ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР) В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Фоминых Татьяна Владимировна, учитель-логопед
Литвякова Наталья Сергеевна, воспитатель
Линдт Наталья Сергеевна, воспитатель
Ушакова Вера Леонидовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Антошка»

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР) В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от интеграции работы логопеда и других специалистов. И, прежде всего, логопеда и воспитателей.
Взаимодействие логопеда с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
Ежедневное совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов логопеда и воспитателей реализуется во время проведения «логопедического часа» в утреннее и вечернее время.
Логопедический час в первой половине дня служит для логопедизации совместной деятельности педагогов с детьми и содержит материалы по развитию общей моторики и координации движений, координации речи с движением, формирование правильного физиологического дыхания, формирование речевого дыхания, формирование и развитие артикуляционной моторики.
Для реализации поставленных задач в первой половине дня используются следующие формы работы: утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, упражнения для речевого выдоха, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Логопедический час во второй половине дня служит для логопедизации совместной деятельности педагогов с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Работа во второй половине дня так же направлена на развитие психомоторной сферы. Задания обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Во второй половине дня чаще всего используются дидактические игры и упражнения, подвижные игры и пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, логоритмические упражнения, психогимнастика, самомассаж.

Интеграция работы специалистов в рамках одного дня тематической недели
Таблица 1.

Старшая группа
Лексическая тема «Дикие животные»

Логопедический час
Формы проведения
Содержание
Интеграция специалистов

Первая половина дня
Утренняя гимнастика «Зайкина зарядка» [2]

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба «На лесной опушке», лёгкий бег, ходьба.
II. Упражнения с мячом
«Подбрось-поймай»
«Приседания с мячом»
«Прыжки»
III. Перестроение в колонну по одному, подскоки, ходьба.
IV. П/и «Охотники и зайцы» Цель: развитие двигательной активности.

Воспитатели,
физинструктор


Дыхательная гимнастика Н.А. Стрельниковой [4]
Упражнения:
«Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошки», «Обними плечи»
Воспитатели, логопед


Упражнения для речевого выдоха
Упражнение: «Ветерок»
Воспитатели, логопед


Артикуляционная гимнастика [3]
Артикуляционная сказка «День рождения «Вини-Пуха»
Воспитатели, логопед


Пальчиковая гимнастика
Упражнения:
«Ежик», «Белка», «Змейка», «Зайка», «Зайка и барабан»
Воспитатели, логопед

Вторая половина дня
Дидактические игры и упражнения [1]
Д/и: «Назови ласково», «У кого-кто?», «Один-много», «Чей хвост?»
Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»
Воспитатели, логопед


Су-Джок терапия
Упражнения:
«Ежик», «Шла медведица»

Воспитатели, логопед


Самомассаж [2]
Массаж биологически активных зон «Сорока»
Воспитатели,
педагог-психолог


Смена специалистов и видов деятельности в ходе режимных моментов, использование разнообразных приемов работы позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей в течение всего дня.
При подготовке логопедического часа следует придерживаться темы недели; определить необходимость интеграции специалистов; включить разнообразные игровые и дидактические упражнения; предусмотреть на всех этапах использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям; при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности; определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать, что обеспечит переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Таким образом, интеграция работы специалистов (логопед, воспитатели, физинструктор, педагог-психолог, музыкальный руководитель), осуществляющих образовательную деятельность в ходе режимных моментов позволяет достигнуть более высоких результатов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.


Библиографический список
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118 с.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика назанятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2006. – 64 с.
Попова М.Н., Харламов Е.В. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. – 160 с.


15