Методическая разработка на тему Особенности психических процессов у здорового и больного человека (2)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел: Основы общей психологии
Тема: «Особенности психических процессов у здорового и больного человека»
Специальность: 060501 Сестринское дело
(Базовый уровень подготовки среднего профессионального образования)
Купино
2014
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2014г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна, педагог-психолог Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2014
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Особенности психических процессов у здорового и больного человека».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Особенности психических процессов у здорового и больного человека, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о психических процессах личности, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060501 Сестринское дело базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
Особенности психических процессов у здорового и больного человека
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Особенности психических процессов здорового и больного человека
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: особенности психических процессов личности
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать особенности психических процессов у здорового и больного человека
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07

Внутридисциплинарная интеграция:
2060575132715Психология личности
00Психология личности
359918019558000110490192405Особенности психических процессов у здорового и больного человека
00Особенности психических процессов у здорового и больного человека
125730058483500
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.66-69
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия.
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.
Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4. Изложение нового материала (приложение №1)
Цель - сформировать знания по основам психологии 65 мин
Традиционный метод изложения материала
5. Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 3мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)
Цель: сформировать знания по основам социальной психологии 10 мин. Выполнение студентами тестов и заданий.
8. Подведение итогов 2 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9. Задание на дом 2 мин. Конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.66-69
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия
Всего 90 мин Приложение №1
Внимание
Внимание, определение и характеристика
Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Важнейшим условием любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышенной точности и отчетливости восприятия.
Определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием.
Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки коры находятся в состоянии торможения.
Функции внимания:
функция отбора значимых воздействий, которые соответствуютпотребностям данной деятельности;
функция игнорирования других несущественных конкурирующихвоздействий;
функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, покане будет достигнута цель, то есть регуляции и контроля деятельности.
Виды и свойства внимания
Принято различать внимание произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и так далее. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появляющийся раздражитель.
Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на развитие и укрепление внимания у здорового человека и восстановление его у больных играет спорт.
Свойства внимания:
концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте;
объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
распределение — возможность удерживать в сфере вниманияодновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;
переключение — намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.
Развитие внимания связано с развитием воли, в свою очередь, волевые свойства человека зависят от особенностей его внимания.
Внимание, сосредоточивая всю психическую деятельность, во многом определяет успешность любой работы.
Внимание характеризует активность личности и ее избирательное отношение к предметам и явлениям объективной реальности. Во внимании проявляется регулирующая роль психики: при отсутствии внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность.
Без внимания невозможна наблюдательность — чрезвычайно важный показатель в работе медиков. Но без внимания невозможно и обдумывание, решение мыслительных задач. Необходимо тренировать и развивать свое внимание. Главное поле для разви822198027114500тия внимания — это повседневная работа. Необходимо учитывать, что в пожилом возрасте ухудшение функционального состояния клеток мозга, затруднение разграничения в нем процессов возбуждения и торможения может привести к ослаблению свойств внимания. Но чем более организованным и тренированным будет ваше внимание, тем лучше оно сохранится.
Расстройства внимания
Нарушения внимания наступают при утомлении. Однако, чем тренированнее внимание, тем меньше сказываются последствия утомления. Однако нарушения внимания, возникающие при отравлении даже самыми малыми дозами алкоголя, никотина и при других интоксикациях, нельзя предотвратить никакой тренировкой.
Общее снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. При этом обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляются рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке), ухудшается распределение, более трудным становится переключение внимания. Все это может привести к неправильным действиям больных, к получению ими травм, ожогов и т.п. Поэтому необходима особая бдительность медицинского персонала.
Ослабление внимания проявляется в невнимательности.
Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.
Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутри направленного внимания. Этот тип отмечается у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. Своеобразное расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.
Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Подобного рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что память и внимание обеспечивают целостность и развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной деятельности.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Вопросы для закрепления пройденного материала
Дайте определение понятию «Внимание»
Перечислите функции внимания
Назовите виды и свойства внимания
Перечислите расстройства внимания