенциально одаренных детей применяю известную в науке   формулу одаренности. Она состоит из трёх критериев:
мотивация, интеллект, креативность.
Расскажу о работе по каждому критерию.
I критерий: Мотивация - создание стойкого интереса к моему предмету
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.Для мотивирования учащихся на своих уроках применяю разнообразные приёмы:
-создание проблемной ситуации (это такая ситуация, при которой  ученику необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.  Например, в VIII классе дети, познакомившись с высказываниями об Александре I, формулируют проблему «Александр I – завоеватель или миротворец?». Затем дети самостоятельно намечают пути решения проблемы, решают её, делают вывод);
-дидактические игры («Умники и умницы», «Найди ошибки», «О ком речь?» не только помогают овладеть знаниями, но и формируют навыки самостоятельного отбора и оценки информации;
-мозговой штурм (самостоятельно в группах составить определение слова «экономика»)
-создание ситуации успеха (викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы помогают детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией);
-применение электронных образовательных ресурсов (Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры).- участие во всевозможных конкурсах, викторинах, олимпиадах  (школьный, районный уровень, интернет – конкурсы) не только ориентируют учащихся на мой предмет, но и повышают самооценку ребят.
II критерий: Интеллект - создание условий для развития познания и логического мышления одаренных детей
Формировать способность к познанию и логическому мышлению помогают:
-работа  с разными видами источников информации (устные, письменные, графические, электронные, изобразительные);
-использование как традиционных методов преподавания (лекция, беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником), так и  современных образовательных технологий (составление кластеров, кейс – технологии);Развивать   аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории мне помогает использование элементов  кейс-технологии. К примеру, на уроке обществознания в9 классе «Опасный путь преступной  жизни» учащиеся делятся на группы и получают кейсы – описания ситуаций и вопросы. Задание: найти выход из ситуации, используя статьи Уголовного кодекса.
Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной исторической информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.
Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
III критерий: Креативность - развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам, фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез, формулирования и сообщения результатов решения.  Основными показателями креативности служат:  количество порожденных идей,  их разнообразие, оригинальность.  
Эти критерии четко отражаются в исследовательских и проектных работах, создании собственного портфолио.      Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы.
При выполнении  исследовательских работ применяем краеведческий материал. Работы «История моей школы», «Моя улица в прошлом, настоящем и будущем»  не только формируют исследовательские  умения и  навыки на материале родного края, но и помогают ученику раскрыть свой креативный потенциал.
Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности. Учитель должен находиться на острие науки, так чтобы было интересно поговорить, о чем спросить.
Заключение.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Вот почему целью моей работы было стремление показать как реализуется модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» , какие формы, методы и приемы работы необходимо применять в работе с одаренными детьми.
В целом хорошая работа с одаренными детьми позволит:
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
внедрить методические разработки и ИКТ в систему работы учителей-предметников;
с успехом пройти аттестацию и поступить в престижное ВУЗ.
В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию, самореализации, освоению новых технологий, практик, развитию информационной культуры.
Список использованной литературы и источников.
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей
за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2.Руководство для учителя.
3.www.prodlenka.org/metodicheskie.../20395-zadachi-“da-netki”-kak-odi...