Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано как средство коррекции, адаптации и социальной реабилитации


ДШИ № 3 г. Ржев

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КЛАССЕ
ФОРТЕПИАНО КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ,
АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)

Преподаватель по классу фортепиано
Бабкина Галина Анатольевна
2016 г. г. Ржев
Я слышал, что стихами Авиценна
Писал рецепты для больных людей.
Я слышал, что излечивал мгновенно
Больных своею музыкой Орфей.
Р. Гамзатов
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями гласит: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей…образования для детей». Это шаг на пути достижения конечной цели – создание включающего общества, где каждый может чувствовать причастность и востребованность своих действий. В основу всеобщего образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но и создает особые условия для учащихся с ограниченными возможностями в здоровье.
Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. Стремление к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка – инвалида. Но надо признать, что у нас дети с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, в большинстве случаев, находятся на периферии не только общего, но и дополнительного образования. Танцы, музыка бывают им недоступны. К счастью, во всем мире стали все больше обращать внимание на таких детей.
Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающем ребенка с ОВЗ, связана с поиском более эффективных способов организации процесса обучения и воспитания. Преподаватель должен быть уверен в своих действиях и в том, что каждое слово или показ дойдет до ученика и даст нужный
результат.
Работа с ребенком – инвалидом связанна с обостренной наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание.
Сочетание большой чуткости, симпатии, терпения и выдержки к ученику является основой успешного учебного процесса.
С 2013 – 2014 учебного года моим учеником стал ребенок с ОВЗ, диагноз – замедленное умственное развитие, небольшие двигательные нарушения рук. По характеру девочка очень добрая, солнечная (как я ее называю). Занимается музыкой с огромным желанием. Имеет хорошие музыкальные данные. На уроках очень активна и любознательна. Чувство ритма не совсем устойчиво.
Цели, которые я ставлю на наших уроках: создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся с ОВЗ на уроках фортепиано, решались следующими задачами:
Обучающие:
изучить специально подобранный репертуар и упражнения с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся.
задействовать в процессе обучения интернет - ресурсы.
побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.
Развивающие:
развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией.
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти.
Расширение музыкального кругозора учащейся.
Воспитательные:
воспитание уверенности в себе
воспитание коммуникативных способностей.
воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.
Девочка очень любит выступать и, надо отдать должное, она стала популярным человеком у себя
во вспомогательно – коррекционной школе. Она выступает на многих школьных мероприятиях. Я созваниваюсь с ее классным руководителем и мы конкретно разучиваем нужное произведение. К Новому году – «Колокольчики звенят», к 8 Марта – «Мама», ко Дню Победы – «Землянка», и это только маленький пример ее выступлений.
Форма наших уроков – урок практических работ.
На уроке применяются следующие методы; словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнения, продуктивная деятельность), игровые. Применяемые технологии:
здоровьесберегающая – включает в себя чередование различных видов учебной деятельности, наличие физкультминутки, плотность урока не менее 60% и не более 80%, санитарно – гигиенические нормы соответствуют нормам Сан Пина, положительный психологический климат, контроль наступления утомления ученика.
Обучающая - развитие обще-учебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие и др.
Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии.
Самовыражение – стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал
Релаксационная – снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
Психотехническяа –подготовка новых технических навыков, настрой для концертного выступления.
Коммуникативная – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
Информационно-компьютерная – используется как источник вспомогательного материала.
На уроках применяю активные методы обучения:
Метод проблемного обучения – ставлю перед учеником проблему, развиваю его мыслительную активность, находчивость , смекалку и воображение.
Метод «От музыки к технике» - применяя этот метод, добиваюсь чтобы ученик сначала представил музыкальный образ, а потом уже совместно с ребенком решаю какими способами и приемами раскрыть его на инструменте.
Метод активизации логического мышления – основан на использовании различной аналитических приемов, наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы – достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Я стараюсь помочь ученику сформировать понятия и умозаключения, научить выражать свои мысли в словах.
Метод ассоциации – это один из действенных методов развития воображения. Опора на зрительные образы предполагает сравнения, связанные с произведениями других видов искусства, картинами природы, окружающей жизни, природы. Можно использовать слуховые ассоциации со звучанием других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речи. При определении эмоционального содержания произведения ассоциации с общими категориями помогают выявить конкретный музыкальный образ, проследить его развитие, уточнить характер каждого эпизода произведения, его изменения.
Метод развития творческих способностей – направлен на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с элементарных и вплоть до импровизации.
Детям с ОРЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому с основными формами музыкальной работы я использую дополнительные методы:
Логоритмика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для ранее возбужденных отделов. После такого активного отдыха повышается внимание и улучшается восприятие учебного материала.
Психогимнастика – проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических растройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, пластические упражнения.
Релаксация – позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица и туловища. Использую методику В.П. Петрушина. Конечно не все аспекты этой методики используются мною в полную меру, но основные моменты помогают переключить внимание и восстановить умственную деятельность ученика.
Дыхательная гимнастика – надежное средство борьбы с усталостью, напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребенка недостаточно хорошо снабжается кислородом. Существует простой метод снятия напряжения: несколько глубоких вздохов-выдохов (вздох носом, выдох-ртом.) дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствуют преодолению стрессовых состояний.
Пальчиковые игры – считаю этот метод работы очень важным и полезным для детей с ОВЗ, поэтому остановлюсь на нем более подробно.
Известному педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти и пальцев рук. В связи с этим на наших занятиях включаются мероприятия по развитию мелкой моторики рук и я считаю, что они должны обязательно присутствовать в развивающем обучении детей с ОВЗ.
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи ,творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мыщцы всего тела. Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первый опыт исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления. Главное , что лежит в их основе – это игра словами, «раскрашенные» движениями пальцев, рук или движениями всего тела.
А теперь немного истории:
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае - упражнения с каменными и металлическими шарами, и жители Поднебесья считают, что регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность всех систем организма, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, в азиатских и арабских странах перебирание четок. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И Россия не отставала. Все мы прошли и наши дети через «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». А ведь это же такие пальчиковые игры.
Многие дети с ОВЗ имеют повышенный мышечный тонус с момента рождения. В связи с этой физической особенностью нужно отрабатывать свободные движения рук, координацию движений. Навыки двигательной восприимчивости закладываются постепенно, и пальчиковые игры являются в этом прекрасными помощниками.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к игре. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Большое разнообразие пальчиковой гимнастики представлены в современных методических пособиях, таких как « Медведь и ягодка» Т.А. Боровика, « Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников» Л.П.Савиной, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М.А.Ковалевской и многие др.
Теперь я хочу конкретно остановиться на тех пальчиковых играх ,которые использую на уроках.
Игры за столом
Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры»
Он помогает в простой и увлекательной стихотворной форме провести комплекс упражнений, направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Участвуя в веселом приключении, ребенок подготовит руку к игре на инструменте.
Автор игры О.Емельянова
Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом для последующей постановки руки.
Игровое поле состоит из упражнений-приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено кружочком, а окончание - стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ребенок выполняет упражнение. Комплекс упражнений рассчитан на поочередную разработку пальцев рук и на приобретение умения действовать не всей рукой целиком, а каждым пальцем в отдельности. Все упражнения проиллюстрированы в правилах игры на примере указательного пальца. Конечно, главное внимание всегда уделяется разрабатыванию пальцев ведущей, как правило, правой руки. Но не стоит забывать и о левой, поскольку развитие ее мелкой моторики в равной степени влияет на умственные и творческие способности ребенка. Поэтому, освоив комплекс упражнений для всех пальцев правой руки, можно и нужно перейти к тренировке пальчиков левой руки.

Пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.
Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.
Упражнение мы выполняем вместе, при этом необходимо продемонстрировать собственную
увлеченность игрой.

Пальчиковый театр (можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.)Данный тип пальчиковой гимнастики является очень ярким, насыщенным действием и наиболее любимым у детей с ОВЗ. Здесь предполагается наличие костюмированной атрибутики для пальчиков (персонажи из сказок) ,которую можно приобрести в магазинах игрушек или сделать своими руками. Я выступаю в роли повествователя музыкальной сказки , а ребенок проявляет свои артистические способности, производит действия персонажей пальчиками, тем самым развивает цепкость пальцев. Игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Здесь все зависит уже от педагога, его выдумки и фантазии.
После наших маленьких спектаклей я даю ребенку возможность представить себя художником-творцом, который воплощает свой художественный замысел в изобразительном искусстве – рисование на сюжеты музыкальных сказок.
Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывает лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.
Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством),основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с ОВЗ.
Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обусловливает его творчество во всех областях искусства и жизни в целом.
В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и , следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных и реабилитационных занятия формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому, применяя этот метод, не ставится цель-развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для ребенка проблем, связанных со здоровьем.
Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных возможных способов познания мира. Этот метод должен обязательно включатся в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ в сочетании с другими видами коррекционной работы.
В своей работе с уч-ся мне также помогает использование методик М.Монтессори и К.Орфа, которые оказывают эффективное коррекционно-развивающее развитие. Суть педагогики М.Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система К.Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии музыкальных способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:
- Пальчиковые игры;
- Музыкально- двигательные упражнения;
- Поэтическое музицирование;
- Игра на инструменте ;
- Импровизация.
Хочу немного поговорить о подборе репертуара. Считаю, что музыкальный материал должен подбираться согласно возрасту ребенка, а также в зависимости от тяжести дефекта. Он должен быть соразмерен его психофизиологическим особенностям с учетом не только пианистических и музыкальных задач, но и характера ребенка: его интеллекта, артистизма, темперамента, душевных качеств, наклонностей, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Несмотря на нехватку некоторых навыков- ученик должен играть разную музыку. Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар программную музыку.
Моя ученица очень любит классическую музыку. В нашем репертуаре старинная музык, менуэты Баха и Моцарта, отрывки из балетов П.Чайковского и опер Верди, пьесы Грига и Бетховена, песни военных лет и пьесы современных композиторов. Девочка обожает музыкальный театр, с удовольствием играет пьесы из различных мюзиклов. Естественно, стараюсь подбирать пьесы в наиболее простом изложении или редактирую их сама, в зависимости от возможностей ребенка.
В течении этих лет занятия с ребенком я вела дневник, где фиксируется диагноз заболевания, год обучения, вид трудностей, результаты деятельности ребенка, изменение социальной адаптации, мотивация в учебном процессе, помощь родителей. Эта работа позволяет прослеживать динамику развития учащейся.
Наши результаты на данный момент:
Если на начало занятий имелась небольшая скованность пальцев, на данный момент мы избавились от нее полностью.
Значительно улучшалась память. Если по словам родителей девочка с трудом запоминала раньше какой-либо текст, то на Рождественском конкурсе чтецов она заняла 2 место, прочитав достаточно объемное стихотворение.
Большое внимание уделяем гаммам, уверенно играем мажорные гаммы до 5 знаков включительно на 2 октавы прямые и расходящиеся, минорные -3 вида до 4 знаков включительно. Аппликатура не всегда точная, (так как все- таки есть отклонения в здоровье), но мы работаем над этим каждый урок.
Девочка очень чисто интонирует, и я стала вводить в наш репертуар вокальные произведения. Петь под собственный аккомпанемент доставляет ей огромное удовольствие.
И, наверное, самое главное - занятия музыкой помогают девочке увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Приобретаемый опыт моей работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, показывает, занятия музыкой доступны для него, выполняя образовательную, коррекционно – развивающую, терапевтическую и социализирующую роль.
И в заключении хочу сказать, что работа с ребенком с ОВЗ достаточна трудна. Но, собирая по крупицам малые успехи, я вместе с родителями радуюсь им, как большим невероятным успехам. Работая с ребенком инвалидом, нужно иметь определенные навыки:
- Умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.
- Умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда,
улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное– положительного эмоционального
настроя.
- Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, педагог должен сам активно
действовать на уроке (петь, играть на инструменте, воплощать музыку в движениях).

Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен колоссальный потенциал
для оздоровления человека, они уверенны в том, что музыка закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.
Таким образом, создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения
учащихся с ОВЗ на уроках фортепиано дают возможность ребенку-инвалиду развивать свои
способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и
навыки в социуме, а также способным помочь увидеть, услышать и почувствовать все многообразие
окружающей среды, помочь им войти в мир взрослых и полноценно существовать в нем.