Технологическая карта по русскому языку на темуПравописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Технологическая карта
Урок русского языка во 2 классе по теме «Правописание сочетаний жи -ши»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
УМК «Перспектива»
Учитель: Дергачёва Ирина Владимировна

2 класс
3 класс

Цели деятельности учителя
1. Формировать понятие « шипящие согласные звуки».
2. Развивать умение ,почему правописание буквосочетаний носит традиционный характер и является орфограммой.
3. Обучать созданию рассуждения.
1. Систематизировать знания учащихся о правописании слов с непроизносимым согласными в корне.
2. Учить отличать слова,в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного,от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.
4. Совершенствовать умения рассуждать.

Тип урока
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и систематизации знаний

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):
Второклассники научатся: распознавать мягкие и твёрдые шипящие звуки ,правильно произносить их , определять орфограммы жи-ши ; получат возможность научиться писать слова с орфограммой жи –ши ,обосновывать свой выбор на письме.
Третьеклассники научатся: отличать слова , в которых при сочетании согласных нет непроизносимых согласных , от слов , в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимые согласные.
осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Метапредметные):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
регулятивные - овладение пониманием учебной задачи урока и стремление её выполнять.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения
Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы
УМК «Перспектива». Русский язык 2, класс; учебник ЛФ Климановой, Т.В.Бабушкиной ;учебник ЛФ Климановой, ТВ Бабушкиной «Русский язык» 3 класс; рабочая тетрадь2,3 классы ;индивидуальные карточки; интернет -ресурсы: физминутка



Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
2 класса
Деятельность учащихся
3 класса
Универсальные учебные действия

I. Организационный момент.
« Мы пришли сюда (учиться)
Не лениться, а (трудиться)
Только тот, кто много (знает)
В жизни что-то(получает)

Повторяют слова речёвки, настраиваются на работу
Повторяют слова речёвки, настраиваются на работу
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний.
Формулирую задания.
3кл: Создание проблемной ситуации. Образуйте от существительных имена прилагательные.
1.прелесть –
грусть-
известие-
На какой вопрос они отвечают?
К Какой части речи относятся?
Подберите к этим словам однокоренные прилагательные.
Произнесите их медленно.
Что заметили?
От чего это зависит?
Проверка.
2 кл: Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
Для шипенья хороша
В алфавите буква .
Как вы думаете ,с какими буквами мы будем работать на минутке чистописания?
Дайте характеристику буквам ж,ш.
А сейчас пропишем буквосочетания жи,ши.
Минутка чистописания. Отгадай буквы по фрагментам, определи лишнюю букву.


Отвечают на вопросы.













Прописывают.


Самостоятельная работа.


Запись слов

Формулирование учебной проблемы.

Планирование деятельности.

Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные:
Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

ІІІ Самоопределение к деятельности
3кл: В течение нескольких уроков мы говорили о словах с непроизносимой согласной. Исследовательская работа.Наблюдение над произношением слов с непроизносимыми согласными./Проверка на доске./ Работа с карточками.
Соедините стрелками проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.
сер. це звёзды
вкус. ный радости
радос. ный сердечный
звёз. ный вкусы
Соединяем пары слов .К доске пойдёт..
Давайте прочитаем слова в левом столбике.Что вы заметили?(не все согласные звуки в корне слова произносятся)
Что нужно сделать ,чтобы проверить написание слов с непроизносимым согласным?(нужно подобрать к этим словам однокоренные слова так , чтобы согласный звук произносился отчётливо).
Как проверить слова ,в которых согласный звук не произносится и не пишется?

2 кл: Загадки.
1.Кто живёт у нас на крыше,
А в чулане .
2.Ползун ползёт,
Иголочки несёт..
3.Он ходит ,голову задрав ,
Не потому ,что важный граф.
Не потому что он
4.Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их
Что общего в этих словах?
Как вы думаете , какова тема урока?
Какова цель урока?





































Отгадывают загадки
Придумывают слова с этими сочетаниями.















Исследовательская работа.


Анализ и сравнение.




Составление алгоритма.
Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные:
Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

IV. Формулировка темы урока:




Правописание сочетаний жи-ши.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Регулятивные: мотивация и целеполагание

V. Изучение нового мате-
риала.

2 кл.Беседа .
Сказка про шипящие.

Чему она нас учит?

Подтвердите свои предположения словами профессора Самоварова в учебнике.

Прочитайте задания. Устно составьте словосочетания. Выберите 3-4 словосочетания ,продиктуйте их друг другу. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Оцените друг друга.
Ученики слушают сказку.


Писать жи-ши с и.

Читают правило.





Выполняют упражнение.
Организация работы с текстом в паре. Письмо с окошками.
Подчеркни слова с орфограммой «Непроизносимые согласные звуки».

Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу.
-То ,что написано в карточке – это текст?(да)
-Докажите.(предложения связаны по смыслу)
-Прочитайте . Подчеркните слова с непроизносимым согласным.
-Назовите эти орфограммы (непроизносимые согласные в корне слова)
-Проверьте друг у друга.
-А теперь проверим вместе.













Познавательные:
общеучебные –
осуществляют поиск необходимой информации
логические – формируют логические действия анализа, сравнения, установления.
Коммуникативные: обмениваются мнениями,
Регулятивные:
осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Личностные: осознание своих возможностей в учении

VІ. Физминутка

VІІ Первичное осмысление и закрепление материала.


2 класс.
1.Я вам буду показывать слоги НО,ПИ,МЫ,ЛЫ,ДЫ,а вы припишите справа сочетания жи, ши, чтобы получились слова.

2.Я буду читать слова. Если вы считаете , что в слове есть буквосочетании жи, ши, хлопаете в ладоши.

3. Пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, жать, пассажир, шиповник.
4. Задание на карточке.
Спиши те слова. Вставьте пропущенную букву. Выделите орфограмму жи-ши.

Маш..на,еж.., уж..,стриж..,душ..стые, ж..тели , ш..ны, кувш..н , лыж..и , ш..шки , лежт , шть , пиш , нож,морж

Обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа.

3 класс.Проверь работу и исправь ошибки.

Кончились ненасные дни.Ночи стали звёзными. Яркое солнце осветило окресность. Громко свиснула синица.



Письменно выполняют упражнение в тетрадях, рассказывают о том ,что не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.



































Оценивание.

Познавательные:
общеучебные – отличают согласный звук от гласного, твёрдые и мягкие согласные звуки;
логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез).
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия.
Регулятивные:
действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;
оценивают выполнение задания (справились или нет).


VІІІ Закрепление. Развитие речи
2 класс
- составьте предложение, используя слова с сочетаниями жи-ши

3 класс
Запишите слова через запятую. Обозначьте орфограммы.
1.Внутреннее переживание человека(чувство)
2.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска(лестница).
3.Радостное событие(праздник).
4.Слово ,обозначающее приветствие(здравствуй).
-На какое правило все эти слова?
-Как можно проверить написанные слова?

С одним из слов составьте предложение.

Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного , которое узнали сегодня на уроке? Применимо ли оно для этих слов?(написание этих слов надо запомнить).





В лесу расцвели душистые ландыши.
















Непроизносимый согласный звук в корне слова).
С помощью орфографического словаря.


Ответы на поставленные вопросы.
Регулятивные:
осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Личностные: осознание своих возможностей в учении

Итоги урока. Рефлексия.

- чему научились на уроке?
Расскажите по схеме:
Знаю
Я запомнил
могу

Я знаю, как пишутся слова с сочетаниями жи-ши.
Я запомнил, что звук ж звонкий и твёрдый, звук ш глухой,твёрдый.
Я могу составлять слова на это правило.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке
Итак, мы выяснили ,что непроизносимые согласные бывают:
Проверяемые. Например.
Непроверяемые . Например..
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения.
Личностные:
понимают значение полученных знаний









15