конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме Подготовка к написанию сжатого изложения

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 645
Денисенко Лариса Анатольевна.

Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Цель: Обучение написанию сжатого изложения. Закрепление полученных навыков.
Задачи:
1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.
2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент.
Сформулировать тему урока.

2. Повторение сведений о тексте (презентация):
Слайд 1

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Микротема – часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.



3. Подготовка к сжатому изложению

1) Чтение текста учителем.
Предварительно учащимся дается задание:
- Определите тему и основную мысль текста, количество микротем и абзацев.
Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «деревянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них - не выделяться, быть как все. И мысли у них деревянные: как бы побольше всего накупить, накопить. Они уверены: изобилие вещей - основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Они живут пресно. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они ворчат на ребят, которые, по их понятиям, устраивают слишком шумные игры. Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут быть такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного.
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже видишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.
Настоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! Бывает, нахлынет беспричинная радость, развеселишься без всякой меры, кажется, что сейчас всем весело, и вообще жизнь - веселая штука, но вдруг увидишь, например, картины Босха или услышишь «Седьмую симфонию» Шостаковича, и сразу становится стыдно за свою беспечную веселость. А бывает, наоборот: от вполне конкретных причин найдет такая тоска, что, кажется, и жить невмоготу, но увидишь, скажем, солнечные пейзажи Левитана или услышишь лёгкие, воздушные вальсы Шопена и подумаешь: «Всё не так уж и плохо в этом мире!»
Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И нам хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца! (309 слов)
(По Л. Сергееву)
- После обсуждения на экран выводится
Слайд 2

Тема: влияние искусства на душу человека.

Основная мысль: Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

Количество абзацев и микротем: 4.


2) Повторение сведений о сжатии текста (презентация).
- Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.

Слайд 3

Информация


главная

та, без которой не был бы понятен
авторский замысел
(ключевые слова)
второстепенная

повторы, подробности, детали, примеры
*отсутствие второстепенной информации не мешает восприятию главной информации текста


Слайд 4

Приемы сжатия

1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания
(в повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме).

2. Обобщение – передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу
словом, словосочетанием, предложением.

3. Замена – одних членов предложения простым общим понятием или выражением, часть текста одним предложением и т.д.


Слайд 5

Исключение

А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.

Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.

Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).



Слайд 6

Обобщение

А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Б) Ряд однородных членов.



Слайд 7

Замена


А) однородных членов обобщающим словом,
Б) сложного предложения простым,
В) части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением,
Г) прямой речи – косвенной,
Д) части текста одним предложением,
Е) части предложения местоимением и т.д.



3) Выполнение заданий учащимися.

Задание №1.
В 1-ом абзаце найдите фрагменты, которые можно сократить, используя прием исключения (Абзац выведен на экран проектора).
- Учащиеся определяют, что с помощью исключения можно сократить несколько фрагментов абзаца (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 8

Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «деревянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них - не выделяться, быть как все. И мысли у них деревянные: как бы побольше всего накупить, накопить. Они уверены: изобилие вещей - основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Они живут пресно. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они ворчат на ребят, которые, по их понятиям, устраивают слишком шумные игры. Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут быть такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного.

Задание №2.
Какой прием сжатия информации моно использовать во 2-м абзаце (Абзац выведен на экран проектора).
- Учащиеся определяют, что несколько фрагментов абзаца можно сократить с помощью исключения (на экране подчеркивание отсутствует):
Слайд 9

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже видишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодушный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.



Задание №3.
С помощью приема обобщения сократите 3-й абзац (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 10

Настоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! Бывает, нахлынет беспричинная радость, развеселишься без всякой меры, кажется, что сейчас всем весело, и вообще жизнь - веселая штука, но вдруг увидишь, например, картины Босха или услышишь «Седьмую симфонию» Шостаковича, и сразу становится стыдно за свою беспечную веселость. А бывает, наоборот: от вполне конкретных причин найдет такая тоска, что, кажется, и жить невмоготу, но увидишь, скажем, солнечные пейзажи Левитана или услышишь лёгкие, воздушные вальсы Шопена и подумаешь: «Всё не так уж и плохо в этом мире!»


А) Ряд однородных членов в 1-м предложении заменен обобщающим словосочетанием «произведения искусства».
Б) Второе и третье предложения, содержащие конкретные примеры, должны быть заменены более общим по смыслу предложением: Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.

Задание №4.
Какие приемы сжатия текста можно использовать для сокращения 4-го абзаца? (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 11

Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!


1) Обобщение для 1-го предложения (2 ряда однородных членов заменяются обобщающими словами: Произведения искусства пробуждают чувства).
2) Исключение (вводное слово, придаточная часть СПП).

Задание №5 (редактирование).
Найдите в получившемся тексте неоправданный лексический повтор и устраните его, используя синонимы (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 12

Исходный текст:
Страшно представить, чтобы нас окружали только «деревянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них - быть как все. Они уверены: изобилие вещей - основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они никогда не создадут ничего необыкновенного.
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные произведения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Произведения искусства пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!
(123 слова)



Слайд 13

Отредактированный текст:
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!



Задание №6
- Вспомните известные вам средства связи предложений в тексте.

Слайд 14

Лексические и грамматические средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи:
Лексический повтор 
Однокоренные слова.
Синонимы.
Антонимы.
Описательные обороты.
Грамматические средства связи:
Личные местоимения.
Указательные местоимения (такой, тот, этот)
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Союзы (преимущественно сочинительные)
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)


Задание №7.
Проверить наличие языковых средств связи предложений в сокращенном тексте (на экране подчеркивание отсутствует):

Слайд 15

Страшно представить, чтобы нас окружали только «деревянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них - быть как все. Они уверены: изобилие вещей - основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они никогда не создадут ничего необыкновенного.
Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор.
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением! Серьезные творения могут избавить нас от легкомысленной и беспечной веселости, а жизнеутверждающие картины и музыка – от беспричинной тоски.
Шедевры пробуждают чувства. И нам хочется сделать мир лучше, стать самим лучше. Благодаря искусству мы делаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!



Задание №8.
Мы видим, что во 2-м абзаце отсутствуют языковые средства связи предложений. Какие средства связи уместно здесь использовать? (ответ выводится на экран после обсуждения учащимися)

Слайд 16

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности! И какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что тебе открывается то, чего ты не видел до сих пор!



Задание №9.
В каждом абзаце сокращенного текста выделить ключевые слова, сформулировать микротемы.
Ключи с микротемами – на экране для проверки.

Слайд 17
№ абзаца
Микротемы

1
Страшно представить, чтобы нас окружали только «деревянные» люди, лишённые индивидуальности, так как чувства их недоразвиты и они никогда не создадут ничего необыкновенного.

2
Какая радость общаться с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты, потому что он помогает открыть то, чего ты не видел до сих пор!

3
Настоящие произведения искусства заражают своим настроением!

4
Благодаря искусству в нас зреет дух Творца, мы делаем в своей душе открытия, стараемся стать лучше, внести в мир дух Красоты.


4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание: Написание изложения.








Ъђ Заголовок 215