Конспект урока по чтению Рассказ Н.Носова Огурцы

Конспект урока по чтению в 3 классе.
Тема: Н.Носов «Огурцы»
Цели:
познакомить с новым произведением Н.Носова;
развивать речь и творческие способности учащихся;
совершенствовать навык выразительного чтения;
формировать нравственные качества.
Оборудование:
карточки с заданиями, учебник.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.

Проверка дом. задания.
- Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

- Какой Павлик? (Хитрый, неискренний)
Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый)

- Игра «Вопрос – ответ»
Подготовка к восприятию. а) читай целыми словами. место – поместил - поместились. б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами. о- гля- ды- вать- ся – оглядываться о-0ста-но-вил-ся- остановился в) Читай внимательно. Соврал- сорвал Совать - соврать Нарвали- наврали Выпрошу - выброшу. 

Игра «Доскажи слово»

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет. Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом. Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он!Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
Изучение нового материала
 Знакомство с текстом
Чтение 3 и 4 части (Чтение учителем, а затем самостоятельно учениками)
– Предположите, что могло произойти дальше?
Высказывания детей.
Работа по содержанию
– Какие чувства вызвал у вас рассказ? – Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки? – За что мы осуждаем Павлика? – Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему? – Могут ли эти слова Я. Акима, посвящённые В. Драгунскому, стать эпиграфом к нашему произведению? Почему?
На доске записаны слова: Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины! Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества.”.
– Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?
Составление схемы. На доску по-очереди прикрепляются карточки со словами:
РАДОСТЬ (Когда он её испытывал?)
ОГОРЧЕНИЕ (А это было в каком эпизоде?)
СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так поменялось настроение?)
ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (Когда произошли эти изменения?)
– Как вы считаете, ожидал ли Котька, что его мама именно так отнесётся к его поступку? – Правильно ли поступила мама? – Какою была мама? (строгой, справедливой, доброй, настойчивой) – В чём проявилась любовь матери к Котьке? – Почему Котька всё-таки решил отнести огурцы обратно, а не выбросить их? – Каким был дедушка-сторож? – В чём проявились строгость и доброта дедушки? – Как стало на душе у Котьки, после того как он искупил свою вину? Найдите и прочитайте.


Выборочное чтение
- Найти и подписать предложениями из текста иллюстрации к рассказу.

Проверка знания текста.
На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.
Котька пришёл домой радостным.
Всё равно они уже расти не будут.
Пусть лучше у меня не будет сына
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
А ты на Павлика не смотри, сам
На душе у него было радостно.
Молодцы! Справились!
Работа с пословицами
– Какая из пословиц передаёт главную мысль рассказа “Огурцы”?
На доске записаны пословицы:
Старый друг лучше новых двух.
Украсть – в беду попасть.
За доброе дело берись смело.
Сам кашу заварил – сам и отвечай.
В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ  Н. Носов назвал «Огурцы»? ( Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)