К 110-летию со дня рождения М. Шолохова


Учитель русского языка и литературы МАОУ КШ Путинцева Юлия Борисовна



Писатель и эпоха.

Вместо предисловия.

Бывает же в жизни человека такое? С детства лелеешь мечту, она тебе кажется несбыточной, а ты просто представляешь, искренне веришь, что это сбудется и всё. И когда ты уже перестаёшь думать о ней, как говорят, отпускаешь ситуацию, она сбывается. Вот это и есть подарок судьбы!
Я родилась и выросла в прекрасной республике Казахстан, ещё, будучи подростком, я побывала в России в Анапе и так влюбилась в этот город, что потом всю жизнь мечтала вернуться и жить в нём. И вот, спустя 33 года, судьба подарила мне Анапу. Уже два года я нахожусь в России, любуюсь природой Краснодарского края, побывала в Краснодаре, Армавире, Сочи, Новороссийске, Горячем ключе. Впервые здесь увидела казаков, непонятен мне их менталитет, а ведь мой прадед, Путинцев Иван Григорьевич, был войсковым старшиной в 1-м Сибирском казачьем Ермака Тимофеева полку, в1915 году был награждён Георгиевским крестом 4-ой степени. Поэтому всегда хотелось больше узнать о казаках, о самобытности этого народа, о его роли в истории России. Лучшим рассказчиком истории является литература, я, как филолог, это понимаю, потому что произведения знакомят нас не только с историческими событиями, но описывают людей, проживающих и участвующих, в этих событиях. А люди, в свою очередь, помогают прочувствовать, пережить и понять то, что выпало на их долю, что предложила им история. Дорогого стоят произведения, созданные очевидцами или даже участниками исторических событий. Таким в здешних местах является писатель Михаил Александрович Шолохов, который в своих произведениях описал историю России. И в этот год, названный годом литературы в России, мне ещё раз захотелось перечитать, переосмыслить произведения М. Шолохова. Вот предмет моих наблюдений.



К 110-летию М.А.Шолохова (1905-1984)



Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и идеалы человечества.
М. Шолохов
из выступления на церемонии
вручения ему Нобелевской премии.


Наподобие горного хребта возвышается творчество М.А. Шолохова, ставшего вершиной отечественной и мировой литературы. В ней нашли отражение история революции, становление советского строя, защита Отечества от иноземных захватчиков за мир и коммунизм. Шолохова по праву называют летописцем эпохи, её исследователем, её певцом, который запечатлел великую правду великих свершений, увидел и отразил в глубинных процессах реальной жизни движение истории, красоту многонационального Отечества. На героях Шолохова лежит отсвет исторических социальных потрясений двадцатого века. Через десятилетия и века грядущих поколений будут знать об этом историческом времени немеркнущую правду, запечатленную могучим талантом великого художника.
Шолохов – чистокровный реалист. Он – живая частица своего народа, чуткий и проникновенный толкователь души человеческой, переживший роковые моменты судьбы своей отчизны и как патриот, и как солдат, и как писатель. По его произведениям можно изучать всю историю России ХХ века.
Причём Михаил Александрович вошёл в большую литературу стремительно, да и время было слишком необычное – меняющее события одно за другим. Когда в 1925 году появились «Донские рассказы» двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришёл яркий самобытный талант. Исключительная зоркость художника, умение передать увиденное, глубокое понимание жизни позволило показать Шолохову важнейшие поворотные моменты истории, как Октябрьская революция, гражданская война, коллективизация, и, конечно же, Великая Отечественная война.
Действие шолоховских произведений, как правило, происходят на Дону, в среде донского казачества, которое было (да и сейчас является) особенным сословием, пользовавшимся рядом привилегий: они имели землю, состояли на государственной службе, получали жалование, царь использовал их в борьбе с внутренними беспорядками. Казачество жило богаче, чем крестьяне других областей России. Но и казачество не было однородным: те, кто были богаче, эксплуатировали бедных.
Глубокой бороздой прошла гражданская война по станицам и хуторам Дона: она разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи, ближайших родственников на два непримиримых лагеря. Смертельная схватка двух лагерей – борцов за новую жизнь со сторонниками старых порядков определила сюжет «Донских рассказов». Борьба за Советскую власть была жестокой, кровавой, бескомпромиссной. О трагической судьбе отца и сына повествует Шолохов в рассказе «Родинка». Противоборство отца и сына в период продразвёрстки поведал писатель в рассказе « Продкомиссар».
Драматический раскол казачьего мира и казачьей семьи – основа сюжета и других рассказов этого цикла, окрашенных трагическими тонами: «Шибалково семя», « Лазоревая степь», «Червоточина», «Бахчевник», «Алёшкино сердце», «Жеребёнок», «Нахалёнок», « Семейный человек», «Путь дороженька» и другие (всего 25 рассказов).
Общественная деятельность Михаила Шолохова в 30-е годы, в период коллективизации отодвинула его на время от литературной. Он с болью в сердце сознавал, что «жмут на кулака, а середняк уже раздавлен». Неприглядная картина объединения личных хозяйств земледельцев в коллективные, неурожай в 1933 году, вызвавший страшный голод и смерть тысяч крестьян, заставили писателя бороться, чтобы помочь землякам выжить. Он обратился с письмом к Сталину с просьбой о помощи, а также написал о бесчинствах и произволе, творимых руководителями на местах. Сталин откликнулся на призывное письмо молодого писателя и выделил сто двадцать пудов ржи для голодающих.
Свидетельством большого гражданского мужества является то, что в тридцатые годы Михаил Шолохов не боялся занять твёрдую позицию по отношению ко многим политическим арестованным и вызволить их из беды. Он обращался непосредственно к Сталину, добился лично с ним встречи в Кремле, разоблачил незаконно действующих работников Ростовского НКВД, которые собирали компрометирующие материалы и на самого Шолохова.
В таких условиях создавался роман-эпопея «Тихий Дон». Великой эпопеей , революцией, развёрнутым полотном об исторических переменах в жизни донского казачества, о широкой картине гражданской войны, о событиях 1917 года, воспоминаниях участников Первой мировой войны стал этот роман, над которым Шолохов работал 15 лет и за который в марте 1941 года была присуждена Сталинская премия I степени. А на второй день после начала Великой Отечественной войны автор перечислил премию в фонд обороны.
Жанр эпопеи даёт возможность писателю отразить характер эпохи в роковые минуты, её трагические конфликты, влияющие на судьбы людей. ХХ век, наполненный поисками новых идей общественной жизни, был невероятно насыщен этими конфликтами и социальными потрясениями. За это время изменилась идеология государства, его культура, искусство, мораль, была утрачена могущественная позиция церкви.
Приступая к созданию «Тихого Дона», Шолохов писал: «Я интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются». На страницах этого эпического полотна возникает образ эпохи, приносящих не только горе и беды народу, но и надежд на перемены и обновление жизни.
Герои эпопеи – казаки Дона, простые земледельцы и воины, живущие в хуторе Татарском и их семьи. Писатель рисует патриархальные нравы этой обособленной части русского народа, населяющей Область Войска Донского, её традиции и обычаи, сословные отношения. Также на страницах романа-эпопеи присутствуют реальные исторические лица: генералы Корнилов, Краснов, большевик Подтелков, казак Крючков и другие. Придерживаясь принципа исторической правды и объективности, Шолохов не идеализирует жизненный уклад казачества, не скрывает жёстких , порой жестоких отношений, дикости нравов. Однако, автором особо выделяется мысль, что духовный мир казачьей семьи определяют земля и труд на ней, воинский долг, хутор, курень. В этих условиях формируется характер Григория Мелехова - главного героя эпопеи. Трагедия Мелехова, изображённая в романе – это трагедия отторжения от земли, разочарования в воинском долге, распада семьи, разрушения дома. Судьба среднего донского казака, поставленного перед лицом проблем своего времени, перед его закономерностями и противоречиями – идейный замысел романа.
Казак, земледелец, любящий всё живое, остро ощущающий чужую боль, способный к состраданию – такова суть шолоховского героя. Основное свойство характера Григория – умение откликнуться на события, происходящие в окружающей жизни, потому что в нравственной основе казака лежит понятие чести, достоинства и благородства человека, присущее рядовому казаку.
Личными качествами – недюжинным природным умом, храбростью, ловкостью, силой воли, глубиной чувств, бурной неукротимой натурой – Григорий резко выделяется среди земляков. Но при всей остроте ума Григорий не смог разобраться в сложном переплетении общественных социальных противоречий. Тугим узлом завязывается нескладная судьба Григория: любовь к чужой жене Аксинье, женитьба на нелюбимой Наталье, война, перевернувшая всю его жизнь, затем Мелехов сражается с кадетами в рядах Красной Армии, потом у белых в Донской повстанческой армии, где он оказывается после насилий и расправ, чинимых красными. Во время контрреволюционного мятежа Григорий вновь вовлечён в круговорот событий. В конце мы видим трагедию Мелехова в неразрешимом конфликте личности и эпохи, трагедию исторического заблуждения: «От красных отстал и к белым не прибился. Так и болтаюсь, как навоз в проруби». Гуманный, способный на большую высокую любовь к окружающему миру, стремящийся к единению с этим миром, Григорий вынужден с ним разъединиться, потому что этого требует время. Идея об ответственности человека перед своим временем, перед историей не нова. Шолохов подводит к другому пониманию отношения между личностью и эпохой: эпоха тоже ответственна перед личностью. Ведь Григорий Мелехов вынужден заниматься чуждым ему низким делом, отречься от родных людей, отказаться от нравственных установок своей семьи, дома, хутора, чтобы сделать однозначный выбор. По-настоящему цельная личность заранее обречена на трагедию, потому что для неё невозможен выбор, диктуемый эпохой.
И в революции, и в гражданской войне Григорий искал правду, общую для всех казаков, но не нашёл того, что было бы выше тех нравственных ценностей, которые он впитал в родном доме. В поисках этой истины-правды он потерян всё: семью, близких, любимую женщину, но не нашёл ничего взамен. В результате он вернулся к родному куреню: «Сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сынаЭто было всё, что осталось у него в жизни» Он ощущает необходимость в единении со своими земляками, в возвращении ценностей, утраченных за долгие годы поиска истины. Наряду с Мелеховым автор показывает и других казаков в мирной жизни, в сценах земледельческих работ, во время Первой мировой войны и гражданской, во время Вёшенского восстания. Писатель рисует нравственные последствия, которые обусловлены участием человека в братоубийственной войне. Трагедия коснулась не только семьи Мелеховых: «У всех одинаково всё рухнулось»,-говорит Пантелей Прокофьич Мелехов. Разрушение дома и семьи – это судьба, общая трагедия казачества.
В 1930 году параллельно с работой над романом «Тихий Дон» Шолохов с увлечением начал писать новый роман – «Поднятая целина». Это книга о хорошо знакомой читателю жизни казачества, но уже на новом историческом этапе в истории, о том, как в борьбе и муках, с тяжёлыми жертвами рождается новое.
Коммунист Семён Давыдов приезжает в хутор Гремячий Лог с созидательной целью – создать колхоз, а бывший белогвардейский есаул Половцев – с диверсионной деятельностью.
Главное напряжение сюжета отражает столкновение двух миров, двух социальных политических тенденций.
Шолохов создал живой, убедительный и на редкость обаятельный «со всеми приметами политического деятеля тех лет» образ коммуниста Семёна Давыдова. Революционный моряк, пулемётчик во время войны, рабочий Краснопутиловского завода, он воплощает в себе те черты, которые остаются непреходящими,- идейная убеждённость, вера в будущее, демократизм, деловитость, способность к самокритике, честность.
Так же, как и герои романа «Тихий Дон», герои романа «Поднятая целина» живут бурно, страстно, драматически напряжённо. Они страдают, надеются, любят. Шолохов застаёт своих героев в момент крутого перелома, когда в их судьбы властно вторгаются новые начала, рушатся прежние условия их существования. Что несут они в народную жизнь? В реальность давыдовских замыслов, новых ей идей люди с разными темпераментами, с разным психическим складом, с разной манерой чувствовать и осмыслять происходящее, а главное с разным материальным достатком, поверили не сразу. Посланнику партии, Давыдову, удалось повернуть жизнь в Гремячем Логу в новое русло, потому что он нашёл единомышленников, соратников, также преданных идее о существовании объективных возможностей преобразовать мир. Однако, мешают созданию колхоза пропаганда и скрытая деятельность врагов. Исход борьбы между врагами народа и коммунистами зависит от того, чью сторону примет народ, чьи цели он сочтёт своими. Народ – главный творец истории и своей судьбы. Народ для Шолохова – воплощение самых здоровых и прекрасных начал бытия. Народ сумел преодолеть страшное наследие старого мира – разъединяющие людей собственнические инстинкты. Смысл политики партии Шолохов видит не только в изменении экономических условий жизни, но и в перевороте нравственном, в создании не только коллективного хозяйства, но и человеческого содружества. Однако процесс этот сложный. Развязка романа «Поднятая целина» трагедийна: погибают Давыдов и Нагульнов, но схватка с врагами завершается победой: гремяченцы ценой больших усилий, ошибок и потерь всё же создают колхоз, побеждают ту косную силу, которая заключена была в старом укладе крестьянской жизни. И хотя писатель изображает события на затерявшемся в степи казачьем хуторе, его книга воспринимается как рассказ о том, что было пережито в ту пору всей крестьянской Россией. Книга Михаила Шолохова «Поднятая целина» является одной из значительных книг о коллективизации и по силе художественности, когда учитываются и достижения и потери на нелёгком историческом пути.
Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для всего советского народа. Шолохов с июля 1941 года в армии и проходит всю войну в качестве военного корреспондента, выступает с репортажами, статьями и очерками в газетах «Правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда». Но наибольшую известность получил рассказ «Наука ненависти»(1942 год). Писатель создал образ героя, побывавшего в плену, хотя эта тема была негласно запрещена, ещё в начале войны. Сталиным был издан приказ, который приравнивал пленных к предателям. А вот лейтенант Герасимов, герой этого рассказа, испив всю горечь первого тяжёлого периода войны, выражая чувства миллионов светских людей, говорит: «и воевать научились по-настоящему, и ненавидеть и любить. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах, и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков.
« Они сражались за Родину» - роман, который воссоздаёт тяжёлые дни войны, - поражает масштабностью замысла, глубиной философской мысли. Герои романа – Лопахин, Звягинцев, Стрельцов испытывают боль за поруганную землю, хозяевами которой они себя чувствуют. В романе решается задача массового героизма.
Создатель фильма по мотивам романа, режиссёр и актёр – Сергей Бондарчук, верно определил тему как « о высоком предназначении человека, о жизненных подвигах, пусть даже самых рядовых, совокупность которых рождает подвиг народный».
Михаил Александрович вновь обращается к теме Второй мировой войны – наиболее разрушительной в истории человечества – в рассказе « Судьба человека» (1957 год), где герой – прошедший плен русский солдат.
Это этапное произведение послевоенного периода поднимает проблему в широком философском смысле – война как одно из самых труднейших испытаний, выпадающих на долю человека. Главный герой Андрей Соколов, выходец из Воронежской губернии.
Чем и как испытывает война человека? Война поворачивается к человеку самыми страшными сторонами. Уже в первые месяцы войны он дважды ранен. Потом контузия и самое мучительное для воина – плен. Даже в минуту смертельной опасности Соколов не испытывает никакой паники, ни сердечной робости. Измученный, истощённый, обессиленный постоянным голодом узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже коменданта концлагеря. Для Соколова характерна не просто тяга к жизни хорошей, радостной, к которой Андрей успел привыкнуть и полюбил. Это помогает Андрею бежать из плена. Но испытание войной продолжаетсяЖертвами войны становятся жена и дочери Андрея Соколова, в последний день войны погибает сын Анатолий. Всё, что «лепилось годами, рухнуло в один миг», и сердце «закаменело от горя».
Казалось бы, война уничтожила всё, что связывало героя с жизнью. Робко неуверенно, но упрямо и неотвратимо тянется сердце человека к людям. Соколов встречает на своём пути сироту Ванюшку, и жизнь его обретает цель и смысл: он вновь готов защищать, в нём с новой силой пробуждается любовь, доброта, сердечная щедрость.
Рассказ « Судьба человека» написан в полемике с иностранными писателями, которые считают людей, прошедших войну, « потерянным поколением».
Главная мысль рассказа – это мысль о том, что во всех испытаниях, посылаемых судьбой, порою почти непереносимо жестоких, человек должен выстоять. Не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца, он должен сохранить в себе любовь к жизни, способность отзываться на прекрасное.
Автор уверен, что «этот русский человек несгибаемой воли выдюжит, и около крепкого отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт Родина»
Мотив выдержки и стойкости проходит через весь рассказ. Характер Андрея Соколова становится символом несгибаемой воли, мощи, нравственной чистоты и бескомпромиссности человека вообще, залогом торжества доброго начала над любыми античеловеческими силами.
Тема разоблачения, осуждения фашизма сочетается с темой гуманизма, утверждения величия человека, неисчерпаемости его душевных сил, его высоких нравственных качеств, его человечности, которую не смогла сломить даже война.
Общественная деятельность Михаила Шолохова в последний период жизни, его гражданская позиция оставались неизменными, хотя были омрачены бесконечными обвинениями писателя в плагиате. На всех литературных перекрёстках чернили и клеветали на автора романа « Тихого Дона», подозревая в том, что он «украл рукопись у какого-то белого офицера». Вспомнили заявление одного из маститых писателей Ф. Березовского, который когда-то изрёк: «Я старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать. Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу Что-то неладно».
Но все обвинения остались бездоказательными. Помогло то, что, наконец, найдена Львом Колодным рукопись изначальной первой страницы легендарного романа «Тихий Дон». Это положило конец небылицам вокруг этого великого произведения и вооружило объективных исследователей.
В 1065 году Михаилу Александровичу Шолохову за роман « Тихий Дон» вручена высокая награда – Нобелевская премия.
« М.А. Шолохов воодушевлялся жизнью родного народа, затрагивая самые острые вопросы современности, злобу дня, не прятался от трудностей и противоречий. Его слово гремело как набат. Его слушала вся планета. Влияние Шолохова на всю мировую литературу неохватно. И потому творения М.Шолохова переживут века, они неувядаемы и неподвластны годам, как всё прекрасное и жизнеспособное».
(Г.М.Марков. 1984 год, 23 февраля)

В заключении хочется выразить сожаление, что так рано ушёл от нас в другой мир этот писатель. Он не увидел, как Россия в 1993 году стала самостоятельной страной. Начала строить своё независимое государство, причём события и трудности, переживаемые людьми в эти годы, были не менее значимыми, чем в начале ХХ века. Да и сегодня происходит много интересного, исторически важного. Как, преодолевая экономическую и политическую блокаду, поднимается, мужает наша Российская Федерация! Конечно, силой своего таланта он смог бы запечатлеть эти исторические события. Но будем оптимистами! Будем надеяться, что в нашем государстве найдутся ещё писатели, которые смогут осветить интересные моменты истории. Это будут преемники М. Шолохова, которые достойно опишут свою эпоху.