Презентация для учителей-логопедов на тему Методика написания сжатого изложения


Методика написания сжатого изложения на логозанятиях Выполнила: учитель-логопед МАОУ «СОШ №30 г. Йошкар - Олы»Равчеева М. В. Сжатое изложение- преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объёму изложением. При этом не допускается смыслового искажения и утраты значимых предложений.При написании сжатого изложения текст делится на части – микротемы, чаще всего их бывает три. Требования к сжатому изложению Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.Важна запись каждой микротемы отдельно - с красной строки. (Нельзя объединять микротемы).Объём изложения должен соответствовать возрасту учащихся.Запись изложения должна быть осуществлена аккуратным, разборчивым почерком. Что нельзя удалять из текста изложения? Основные детали, помогающие понять авторскую идею.Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.Что поможет сделать текст ярким и выразительным?Использование авторских ключевых слов и словосочетаний. Пошаговая инструкция написания сжатого изложения Шаг 1 Запись текста.Шаг 2 Первичная работа над текстом.Шаг 3 Доработка чернового текста во время повторного прочтения.Шаг 4 Сжатие текста, когда текст уже записан.Шаг 5 Запись готового изложения. Шаг 1 Запись текста. Во время первичного чтения текста идёт его запись, при этом условно текст делится на несколько микротем. Важно!Не стараться записать текст дословно. Лучше записать немного, но качественно, «зацепляя» что-то с каждой микротемы, чтобы легче было в последствии восстановить текст. Шаг 2 Первичная работа над текстом. После записи текста на отдельном листке необходимо:Определить тему текста;Сформулировать основную мысль текста;Определить тип текста и тип речи;Отдельно выделить все микротемы текста, составив план текста. Виды планов текста Назывной план, выделяя в абзаце опорные слова и словосочетания.Вопросительный план, ставя вопрос к каждому абзацу.Тезисный план, отвечая на вопросы кратко. Шаг 3 Доработка чернового текста во время повторного прочтения. Во время второго прочтения текста необходимо: расширить, уточнить, исправить ту информацию, которую записали во время первичного чтения текста. Шаг 4 Сжатие текста, когда текст уже записан. Текст должен быть сжат равномерно.Приёмы сжатия текстаисключение (Убираем предложения, не играющие ключевую роль, вторичную информацию, излишние подробности, длинные цитаты…)обобщение (Переводим частное в общее, обобщаем однородные члены, «сворачиваем» целые предложения, объединяем предложения с одной сутью…)упрощение или замена (Заменяем прямую речь косвенной, осуществляем слияние двух-трёх сложных предложений в одно простое…) исключение Сказки любят все: взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.Сказки любят все. Сказка живёт везде, во всём: деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. Сказка живёт везде, во всём. обобщение От недостатка воды засохли кустарники, травы, цветы, листья на деревьях. От недостатка воды засохла вся растительность. Ярко- красные маки привлекали разноцветных бабочек, жужжащих пчёл, мелких мошек и даже жуков. Ярко- красные маки привлекали насекомых. упрощение или замена « Хорошо, - ответило Солёное Море. – Я дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу». Солёное Море отправило за солью к своему братцу. Только никак не могла она отыскать щепотку соли. На деревьях соль не растёт. С неба не сыплется. Откуда её взять? Нигде не могла она отыскать даже щепотку соли. Шаг 5 Запись готового изложения. К этому шагу уже должен быть готов текст изложения на черновике.Важно!Перед 5 шагом , после сжатия каждой микротемы, необходимо соединить их в один текст, чтобы каждая следующая часть логически связывалась с предыдущей. Ошибку потери логической связи можно избежать через: добавление вводных предложений, поясняющих последующую информацию;использование слов-связок: однажды, как-то раз, в один день… Добавление вводных предложений, поясняющих последующую информацию ОшибкаЛето выдалось дождливым, холодным. Алина не захотела идти к подруге.Верная записьЛето выдалось холодным, дождливым. Сегодняшний день не был исключением,поэтому Алина не захотела идти кподруге. Использование слов-связок: однажды, как-то раз, в один день… ОшибкаНа страницах словаря были напечатаны слова, какие есть в русском языке.К словарю стали подбираться мыши.Верная записьНа страницах словаря были напечатаны слова, какие есть в русском языке.Однажды к словарю стали подбираться мыши. Самопроверка Осуществляется сразу после его написания на чистовик непосредственно перед сдачей работы. Самопроверка представляет собой медленное прочтение текста собственного изложения, проверяется:нет ли грамматических ошибок;не нарушена ли связь слов в предложениях;не встречается ли одно и тоже слово в предыдущей или последующей фразе;не нарушена ли логика изложения;правильно ли разделён текст на абзацы.