Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Насекомые»


Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми средней группы.
Тема: «Насекомые»
Воспитатель:
Нечаева Марина Александровна.
МДОУ ЦРР- «Детский сад «Росинка»
г.Качканар
Тема: «Насекомые».
Возрастная группа: средняя группа.
Форма совместной деятельности: игровое комплексно - тематическое занятие
Форма организации: коллективная
Образовательная область: «Речевое развитие»
Учебно-методический комплект:
Средства:
наглядные: модели разного типа ( предметные, предметно-схематические, символические): модель классификации "Животный мир", ; схематические модели: " Внешний вид насекомых", "Кольцо превращений", модель " Взаимосвязи в природе"; предметная модель "Крылья бабочки", "Кокон" (палочка со шпагатом), "Модель хоботка бабочки"- дудочка-язычок), фигурка кузнечика.предметный набор "Насекомые", шапочки для игры " Кольцо превращений".
Литературные: стихи и загадки, энциклопедия "Насекомые".
оборудование – магнитная доска, раздаточный материал.
Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, в игру-инсценировку
Задачи: 
Обучающие задачи:
Продолжать знакомить детей с художественной литературой;
Уточнить значение наименования « домашние животные»;
Пробуждать словотворчество и словообразование
Развивающие задачи:
1.активизировать память, мышление и внимание детей; развивать слуховое и зрительное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать мелкую моторику; обогащать словарный запас; развивать связную речь; творческую активность; автоматизировать произношение свистящих и шипящих звуков в игровой ситуации.
Воспитательные задачи:
1.воспитывать интерес к художественной литературе;
2.внимательно слушать художественные произведения;
способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе игры.
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию:
проявление интереса к речевой, познавательной - исследовательской и конструкторской деятельности;
самостоятельность в исследовании и изучении внешнего вида и строения насекомых на примере бабочки;
активность, творчество в выполнении различных видов деятельности; предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
владение способами обследования предметов (объектов) зрительным и осязательно-двигательным путём, по образцу, инструкции педагога и самостоятельно; создание интереса к моделирующей деятельности.
Ход деятельности:
Этап деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1 этап
Организационный
-загадка
-актуализация знаний детей.
Обобщение
Воспитатель заносит большой пакет.
Ребята, отгадайте загадку: «Зелёная пружинкаЖивет в траве густой.С травинки на травинкуОн скачет день- деньской (кузнечик)Достаёт игрушку кузнечика. Посмотрите на кузнечика, какой он.? Обратите внимание на его длинные ноги(на что они похожи?),сколько их(3 пары), тело (какое оно?), Скажите а кузнечик кто? Хотите узнать об удивительном мире насекомых ?Мини-беседа «Что вы видите вокруг»
Нравятся вам цветы? Почему?
Кроме людей, кого еще привлекают цветы?
Назовите, каких вы знаете насекомых?
Куда бы мы ни пошли- в сад, в лес, на луг- повсюду нас окружают маленькие незаметные соседи-насекомые!
Обращает внимание детей на макет цветочной поляны, на макет «Животный мир».
Этих маленьких животных можно найти в любом уголке земного шара Дети проявляют интерес к общению с воспитателем и дальнейшей совместной деятельности. Отгадывают загадку.
Рассматривают кузнечика
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы.
Совместно с педагогом выполняют действия с предметной моделью .Создается положительный
настрой.
Формируется умение классифицировать и делать выводы.
2 этап
Содержательный
-
Опора на имеющиеся знания детей.
Сообщение новых знаний, постановка проблемных вопросов
Подведение итога
Сообщение новых сведений
Непосредственная практическая деятельность.
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию.
Сообщение новых знаний, выполнение практических действий.
Кто вспомнит, почему их так называют?
Называются они насекомыми потому, что у многих из них словно насечками тело разделено на несколько частей. (показ картинок фигурок)
Чем еще насекомые отличаются от других животных, кто как думает? ( их тела состоят из 3-х частей- голова, грудь, брюшко; у каждого из них по 6 лапок, почти у всех есть крылья (2 или 4), т.е. они способны летать. Обращает внимание на строение тела насекомых
Насекомые нужны многим (птицам, зверям, рыбам).
Нужны ли цветам насекомые? Давайте будем рассуждать, для чего нужны цветам насекомые? Поощряет детей к высказыванию.
"Для того, чтобы цветов было много, нужно, чтобы кто-то обязательно переносил пыльцу с цветка на цветок. И делают это..., правильно - пчелы, осы, шмели и, конечно, красавицы-бабочки - к их мохнатым лапкам и брюшку прилипает желтая цветочная пыльца, которую они переносят с цветка на цветок. Активизирует мыслительную деятельность детей с помощью проблемных вопросов. Выслушивает ответы детей. Подводит итог после обсуждения
Поэтому, эти крылатые насекомые очень полезны. Не надо их ловить - лучше внимательно понаблюдать за ними.
А с помощью чего мы можем за ними наблюдать? Оказывается, у бабочек удивительные крылышки: они покрыты цветными чешуйками, которые имеют огромное значение.
Чешуйки, уложенные на крыле бабочки, подобны черепице на крыше дома .Чешуйки защищают крылья бабочки от повреждений. Тронь крыло - чешуйки сотрутся и бабочка не сможет летать. Предлагает детям внимательно послушать рассказ и рассмотреть подвижную модель бабочки
Задает вопрос:
А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?
Игра -превращение " В поле бабочка летала",
Игра "Разложи по-порядку" (этапы появления бабочки);
Игра "Кокон" (наматывание шпагата на палочку). Организует детей на игру, помогает распределить роли.
Устали бабочки летать, опустились на цветы, пить захотели.
Давайте подумаем, как бабочка пьет, как люди или как животные?
Рот бабочки - это свернутый, как спираль, прозрачный хоботок. Когда бабочка пьет нектар (сладкий сок растений), хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Предлагает детям попробовать подуть в трубочки-язычки.
Дети показывают деление тела насекомого на части рубящими движениями ребром ладони по своей руке.
Слушают рассказ и включаются в обсуждение
Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, выражают собственные суждения, совместно решают проблемную ситуацию.
Выполняют практические действия с моделью крыла, покрытого тонким слоем цветной пудры.
Наблюдают за преобразованиями.
Пытаются самостоятельно решить поставленную задачу.
Выполняют движения в соответствии с текстом, учатся договариваться.
Предлагают свои варианты ответов, спорят, доказывают .Находят под стульчиками "хоботки" и с удовольствием дуют в них.
Активизируется словарь.
Осуществление условных действий в имитационном показе.
Активизируется
внимание, развивается логическое мышление.
Развитие связной диалогической речи с элементами монолога.
Формируются практические действия.
Создание стойкого познавательного интереса
Стремление к получению новых знаний и практических навыков.
Готовность детей к общению в совместной деятельности
Формируется умение рассуждать.
Умеют правильно выполнять физиологический выдох в трубочку.
Упражнения на релаксацию.
Игровое упражнение "На лесной полянке"
"Давайте снова мысленно перенесемся на лесную полянку. Закрывайте глаза и представьте, сколько вокруг цветов, сколько над ними порхает прекрасных, изумительных бабочек - и больших, и совсем маленьких. На крыльях бабочек - яркие пятна и пестрые узоры. И вдруг- опасность! "(хлопок в ладоши). Дети открывают глаза
Показывает модель бабочки.
Сидя на стульчиках с закрытыми глазами, представляют себя на лесной полянке. Наблюдают за действиями взрослого, по- очереди действуют с моделью.
Задают вопросы
.
Творческая работа
Изготовление "бабочек" из конфетных оберток (фантиков) способом перекручивания. Предлагает детям выбрать материал для изготовления "бабочек".
Советует мальчикам изготовить крупных бабочек, а девочкам -мелких.
Оказывает помощь некоторым детям.
Предлагает оказать взаимопомощь.
Дети выбирают материал, свободно передвигаются в пространстве и находят свое рабочее место.
Ориентируясь на образец (некоторые дети), и проявляя свою собственную фантазию изготавливают поделки.
Развивается мелкая моторика, творческие способности, зрительное внимание.
Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу, инструкции педагога и самостоятельно.
-игровое упражнение
Игровая деятельность
Игра - превращение " Раз,2.3 - насекомые все мы!"
Речедвигательная гимнастика-игра со звукоподражанием "Жуки и комарики". Предлагает детям встать в круг-"полянку", полетать, "пожужжать" (мальчикам), "позвенеть" (девочкам)
Дети принимают активное участие в игре.
Помогают друг другу, в случае затруднения.
Дети играют, фантазируют
Обобщение воспитателя
Насекомые -это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять".
Сформировано понятие, что насекомые -это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять".
3 этап
Подведение итогов
Итоговая мини-беседа
Припоминание всех заданий, выполненных детьми.
Самоанализ полученных знаний Сегодня мы поговорили об основных особенностях внешнего вида насекомых...
А дальше сами расскажите, что нового вы узнали из сегодняшнего путешествия, что вам понравилось, что огорчило? А, может быть, вы все это уже знали?
Организует беседу, поощряет высказывания детей, дает установку на получение новых знаний Выражают свои эмоции, передают впечатления о процессе и результате совместной деятельности Связно, внятно, логически грамотно отвечают на поставленные вопросы