Рабочая программа по физкультуре для 8 класса по программе Особый ребенок

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1.Закон РФ «Об образовании»; от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2.Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по основным о общеобразовательным программам (Приказ МО РФ №1015 от 30.08.2013г.).
3.Приказ №1599 от 19.12.2014г. Министерство образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
4. Программа классов (групп) для отсталых детей (IQ20-49 по МКБ-10). Авторы программы: Аюпова Е.Е, Ахметова Е.Л., Казакова Н.А.и другие.
5. Учебный план ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1.
6. Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант “D”)
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе программы классов (групп) для отсталых детей (IQ20-49 по МКБ-10). Авторы программы: Аюпова Е.Е, Ахметова Е.Л., Казакова Н.А.и другие. Данная программа представлена в учебно – методическом пособии «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». В 2-х частях. Ч.1.Пермь, ПКИПКРО, 2010.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область учебного плана ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1 г.
Рабочая программа рассчитана:
В 8 классе на 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.

Общая характеристика
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания, включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-оздоровительной деятельности и формирует физическую культуру личности.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей и коррекционной направленностью.
В процессе овладения этой деятельностью корригируются психофизические качества, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, формируется мышление, творчество и самостоятельность.

В основу программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у детей, относящихся к классу «Особый ребёнок». Такие дети имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на методике уроков физической культуры. Замедленность протекания психических процессов, конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Для того чтобы ученики усвоили упражнения и инструкции к ним необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений. Одной из характерных особенностей имбецилов является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки они не могут воспроизвести хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях. При работе с детьми данной категории нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения, поэтому требуется непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения того или иного задания.
Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения, как отдельных заданий, так и всего урока.
Цель: коррекция психофизических нарушений у учащихся и укрепление здоровья
В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:
-Учить детей готовиться к уроки физкультуры;
-учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
-учить правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;
-учить ориентировке в зале по корректным ориентирам (вход, стены, потолок пол, углы);
- учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнению и движению в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
-учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
-учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции и учителя;
-учить ходить и бегать в строю, в колоне по одному;
-прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
-обучать мягкому приземлению в прыжках;
-учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
-учить правильному захвату различных по величине предметов передаче и переноске их;
-учить метаниям, бросками ловле мяча;
-учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
-учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку; учить выполнять простейших упражнения в определенном ритме;
-учить преодолению простейших препятствий;
-учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;
- учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант “D”) и включает следующие задачи:
Формирование учебного поведения:
направленность взгляд (на говорящего взрослого, задание);
выполнять инструкции учителя;
использование по назначению учебных материалов;
выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности и т.д.
Решение поставленных задач происходит на специально организованных занятиях в рамках коррекционных курсов.
Базовым результатом образования в области физической культуры в 3 классе является освоение обучающимися основ физкультурной деятельности.
- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью
- Умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой: усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений - Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, спортивные игры, туризм, плавание. - Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, спортивные игры, туризм и др.
Предметные результаты
- восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений; - освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);
- освоение двигательных навыков, координации движений,
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- умение радоваться достижениям (выше прыгнул, быстрее пробежал и др.) в процессе выполнения физических упражнений.
Уроки, в зависимости от выполнения различных разделов программы, проводятся в спортивном зале, на школьном стадионе. Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенными повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям чередованием различных видов упражнений, отбором упражнений, соответствующих возможностями учащихся.
Урок целесообразно строить из четырёх частей, (вводной, подготовительной, основной, заключительной) которые должны быть методически связаны между собой.
В настоящую программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.
Результаты освоения программы
8 класс:
Знать: основные положения и движения, кто такой «направляющий», «замыкающий»; как правильно выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!»; как правильно дышать во время ходьбы и бега.
Уметь: принимать правильную осанку в основной стойке, выполнять задания по словесной инструкции учителя; не качаться, не сутулиться в ходьбе; бегать с различной скоростью; подпрыгивать на двух ногах и на одной; мягко приземляться в прыжках; правильно брать контрастные по величине и форме предметы, передавать и переносить их; выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме.
Содержание учебного предмета в 8 классе.



Содержательные линии

Количество часов
Планируемые предметные результаты


Коррекционно-развивающие задачи




Минимальный
уровень
Достаточный
уровень


1
ОРУ и корригирующие упражнения
38
Правила безопасности
на занятиях. Основные положения и движения, кто такой «направляющий», «замыкающий».
Виды ходьбы и бега.
Положения рук, ног, туловища,
Упражнения комплекса
О.Р.У.
Выполнять задания по словесной инструкции. Выполнять основные положения и движения рук. Основная стойка. Выполнять наклоны и повороты туловища.
Формирование правильной осанки. Основных положений рук, ног, туловища.

2
Прикладные упражнения
40
Правила безопасности при выполнении легко атлетических упражнений. Виды ходьбы и бега. Положение «высокого старта».
Технику бега, правильное дыхание и восстанавливать дыхание.

Правильное выполнение команд по инструкции. Выполнять разновидности ходьбы и бега, прыжки. Перепрыгива
ть через начерченную линию, шнур. Выполнять броски, ловлю, передачу мяча. Бегать с различной скоростью; подпрыгивать на двух ногах и на одной; мягко приземляться в прыжках; правильно брать контрастные по величине и форме предметы, передавать и переносить их; выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме.

Координация движений, устойчивость дыхания. Закрепление ритма, темпа в ходьбе и беге. Развитие моторики.

3
Подвижные игры и эстафеты
24
Правила безопасности на занятиях подвижными играми. Правильно выполнять правила игры.
Знать передачу и ловлю мяча.

Ориентироваться в игровой ситуации.

Развитие и формирование соревновательного момента.


Всего
102













Информационные источники:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – httр://festival. 1 Sерtеmbег.ru/
Педсовет. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Опенкласс. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал. – nsportal.ru/
4 ступени. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рrошколу. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
К уроку. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Гимнастика:
стенка гимнастическая;
бревно гимнастическое;
перекладина гимнастическая;
тренажеры;
навесное оборудование;
маты гимнастические;
мяч малый теннисный;
скакалки гимнастические;
палки гимнастические;
мячи набивные
обручи гимнастические.

Легкая атлетика:
рулетка измерительная.
Палки эстафетные, флажки
Пришкольный стадион (площадки):
сектор для прыжков в длины;
спортивные тренажеры

Средство врачебной помощи: 1. аптечка медицинская.
Календарно - тематическое планирование
для 8 класса «Особый ребёнок»

Всего: 101 час; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе программы «Особый ребенок» («Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду»: учебно – методическое пособие. В 2-х частях. Ч.1. Пермь, ПКИПРО, 2010 г. В.И. Ковалько, Поурочные разработки по физкультуре. 2-е издание, «ВАКО» Москва 2005


Название темы
Количество часов
Дата по факту


I четверть
25




ОРУ и корригирующие упр.
9


1
Инструктаж по ТБ. ОРУ.
1


2
Углубленное дыхание при выполнении упражнений по подражанию.
1


3
Принятие правильной осанки по инструкции учителя. Игра «Что изменилось».
1


4
Комплекс упражнений для равновесия.
1


5
Исходные положения: лёжа, сидя.
1


6
Исходное положение: стоя
1


7
Движение головой, туловищем, конечностями в заданных исходных положениях по инструкции учителя.
1


8
Упражнения для формирования правильной осанки.
1


9
Упражнения для укрепления мышечного корсета.
1



Прикладные упражнения
10


10
Закрепление ранее пройденных строевых приемов.
1


11
Построение в колонну в разных частях зала по инструкции учителя.
1


12
Построение в круг в разных частях зала по инструкции учителя.
1


13
Построение в шеренгу, в колонну в разных частях зала по инструкции учителя.
1


14
Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий. Игра «Ворона и воробей».
1


15
Перестроение из шеренги в колонну по инструкции учителя.
1


16
Перестроение из шеренги в круг по инструкции учителя.
1


17
Начало ходьбы, бега и остановка по инструкции учителя. Игра «Люди, звери, птицы».
1


18
Смена направлений в беге по конкретным ориентирам и инструкции учителя. Игра «Ударь в бубен».
1


19
Ходьба по гимнастической скамейке группами. Перешагивание через небольшие предметы на гимнастической скамейке.
1



Подвижные игры
6


20
Игра «Что изменилось». ОРУ.
1


21
Игры для формирования правильной осанки. Игра «Замри».
1


22
Игра «Исправь осанку». ОРУ.
1


23
Игра «Море волнуется». ОРУ.
1


24
Общеразвивающие игры. Игра «Отгадай, чей голосок».
1


25
Игра «Кошка и мышки».
1



II четверть
23



ОРУ и корригирующие упр.
7


26
Инструктаж по ТБ
1


27
ОРУ. Утренняя гигиеническая гимнастика.
1


28
Строевые упражнения
1


29
Упр. на формирование правильной осанки.
1


30
Ритмические упражнения.
1


31
Изменение характера движений в зависимости от характера музыки. Игра «Где позвонили».
1


32
Комплекс дыхательных упражнений «Кто как дышит».
1



Прикладные упражнения
10


33
Прыжок в высоту с разбега способом «согнув ноги». Игра «Волк во рву»
1


34
Прыжки в длину с разбега с толчком в обозначенном месте (квадрат 50Х50).
1


35
Прыжок в длину с места, толчком двух ног в обозначенное место. Игра «Прыжки по кочкам».
1


36
Броски мяча на дальность. Игра «Кто дальше бросит».
1


37
Лазание по гимнастической стенке до 5 рейки. Игра «Белые медведи».
1


38
Удары мяча об пол двумя руками с продвижением. Метание мяча в цель с шага. Игра «Лови, бросай, упасть не дай».
1


39
Подбрасывание и ловля гимнастической палки одной и двумя руками. Перебрасывание палки из одной руки в другую.
1


40
Подбрасывание обруча вверх и ловля его двумя руками. Игра «Что пропало»
1


41
Преодоление 3 – 4 различных препятствий. Игра «Два мороза». Ходьба с правильной осанкой с грузом на голове.
1


42
Равновесие на одной ноге (на скамейке).
1



Подвижные игры
6


43
Игра « Кто быстрее станет в круг». ОРУ.
1


44
Игра «Прыжки по кочкам». ОРУ.
1


45
Игра «Передача мячей в колоннах». ОРУ.
1


46
Игра «Метко в цель». ОРУ.
1


47
Игра «Съедобное - не съедобное». ОРУ.
1


48
Игра « Правильно – неправильно». ОРУ.
1



III четверть
30



ОРУ и корригирующие упр.
14


49
Инструктаж по ТБ. Упр. для формирования правильной осанки.
1


50
ОРУ. Игра «Аист ходит по болоту».
1


51
Ходьба по заданию учителя.
1


52
Бег по заданию учителя. Игра «Возьми флажок».
1


53
Закрепление строевых приемов.
1


54
ОРУ. Игра «Построение в круг».
1


55
Различные движения с музыкальным сопровождением со сменой темпа.
1


56
Выполнение простейших движений в ритме со словами.
1


57
Положения рук – на поясе, за головой, за спиной, ноги в стороны, вместе.
1


58

1


59

1


60

1


61

1


62

1



Прикладные упражнения
10


63
Прокатывание обруча вперед.
1


64
Эстафета с бегом и прыжками.
1


65
Переноска груза тягой. Игра «Кто быстрее».
1


66
Переноска груза толканием.
1


67
Движение в сторону приставными шагами с переходом на соседний пролет гимнастической стенки, спуск вниз. Игра «Пчелки».
1


68
Подлезание под препятствие, ограниченное с боков (лежа).
1


69
Перелезание через препятствие.
1


70
Подлезание под препятствие (на четвереньках). Игра «Узнай на ощуп».
1


71
Сочетание переползания по гимнастической скамейке на четвереньках с лазанием по гимнастической стенке.
1


72
Общеразвивающие упражнения без предметов.
1



Подвижные игры
6


73

1


74

1


75

1


76

1


77

1


78

1



IV четверть
23



ОРУ и корригирующие упр.
7


79
Инструктаж по ТБ. Исходные положения: лежа, сидя, стоя (повторение).
1


80
Сочетания движений головой, туловищем, конечностями в указанных исходных положениях
1


81
ОРУ. Игра «Два мороза».
1


82
Упр. для формирования правильной осанки.
1


83
ОРУ с предметами. Игра «Возьми флажок».
1


84

1


85

1



Прикладные упражнения
10


86
Инструктаж по ТБ по легкой атлетике. Удары мяча о пол двумя руками.
1


87
Метание мяча в цель с шага.
1


88
Броски мяча на дальность.
1


89
Перебрасывание палки с одной руки в другую.
1


90
Прыжок в длину с места, толчком двух ног в обозначенное место.
1


91
ОРУ. Беговые задания.
1


92
Подвижная игра «Охотники и утки».
1


93
Эстафета с бегом и прыжками.
1


94
Подвижная игра «Мышеловка».
1


95

1



Подвижные игры
6


96

1


97

1


98

1


99

1


100

1


101

1



Итого:
101






15