Программа, способствующая психологической адаптации к школе у первоклассников.


Программа, способствующая психологической адаптации к школе у первоклассников.
Выполнила: учитель начальных классов
г. Мегион МАОУ «СОШ № 9»
Карташова Светлана Александровна
Мегион 2016
Программа, способствующая психологической адаптации к школе у первоклассников.
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходима слаженное совместное комплексное сотрудничество учителя, психолога, родителей и других лиц, взаимодействующих с учениками первого класса.
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и т.д.
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
- развивать у детей когнитивные умения и способности;
- снизить уровень тревожности обучающихся;
- развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- сплотить обучающихся класса.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:
- имитационные и ролевые игры;
- психогимнастика;
- элементы групповой дискуссии;
- техники и приемы саморегуляции;
- игры на развитие познавательных процессов.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
Занятия программы были проведены по следующей схеме:
1) Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.
2) Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3) Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, моделированные стандартных ситуаций.
4) Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
5) Упражнения на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Цель: развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания.
6) Знакомство детей с секретами общения, развитие и коррекция коммуникативных навыков
Цель: формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; становление умения владеть средствами общения; формирование этически ценных норм взаимоотношений; развитие умения оказывать и принимать знаки внимания, слушать и понимать другого; формирование установок на сотрудничество, умения работать в группе; развитие способности работать в коллективно-распределительных формах деятельности.
Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителем и родителями ребенка, посещающего занятия.
Общие рекомендации по проведению занятий:
Перед началом работы по программе необходимо встретиться с родителями и провести беседы, контакты с учителем первоклассников необходимо поддерживать в течение всего курса.
Программа рассчитана на работу в группе из 10-15 человек.
Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.
Оптимальная периодичность встреч с участниками: 1-2 раза в неделю.
Создание доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Для проведения занятий по этой программе наглядного материала не потребуется так же, как и не потребуется специального помещения: подойдет обычный класс с партами. При необходимости парты чуть сдвигаются, стулья ставятся в круг, ведущий сидит в кругу вместе с детьми и принимает участие во всех играх и упражнениях.
Перед началом работы оговариваются несколько правил поведения в группе:
«Один говорит – остальные слушают;
Хлопок ведущего – тишина в группе».
При необходимости можно установить еще несколько правил, но их количество не должно превышать 3-4.
К концу разработанной мною программы, состоящей из 10 занятий (Приложение 5), дети должны овладеть основными навыками общения, связанными с переживанием основных эмоций и личностных качеств человека. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Повышается уровень развития познавательных процессов.
Привлечение родителей необходимо не только для изучения проблем и трудностей школьной адаптации у детей, но и важно сотрудничать с ними непосредственно в адаптационном процессе.
Нами были разработаны рекомендации для родителей по адаптации школьников, независимые от уровня адаптационного процесса.
Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников:
1. Пробуждение ребёнка должно быть спокойно, проснувшись, он должен увидеть улыбку родителей и услышать ласковый голос. Нельзя его подгонять с утра, не дёргать по пустякам, не укорять за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопить. Умение рассчитать время – это задача.
3. Не отправлять ребёнка в школу без завтрака
4. Не прощаться «предупреждая»; «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!»
5. Забыть фразу «Что ты сегодня получил?». Встречать ребёнка после школы спокойно, не обрушивать на него тысячу вопросов, дать расслабиться.
6. Если ребёнок огорчён, но молчит, не допытываться, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
7. Выслушав замечания учителя, не торопиться устраивать взбучку, постараться, чтобы разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
8. После школы не торопиться садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
9. Не заставлять делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
10. В общении с ребёнком стараться избегать условий: «Если ты сделаешь, то ...».
11. Найти в течение дня хотя бы полчаса для полной принадлежности ребёнку, не отвлекаясь на другие дела.
12. Выработать единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решать без него.
13. Необходимо помнить, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
Список литературы:
1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Хрипковой А. Г. – М., 2002.
2. Алябьева, .А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
3. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 200.
4. Истратова, .Н. Справочник психолога начальной школы. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Коломенский Я.Л., Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2003.
6. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000.
7. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 2008.