Приемы и методы использования личных мобильных образовательных устройств при организации учебной и внеурочной работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами.


Приемы и методы использования личных мобильных образовательных устройств при организации учебной и внеурочной работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами.ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Мир ниток»
ФИО Зинина Наталья Юрьевна
Тимохина Наталия Александровна
Место работы ОГКОУШ №23 г. Ульяновск
Должность учитель
Предмет Профильный труд: Растениеводство, Домоводство
Класс 9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Тема урока «Мир ниток»
Базовый учебник Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида.-4-е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012год;
Сельскохозяйственный труд: учеб. для 5 кл.спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Е.А.Ковалёва.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2007.-142с.:ил.
Цель урока:
Образовательная цель: создать условия для формирования, расширения и уточнения у учащихся знаний и понятий о нитках и способах их получения.
Развивающая цель: создать условия для формирования умения анализировать, запоминать, извлекать информацию из памяти.
Воспитательная цель: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (внимательность, дисциплинированность, уверенность, трудолюбие).
9. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование основ диалогической речи, интонационной стороны речи.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция мышления на основе упражнений в анализе- синтезе.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- формирование интереса к обучению ориентированного на удовлетворение познавательного интереса.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная (АРМ учитель-класс)
Дидактическое обеспечение урока: коллекция ниток, опорные картинки по теме «Из чего делают нитки», библиотека ресурсов ПО Activlnspire, флипчарт к уроку, набор ЦОР к уроку.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска Activboard с ПО Activlnspire, ноутбук, перо ActivPen.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название ЭОР Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика
1 2 3 4 5
1 Подготовительная часть
Организационный момент.
Психологическая подготовка
Анимация « Начало урока» Мобилизация внимания учащихся.
- Ребята, сегодня необычный урок. Он для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Вы сегодня проведете собственные исследования.
Создание рабочей и доброжелательной обстановки в классе.
-Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.
-Для того чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными приемами проведения собственных исследований.
Итак, в добрый путь юные исследователи.
Ждут вас новые знания, новые открытия. Полная готовность класса к уроку.
Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Доброжелательный настрой учащихся.
Ситуация представления своих результатов исследования.
2 Сообщение темы и цели урока
Дидактическая подготовка с созданием проблемной ситуации.
Дополнение реальной ситуации фантастикой.  
Страница флипчарта «Исследовательская деятельность»
Видеоряд к сказке - Начало любого исследования – это тема вашей работы. Выбрать тему несложно. Если точно знаешь, что тебя интересует.
Вот послушайте сказку. Представьте себе: сидит швея за столом и пришивает пуговицу. Не ладится у нее дело. Рвется все время нитка. Берет она другую – и эта рвется. Рассердилась швея на нитку и со зла сказала: «А, чтоб ты пропала!» И пропала в руках швеи нитка. А за ней стали пропадать пальто, рубашки, простыни, наволочки. Даже скатерть со стола, за которым сидела швея, пропала. Ведь все они из ниток сделаны.
Испугалась швея и стала просить нитку вернуться. Сжалилась нитка и вернулась обратно к швее, а за ней вернулись пальто и другие вещи…
В.Орлов
Конечно, это сказка. Но вдумайтесь, ведь без ниток действительно не сделаешь никакой ткани и не сошьешь одежды. Трудно представить себе жизнь человека без ниток. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности;
понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала.
3 Подготовка учащихся к  сознательному усвоению нового материала. Страница флипчарта (тема и задачи урока)
Итак, запишем тему нашего исследования – Мир ниток.
-Мы назвали тему нашего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами нашей работы.
- Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
- Запишем цель нашего исследования:
– Узнать больше о нитках.
Задачи исследования уточняют цель. Запишем их.
Выяснить:
Откуда же берутся нитки?
Какие нитки бывают?
Что делают из ниток?
Итак, старт нашей исследовательской работе дан. Вперед к поставленным целям и задачам. Запись темы исследования
– Мир ниток.
Запись цели исследования
– Узнать больше о нитках.
Запись задач исследования
- Откуда же берутся нитки?
- Какие нитки бывают?
- Что делают из ниток?
Правильное употребление новых терминов.
Выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.
Представление продукта своего исследования.
Ответы на конкретные вопросы.
Общение с товарищами, выслушивание ответов одноклассников.
4 Основная часть. Первичное понимание изучаемого материала.
Страница флипчарта (Поход в магазин)
Анимационные картинки: паутина, тутовый шелкопряд, поле хлопка, поле льна.
Страница флипчарта «Комнатные растения», страница флипчарта «Растения выращиваемые в полях»
Страница флипчарта «Комнатные растения»
Страница флипчарта «Выращивание животных »
- Для решения проблемы нам потребуются несколько гипотез-предположений. Выслушиваются ответы детей.
Первая гипотеза: предположим, что нитки берутся в магазине. Для того, чтобы доказать или опровергнуть ее мы воспользуемся одним из исследовательских методов: посмотрим в глобальной компьютерной сети Интернет.
- Вы видели, как на солнце серебрится паутинка? Её плетут паучки из тонких-тонких ниточек. В такую паутинку попадают мухи и разные насекомые.
- Послушайте стихотворение
- Посмотрите внимательно на экран, тут изображена гусеница бабочки, которую зовут шелкопрядом. Они выпускают две тонюсенькие паутинки и склеивают их в нитку. Этой шёлковой ниткой гусеницы опутывают себя с головы до ног Получается шёлковый кокон-домик. А люди разматывают кокон и перематывают нитку на катушки.
Человек делает нитки и из растений. Для этого люди выращивают лён и хлопок. Эта сфера деятельности человека называется растениеводство.
На наших уроках профильного труа мы тоже выращиваем растения. А какие растения мы выращиваем?
Почему мы называем комнатные цветы? А вот лён и хлопок люди выращивают в полях.
Самые тёплые нитки делают из шерсти животных. Посмотрите на экран. Какое животное вы узнаете? Активная деятельность всего класса в ходе ответов отдельных учащихся. Формулируют свое мнение; выдвигают гипотезы и предположения.
Ученик читает стихотворение:
Муха ахнула сперва:
-Ах, какие кружева!
А попала в кружева
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в паутине.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и выполняют интерактивное задание: привести в соответствие (разделение на группы) комнатные растения, растения, выращиваемые в поле.
(Данное интерактивное задание выполняется с использованием свойства «Контейнеры». Учащиеся должны при помощи инструмента «перо» перетащить предполагаемый вариант ответа в нужный контейнер. Если учащийся правильно перетаскивает вариант ответа, то он остается внутри этого контейнера, если ошибается ответ возвращается на свое прежнее место, т.е контейнер не принимает неправильные ответы.
- Это овца.
5 Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
Ликвидация неясностей осмысления изученного материала. Фрагмент видеофильма «Как получают хлопковую нить»
Фрагмент видеофильма «Как получают шерстяную нить» Вывод: мы опровергаем нашу гипотезу.
- Ребята, из чего делают нитки? Нитки делают из растений. Для этого люди выращивают лён и хлопок.
- Нитки делают из шерсти животных. Это самые тёплые нитки
- Есть шелкопряды. Люди разматывают кокон и перематывают нитку на катушки.
Работа с инструментарием интерактивной доски (Учащиеся раскрашивают с помощью инструмента «маркер» в подходящие цвета: цветок льна, коробочка хлопка).
6 Создание проблемной ситуации. Страница флипчарта «Виды ниток»
Вторая гипотеза: предположим, что нитки бывают разные. Проверим гипотезу. Для этого проведем эксперимент. Формулируют свое мнение; выдвигают гипотезы и предположения.
7 Совместное открытие.
Закрепления новых знаний. - Ребята, посмотрите внимательно на коллекцию ниток, которая лежит у вас на парте. Давайте попробуем найти две одинаковые ниточки.
- Длинная, короткая, толстая тонкая – это всё свойства, с помощью которых можно описать качество нитки.
Учащиеся сравнивают между собой нитки и стараются найти одинаковые.
Учащиеся читают стихотворение:
-Нитка длинная нужна,
И короткая важна,
Толстая и тонкая –
Взрослому и ребёнку. (повторяют движения в соответствии со словами, показывая нужную нитку)
8 Физминутка. Видеоряд к физминуткеУчитель читает стихотворение и показывает движения.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас! Дети повторяют движения за учителем в соответствии с текстом
9 Коррекция новых знаний. страница фипчарта «Свойства ниток» -Как вы думаете, а чем ещё отличаются ниточки между собой?
-Правильно, цветом.
У детей на столе коллекция ниток уже одинаковой длины, но разного цвета, разного качества (шерстяные нитки и х/б нитки) Учащиеся совместно с учителем рассматривают палитру ниток, показанную на странице 69, хором называя основные цвета.
Определяют способом «на ощупь» отличительные свойства шерстяной нитки от льняной.
10 Самостоятельное применение знаний.
страница фипчарта «Свойства ниток» Словесные инструкции учителя:
- Выберите самую длинную ниточку.
- Покажите красную ниточку.
- Поменяйтесь с соседом по парте синими ниточками.
-Выберете ниточку, которую делают из растений. Учащиеся по словесно инструкции учителя выбирают из своей коллекции ниток нужную ниточку и выполняют задания учителя.
11 Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
Ликвидация неясностей осмысления изученного материала. Интерактивное задание (упражнение) «Свойства ниток» - Вывод: мы подтверждаем вторую гипотезу. Нитки бывают разные.
Учащиеся по очереди выходят к доске и находят на экране подходящую под описание учителя ниточку и обводят её специальным пером ActivPen. Все свои действия учащиеся с помощью учителя сопровождают пояснительным текстом, то есть описывают свойства найденной ниточки.
12 Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта учащихся. Фрагмент научно-популярного фильма «Что делают из ниток»
(видеоматериалы) Третья гипотеза: возможно, из ниток делают много разных предметов. Проверим гипотезу. Вы знаете, что фильмы бывают документальные, научные, научно-популярные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Обратимся к этому источнику знаний.
Демонстрация научно-популярного фильма «Что делают из ниток»
Вывод: мы подтверждаем третью гипотезу. Из ниток делают много разных предметов.
Учащиеся после просмотра фильма называют изделия, изготовленные из ниток. И делаем совместный вывод для чего человеку необходимо это изделие. (Данное задание можно выполнять с использованием команды «Свойства» - « Действия» -«Объекты», т.е. работа с объектами. Работает она следующим образом: когда мы щелкаем по изображению объекта, в нижней части страницы флипчарта открываются определение и назначение данного объекта).13 Практическая часть.
Применение новых знаний. Страница флипчарта «Изделия из ниток»
Четвертая гипотеза: Из ниток можно сделать много полезных и нужных для жизнедеятельности человека( и это не только одежда для человека)
Делаем совместный вывод: для чего человеку необходимы изделия из ниток.
- Вывод: мы подтверждаем четвертую гипотезу. Совместно с учащимися называем полезные вещи, сделанные из ниток.
( На заготовленных аппликациях (для неговорящих детей), дети приклеивают деталь картинки на подходящее место( у всех разные картинки), а затем вместе показываем(или называем) тот предмет, и из чего и для чего он.)
14 Подведение итогов. Анимация «Удачи вам, юные исследователи!
Новых знаний, новых открытий!»
- Итак, цель достигнута, задачи раскрыты. Первая исследовательская работа завершена. Но для настоящего исследователя завершение одной работы – это начало работы следующей. Поэтому на следующем уроке в этом направлении нужно исследовать, как нужно хранить нитки.
Удачи вам, юные исследователи!
Новых знаний, новых открытий!
Реализация рефлексивного алгоритма: «Я»
- Как чувствовал себя, с каким настроением работал.
- Доволен ли собой.
Реализация рефлексивного алгоритма: «МЫ» -- Комфортно ли было работать в малой группе.
- Какие затруднения были в общении. Реализация рефлексивного алгоритма: «ДЕЛО» - Достиг ли цели учения.
-Какие затруднения возникли. проблемы)