Методическая разработка выступления для педагогов Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога


В последнее время арт-терапия стала очень популярна. Телевизионная реклама предлагает нам различные виды «арт-терапии» (рисование и раскрашивание «мандал», причудливых принтов и рисунков и т.д. Эти занятия безусловно полезны, но здесь можно говорить скорее об использовании положительного влияния изобразительной деятельности на психо-эмоциональное состояние человека, при условии, что занятие действительно нравится и доставляет удовольствие.
Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевтической деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или «художественной самодеятельностью».
Все это может быть составной частью арт-терапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является.
Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые вызывают эмоции.
Как профессия, связанная с психическим здоровьем, арт-терапия используется в больницах при работе с различными больными. Но арт-терапия также находит себя и за пределами клиник на различных семинарах и студиях, посвященных развитию творческого потенциала личности. Арт-терапевты работают с детьми, подростками и взрослыми.
Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический прогресс представляет собой одну из форм диалога.
Задачи арт-терапии:
Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
Получить материал для психодиагностики.
Проработать подавленные мысли и чувства.
Установить контакт с клиентом.
Развить самоконтроль.
Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
Развить творческие способности и повысить самооценку.
В последнее время большую популярность приобрела фотография. Искусство фотографии тоже может использоваться психологом есть даже такое направление в арт-терапии как фототерапия. Одним из методов арт-терапии является коллаж.
Коллаж можно использовать как в групповой так и индивидуальной работе с подростками и с педагогами и с родителями.
Темы коллажа можно как предлагать так и позволить участникам выбрать самим.
Сама выбранная для работы тема является своеобразной диагностикой. Что в данный момент важно для человека, какая проблема для него наиболее актуальна. Работая с фотографиями мы работаем с бессознательным используя метод переноса мы можем помочь участнику лучше понять себя, осознать свою проблему. Через обратную связь участники группы переосмысливают, прорабатывают свою проблему. Психолог, владеющий методами арт-терапии, помогает человеку справиться с проблемой, скорректировать свое поведение, найти внутренние ресурсы для решения проблемы.
Для работы с группой можно предложить следующие темы:
Знакомство;
Общение;
Школа;
Дружба;
Символ в человеке, человек в символе;
Плохие -хорошие девочки:
Семья это….;
Счастье это….;
Любовь это….и т.д.
Этапы работы с коллажем
Тема
Запуск темы
Описание процесса и результата
Получение обратной связи
Интерпритация (сличаем со своей)
Отношение к интерпритацииОтношение к субъективной интерпритацииВопросы, которые можно задавать при работе с коллажем могут быть следующими:
Как это тебе? Тебе нравится? Не нравится? Как ты к этому относишься? Чем нравится? Чем не нравится?
Планирование целеполагания.
Чего бы ты хотела? Хотел?
Для примера я хочу представить вашему вниманию коллаж на тему: «Психолог –это….»
На этом слайде я использовала свои личные фотографии, фотографии из Интернета, фотографии своих знакомых с их разрешения. На своем коллаже я также разместила высказывания которые можно отнести к своеобразным мифам о психологии и психологах, которые часто встречаются в нашей жизни.

Или

Так же в центре коллажа я поместила фотографию своего кабинета……
В центре фотографии с наших методических объединений. Для полноценной работы нужно время. И понять, как это работает нужно только когда ты сам поучаствуешь в создании коллажа. Этот метод хорош тем, что не все могут рисовать, а фотографии сейчас очень доступны. Готовясь к выступлению я нашла статью, о том что группа питерских психологов изучала фотографии из социальных сетей, опрашивала их авторов и сделала научные выводы, что может рассказать фотография из социальной сети.
В своем коллаже я хотела показать, что работа психолога сложна и ответственна, она требует много внутренних сил. Каждый из нас может выбрать и уже выбрал свои приоритетные направлении в работе, свою нишу, наработал свои методики. Но никогда не вредно узнавать что- то новое и использовать по возможности в своей работе.