Урок Ювелирные украшения Древнего Египта

Урок на тему «Ювелирные украшения Древнего Египта»
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Учитель: Сизова Раиса Михайловна
Цели и задачи урока:
1)Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
2)Сформировать представление о символике украшений.
3)Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
4) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:
-иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов, ювелирных украшений.
-раздаточный материал: шаблоны.
-акварельные краски, кисточки, альбом.
План урока
Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):
–характерные особенности египетской кульутры;
–одежда, прическа и украшения египтян.
2) Постановка художественной задачи (выполнение египетского ювелирного украшения с помощью шаблона).
3) Практическое выполнение задания
4) Подведение итогов

Ход урока
1.Организационная часть
Учитель: Здравствуйте. Ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:
На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы,
Звери,
Птицы,
Точки,
Загогулины,
Кружочки
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
-О какой стране идет речь? (Древний Египет)(слайд 1)
-Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.
Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
-Что вы знаете о Древне Египте?(слайд 2)
(ответы детей)
-А еще мы знаем, что в этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных (слайды 3,4,5,6,7,8)
стоим перед богом по имени Гор
С большим удивлением смотрим в упор:
При всем человечьем обличье
Имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей.
А рядом богиня-корова теснится,
И только богиня Исида
Похожа на женщину видом.
Мы видим бога по имени Тот,
А также богиню по имени Нут.
Мы помнили точно,
Кто-этот, кто-тот,
Наверное целых 15 минут.

-Вот какая интересная страна Древний Египет.
-О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнали на прошлом уроке.

2.Актуализация мотиваций опорных знаний:
Перед вами четыре опорных слова : «Египет», Ювелир», «Украшение», Древний» (слайд 9) Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема нашего урока?
«Ювелирные украшения древнего Египта» (слайд 10)
-На прошлом уроке мы с вами уже немножечко коснулись этой темы, выяснили зачем нужны людям украшения. Давайте еще раз уточним значение украшений в жизни человека.
-украшения поднимают настроение;
-могут рассказать о человеке, кто он;
-можно определить какое положение в обществе занимает и т.д.

3.Постановка проблемы урока.
Царица древнего Египта Клеопатра (слайд 11) особое внимание уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали.
-И сегодня цель нашего урока: представить себя в роли мастеров – ювелиров, чтобы преподнести в дар царице Клеопатре на украшения (ожерелье)
-Что на ваш взгляд нам необходимо знать для выполнения работы египетских ювелирных изделий?
-Что изображали при изготовлении этих ювелирных изделий и что они обозначали (древнеегипетские символы)
-А для этого мы с вами поиграем в игру «Верно-неверно» (На доске рисунки древнеегипетских символов, необходимо отнести рисунки с названиями, назвать, что они обозначали)

4.Самостоятельная работа учащихся.
Сегодня мы с вами будем создавать воротник –ожерелье – ускх.
(на классной доске демонстрируются примеры изображений ювелирных украшений, символика изображений)

5.Подведение итогов урока.
Экспресс-выставка Ювелирный бутик «У Нефертити»













Игра «Верно-неверно»

СВЯЩЕННАЯ ЗМЕЯ – символ власти













ЗНАК ЖИЗНИ - продление жизни после смерти, бессмертие (крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности)












ЗНАК СИЛЫ - сила, могущество









ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ - путь солнца по небу








СКАРАБЕЙ - символ бога утреннего солнца









ЛОТОС - красота, бессмертие, вечная жизнь













ГЛАЗ -УАДЖЕТ - защита от любой беды (правый-солнце, левый- луна)
15