Урок по изобразительному искусству на тему Гжель (5 класс)


Сказочная Гжель.

Задачи:
1.Образовательная:
Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2.Развивающая:
Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи .Совершенствовать навыки работы с красками.
3.Воспитательная:
Воспитывать интерес к народному творчеству, а также искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
1.Для учащихся:
-шаблон посуды
-гуашь или акварель
-кисти
-баночка для воды
-лист бумаги
-простой карандаш
-ластик
-наглядное пособие (элементы росписи)
2.Для учителя:
-репродукции народного прикладного искусства «Гжель»
- презентация «Гжель»
План урока:
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.2-3мин.
2.Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентацией. Объяснение последовательности росписи.5-10мин.
3.Творческая работа.15мин.
4.Итог урока. Рефлексия. 7-8мин.
Ход урока: слайд «Гжель посуда»№1
Постановка темы урока:
Ребята, посмотрите, пожалуйста на нашу замечательную выставку. Я думаю вы уже догадались и можете сказать тему урока (дети отвечают).слайд№2 сказочная гжель.
-С какой росписью вы уже знакомы?
Исходя из темы урока, какую цель перед собой мы должны поставить?
Молодцы, цель урока такова:слайд№3
« Сформировать первичное представление о искусстве гжели.»

Вводная беседа:
- Сегодня мы с вами отправимся в мир «сказочной гжели» слайд №4
Синяя сказка - глазам загляденье.
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и творенье
Русская звонкая гжель. ( Миша)
-ГЖЕЛЬ.
-Что это за слово такое? Сейчас мы это и узнаем.
-Недалеко от Москвы, примерно в 60км, на берегах реки Гжелка с давних времен и по сей день стоит деревенька Гжель в этой деревне и зародился народный промысел по изготовлению и росписи керамической посуды. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью (слайд №5,№6).
-Сами гжельцы говорят, что небо у них, как нигде в России, синее-синее и река у них синия-синяя.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получалась роспись?
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса! (Наташа)
Перед тем как получилось такое прекрасное изделие надо много потрудится.
Гончар лепил из белой глины сосуд, затем обжигали, посуда становилась звонкой и прочной. (№8)
Потом брали черную или серую краску и расписывали изделие изготовленное гончаром. (слайд №9).
Покрывают глазурью и опять в печь с температурой 1350 градусов и о чудо, после обжига краска стала синей-синей.(слайд№10).
Посмотрите, какая необычная форма сосуда и получил он названия квасник. Тулово квасника напоминает бублик.
-Как вы думаете для чего нужно это отверстие?
-Сюда клали лед для охлаждения содержимого.
Сейчас конечно им не пользуются. Он в домах стоят как украшения интерьера.
Анализ произведенный гжельскими мастерами:
-Ребята обратите внимание на роспись. Что является основным элементом росписи? (Цветы).слайд№11
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера! (Полина)
Самый излюбленный узор-это гжельская роза. Каждый художник изображал ее по своему, но всегда они необычные, веселые, красивые.
Показ учителя:
Показываю на заготовке узор красками. В самом начале подчеркнем носик, ручку, горлышко и основание предмета. Используем бордюры состоящие из различных линий. У вас на столах лежат листки с элементами росписи.
Дальше приступаем к основной росписи на тулове сосуда. Выполняем самые крупные узоры, затем подрисовывают мелкие лепесточки, тычинки, завиточки, точечки. Вы можете вращать свою заготовку.
Физ.минутка:

Творческая работа учащихся:
У вас на столе лежат шаблоны и чистые листочки, на них вы можете потренироваться, а уже шаблон расписываете. Приступаем к работе.
Во время работы звучит песня композитора Ю.Чичкова, на слова П.Синявского «Незабудковая гжель»
Просмотр работ учащихся. Рефлексия:
Ребята, обменяйтесь своими изделиями и поставте отметку друг-другу, затем прикрепите изделия к импровизированному столу.
Посмотрите какая получилась у нас замечательная посуда. Вы все молодцы!
Ребята, где в жизни можно применить роспись гжель? (дети отвечают)
У вас на столах лежит смайлик и у него нет рта. Подрисуйте пожалуйста ему такой ротик, какое у вас настроение осталось после нашего урока.
Итог урока:
Молодцы! На доске три словосочетания от трех предложений. Начните свое предложение с этих слов о нашем уроке.
Поработали на славу! А вот мне интересно справились ли мы с поставленными перед нами задачами?
Славится наша земля своими мастерами, своими делами. Это самое дорогое и бесценное чем владеет наша Россия!