Рабочая программа по окружающему миру, УМК Школа России 1класс


.


Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (2009), ООП НОО МБОУ «СШ№17» и авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. 1 класс. М.: Просвещение,2009. Разработана на основе УМК «Школа России»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём отражена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, (миги своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно - научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человечески стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий,
Международное сотрудничество как основа мира на ЗемлеПатриотизм как одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, втом числе учебную деятельность, направленную на познание(в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мираприроды, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единствеи разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступнымдля осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума,
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Содержание начального общего образования по учебному предмету (66 ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Нежнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на оспине наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение и природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдении
Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природа (солнечный свет, воздух; вода, почва, растения, животные) Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного крал (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей,
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культypy человечества традиций и религиозных воззрении разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи, оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке, обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наемный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио - и видеочаты, форум.Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей. День народного единства. День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событии, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца Реи сии (по выбору). Святыни городов России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору), Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по окружающему миру
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
свой домашний адрес и адрес школы;
правила безопасности при переходе улицы;
правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты неживой и живой природы;
различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Окружающий мир
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 1 класса
(программы, учебники, рабочие тетради).
Примерная программа начального общего образования по окружающему миру.
Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2006.
Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2009.
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмиртиева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, М.: ВАКО, 2007
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2009. К
Научно-популярные, художественные книги для чтения
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире
Методические пособия для учителя
К
ПД Печатные пособия
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.
Географические карты.
Иллюстративные материалы. Д
Д
Ф Например, репродукции картин
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. Ф
Технические средства обучения
АудиопроигрывательПерсональный компьютер
Мультимедийный проектор Д
Д
Д Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме)
Д
Могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Медицинский термометр.
Лупа, компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения. К
Д
К
К
К
К/Ф Рельефные модели (равнина, холм, овраг, гора)
Модель «торс человека с внутренними органами»
Муляжи овощей, фруктов, грибов Д/ПД/Ф
Д Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Живые объекты (комнатные растения) Ф/ПФ/ПФ/ПД С учётом местных особенностей и условий школы
Тематическое планирование
Окружающий мир
Cодержание№ п /пТематическое планирование
Характеристика видов деятельности УУД
Подготовительный этап – 20 часов (4 недели)
Рабочая тетрадь 1
I четвертьЗнакомство детей со зданием школы. Воспитание чувства гордости за школу. Знакомство с правилами поведения в школе, воспитание уважительного уважения к работникам школа. 1 Наша школа. .Знакомиться с одноклассниками (работа в парах). Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе). Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их. Личностные действия.
Осознание себя как ученика. Положительное отношение к школе. Самооценка. Интерес к новому. Стремление к самоизменению. Сформированность учебных мотивов.
Регулятивные действия.
Целеполагание (постановка учебной задачи, планирование, определение последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результата), оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить).
Познавательные действия.
Общеучебные
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результата действия
Знаково-символические действия:
Моделирование.
Логические
Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез; выбор критериев для сравнения и классификации объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные действия
Умение слушать и слышать, вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; сотрудничество в группе сверстников; уважение к другой точке зрения; умение договариваться о находить общее решение; умение убеждать и уступать.
Знакомство со звёздами, небом, солнцем. Небо днём и ночью.
Первичное знакомство с полезными ископаемыми. 2 Что у нас над головой и под ногами. .Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. Формирование у учащихся первоначального представления (окружающий мир). Знакомство с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. 3 Что нас окружает. Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений. Определять сходства и различия. Изучение безопасного маршрута от дома до школы и обратно. 4 Безопасный путь в школу. Обсуждать коллективно правила дорожного движения. Выявлять опасные ситуации на дороге до школы. Моделирование безопасного маршрута от школы до дома. Знакомство с красотой осенней природы; с осенними изменениями природы. 5 Осень в природе. Описывать сезонные изменения в природе, характеризовать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Знакомство учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Формирование умения различать растения, которые растут на клумбе. 6 Что растёт на подоконнике и на клумбе Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной форме. Характеристика разнообразия растений и условий необходимых для их жизни. 7 Что это за дерево Сравнивать, различать деревья, кустарники, травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни растений. Знакомство учащихся с предметами, изготовленных из различных материалов. 8 Из чего что сделано .Характеризовать роль различных материалов в быту. Сравнивать их. Рассказ о семье, семейных традициях, родословной, оказание посильной помощи взрослым. Воспитание заботы и уважения к членам семьи. Составление схемы родословного древа. 9 Моя семья Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членной семьи. Приводить примеры заботы о членах семьи. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье. Продолжение формирования умения сравнивать, классифицировать. Обобщать, продолжение формирования умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах. 10 Что общего у разных растений. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице. Самостоятельно проводить простейшие опыты, делать выводы на основе наблюдаемых явлений. Выбирать форму участия в проектной деятельности. Знакомство с режимом дня. Развитие навыков культурной гигиены. 11 Режим дня и правила личной гигиены. Моделировать в ходе практической групповой работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Различие насекомых и рыб, использование информации, полученной в ходе наблюдений, работы с иллюстрациями. Характеристика насекомых и рыб на примере своей местности. 12 Кто такие насекомые и рыбы. Классифицировать рыб и насекомых по их признакам. Обсуждать в группах характеристики данных видов животных. Моделировать в парах внешний вид животных. Знакомство с разнообразием птиц и зверей на примере карельских лесов. Правила поведения в лесу, бережное отношение к окружающему миру. 13 Кто такие птицы и звери. Птицы и звери карельских лесов. Характеризовать особенности птиц и зверей, группировать объекты по признакам. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях в лесу. Оценивать конкретные примеры поведения в лесу. Совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на них. Развитие у детей творческих способностей. 14 Что окружает нас дома. Дать представление о разнообразии предметов в быту. Знакомство с ними, обсуждение в семье ситуации совместного досуга. Подбирать стихи, загадки о предметах, которые нас окружают. Знакомство с правилами этикета, подбор стихов и рисунков на тему «Что такое хорошо, что такое плохо». Развитие у детей творческих способностей. 15. . Будем вежливыми Обсуждать в группах правила культурного поведения и выполнять их. Прививать навыки культурного поведения. Формировать умение общаться с людьми, культуру чувств учащихся. Объяснить недопустимость грубости. Экскурсия на перекрёсток дороги. Изучение правил дорожного движения. Ориентировка в пространстве. 16 Правила дорожного движения (переход улицы) Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Оценивать степень личной ответственности за сохранения своего здоровья. Моделировать дорогу от дома до школы, возможные опасности и правила безопасного поведения. Выбирать форму участия в проектной деятельности. Нахождение среди окружающих нас вещей, которые могут быть опасными для здоровья человека 17 Что вокруг нас может быть опасным Сформировать первоначальные представления об опасных предметах вокруг нас. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Делать выводы на основе наблюдаемых объектов. Формирование первоначального представления о планете, стране, своём селе. Знакомство с символикой России. Рассказ о достопримечательностях своего села.18 Что мы знаем о своём селе, стране, планете Знакомить с особенностями символики, находить в тексте учебника о достопримечательностях и святынях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал о достопримечательностях нашего села. 2 четверть
Как, откуда и куда?
Знакомство с растениями и значением растений в жизни человека 19 Растения и человек Различать растения , характеризовать особенности растений, группировать растения по признакам. Знакомство с разными видами животных. Отличие животных от растений. Значение животных в жизни человека. 20 Животные и человек Различать животных; характеризовать особенности диких и домашних животных. Значение воды в жизни человека, знакомство с очистными сооружениями. Привитие бережного отношения к воде. 21 Куда текут реки, откуда в дом приходит вода? Расширить знания детей о реках и морях. Познакомить с природными источниками воды. Воспитывать бережное отношение к природе водоёмов. Знакомство со свойствами снега и воды. Развитие творческих способностей учащихся. 22 Откуда берутся снег и вода? Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и снега. Характеризовать их свойства, круговорот воды в природе. Знакомство с условиями жизни растений и животных. 23 Как живут животные и растения? Расширить представление детей о жизни растений и животных. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Знакомство учащихся с работой почты. Привитие уважения к труду почтовых работников. 24 Как путешествует письмо? Экскурсия на почту. Формировать знания о значении почтовой службы в жизни человека, о видах почтовых отправлений. Знакомство учащихся с производством шоколада, изюма и мёда. 25 Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? Ознакомить с трудом кондитеров. Формировать представление о том, где изготавливают изюм, шоколад, как появляется мёд, расширять знания учащихся о профессиях, кондитерском производстве. Провести беседу о здоровой пище и о вреде сладкого для здоровья. Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации. Убеждение необходимости соблюдения чистоты в доме, в селе. На природе. 26 Куда девается мусор, откуда в снежках грязь? Формировать у учащихся знания об источниках мусора и его классификации; показать, чем опасен мусор для здоровья людей. Ознакомить с понятием «экология». Объяснить, откуда в снеге появляется грязь. Формирование знаний о месте. Где ты родился. Роль села для страны. 27 Наше село – часть большой страны. Ознакомить детей с историей, природой, достопримечательностями родного села. Воспитывать любовь к родному краю. Знакомство с трудом строителя. Воспитание уважительного уважения к людям труда. 28 Строительство в нашем селе. Экскурсия на стройку. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на стройку. Классификация транспорта. Различие транспорта в городе и на селе. 29 Какой бывает транспорт? Транспорт города и села. Познакомить с разными видами транспорта. Формировать представление о транспорте нашего села. Знакомство с особенностями зимы. Описание сезонных изменений в природе. 30 Зима в природе. Экскурсия в зимний лес. Характеризовать признаки зимы. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи с жизнедеятельности растений, животных и времени года (зимы). Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в зимнее время на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Где и когда (8 часов)
Формирование представления о времени. Систематизация знаний о днях недели, о месяцах и их последовательности. 31 Когда придёт суббота и когда наступит лето? Формировать представление учащихся о времени, дать понятие «прошлое», «настоящее», «будущее». Ознакомить с названиями дней недели, установить порядок их следования. Объяснить, почему происходит смена времени года, дня и ночи, ознакомить с названиями месяцев. Знакомство с этикетом. Применение знаний этикета на практике. 32 Когда ты в гостях. Приём и правила поведения в гостях. Обсуждать коллективно необходимость правил поведения в гостях. Значение труда и отдыха для здорового образа жизни семьи. 33 Как трудятся и отдыхают в вашей семье? Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить понимать эмоциональное состояние других членов семьи. Раскрывать значение положительных и отрицательных эмоций в жизни семьи. Учить правильно проводить досуг. Участвовать в коллективной выставке рисунков «Как мы отдыхаем» Формирование представления детей о разнообразии природы Земли. Знакомство с приёмами работы с глобусом. 34 Где живут белые медведи и слоны? Формировать представления детей о холодных районах Земли, разнообразие жизни в этих местах. Ознакомить с жаркими районами земли, с обитателями этих мест, расширять кругозор, познавательный интерес. Систематизация знаний детей о птицах. Воспитание заботливого отношения к ним. 35 Викторина. Где зимуют птицы? Ознакомить с перелётными и зимующими птицами; расширять знания об окружающем мире; охране птиц. Формирование представления о далёком прошлом Земли; знакомство с удивительными животными прошлого. 36 Когда жили динозавры? Формировать знания о разнообразии исчезнувших животных и о том, как их изучают. Ознакомить с профессией археолога. Знакомство с историей одежды, с разнообразием современной одежды, внимательным отношением к своей одежде. Уточнение знаний о велосипеде. Знакомство с историей изобретения велосипеда. 37 Когда появилась одежда и когда изобрели велосипед? Формировать знания об истории одежды и разнообразии современной одежды. Обобщение знаний о профессиях и знакомство с новыми профессиями. Связь между поведением людей и состоянием окружающего мира. 38 Когда ты станешь взрослым? Формировать знания о профессиях людей. Воспитывать уважительное отношение к людям, которые работают в сфере обслуживания. Показать, что любой труд почётен и уважаем. Почему и зачем (28 часов)
Знакомство со звёздами, Солнцем, Луной, как спутнике Земли. 39 Почему Солнце светит днём, звёзды ночью, а на Луне не живут люди? Формировать знания о планетах, о Солнце – ближайшей звезде, о Луне – естественном спутнике земли. Объяснение причин возникновения дождя и ветра, значения этих явлений для жизни человека, растений и животных. 40 Почему идёт дождь и дует ветер? Расширить и уточнить представления детей о природных явлениях – дожде, ветре. Обсудить причины их возникновения, значения их для деятельности человека, растений, животных. Ознакомить с правилами поведения во время бурана и грозы. Формирование начальных представлений о звуке, свете и цвете; знакомство с цветами радуги, возникновением звука. Привитие бережного отношения к органу слуха. 41 Почему звенит звонок и почему радуга разноцветная? Формировать представления о распространении звука, о том, как мы слышим и о том, как нужно беречь слух. Знакомство с символикой нашего государства – флагом, гербом, гимном России. 42 Москва – столица России Показывать местонахождение Москвы на карте России. Моделировать российский флаг. Воспитывать у детей патриотические чувства к стране. 3 четверть
Продолжение знакомства с правилами дорожного движения. Моделирование светофора. 43 Почему нельзя играть на проезжей части. (Игры на улице) Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций на дороге и выбирать допустимые формы поведения. Применение правил дорожного движения в жизни. 44 Экскурсия на перекрёсток. Правила перехода дороги. Учить понимать ценность человеческой жизни. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Сообщения детей о достопримечательностях нашего края и нашего села. 45 Мы живём в Карелии. Достопримечательности Карелии. Учить находить Карелию на карте России. Познакомить с достопримечательностями республики. Готовить сообщения о достопримечательностях нашего села на основе бесед с родными и близкими. Развитие умения концентрировать внимание. Характеристика условий. Необходимых для жизни насекомых. 46 Как зимуют насекомые? Ознакомить с сезонными изменениями в жизни насекомых. Систематизировать знания учащихся о мире насекомых. Экскурсия «Времена года в нашем крае». Развитие чувства прекрасного. 47 Весна в природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения в природе за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Уточнение и систематизация представлений детей, полученных на экскурсии. Сравнение и классификация. Продолжение формирования умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. 48 Деревья и кустарники весной. Учить детей распознавать деревья наиболее распространённых видов, познакомить с отличительными признаками сосны и ели. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности. Развитие чувства прекрасного. Организация наблюдений за жизнью раннецветущих растений. 49 Травы, цветущие весной. Познакомить учащихся с весенними изменениями в жизни растений, продолжить обучение сравнению и классификации. Знакомство с этимологией слов. Воспитание эстетических чувств. 50 Почему их так назвали? Применение знаний в интеллектуальной игре «Биологическое лото» 4 четверть
Знакомство с правилами поведения на природе, бабочками и цветами луга. Анализ поведения людей в природе. Систематизация и расширение знаний об овощах и фруктах. Знакомство с витаминами. Раскрытие их значения для человека. 51 Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не рвать цветы? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Формировать умение правильно вести себя при выходе в природу. Ознакомить с правилами поведения в лесу, на лугу. Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах; ознакомить с их целебными свойствами. Повторить правила гигиены. Повторение правил гигиены. Значение гигиены для здоровья человека. 52 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Ознакомить с правилами гигиены и ухода за зубами. Рассказать о роли красивой улыбки, необходимости употреблять витамины. Знакомство с назначением и устройством поездов и автомобилей. 53 Зачем нужны автомобили и поезда? Ознакомить с назначением, устройством, разнообразием поездов, автомобилей. Повторить правила поведения на дороге и железнодорожного полотна. Знакомство с назначением и устройством железной дороги. 54 Экскурсия на железнодорожную станцию. Расширять знания о правилах дорожного движения. Знакомство с назначением и устройством кораблей и самолётов, со спасательными средствами. 55 Зачем строят самолёты и корабли? Формировать представление о назначении, устройстве, разнообразии космических ракет. Ознакомить с жизнью и деятельностью
К.Э. Циолковского и С.П.Королёва. Систематизация и расширение представлений детей о космонавтике. Знакомство с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека. 56 12 апреля – день космонавтики. Ознакомить с историей развития космонавтики. Расширить знания детей о жизни первого космонавта Ю.А Гагарина. Воспитывать гордость за достижения России. Формирование первоначальных представлений об экологии и её роли в жизни людей. Знакомство с профессией эколога. 57 Почему мы часто слышим слово «экология»? Расширять знания о проблемах экологии, загрязнении почвы, рек, озёр, морей, воздушного транспорта. Восприятие природы разными органами чувств. Воспитание чувства прекрасного. 58 Весенние краски, звуки и запахи. Характеризовать особенности весенней природы. Моделирование лесной опушки. Экскурсия в весенний лес. Знакомство с разными видами перелётными птиц по голосу и по силуэту. 59 Весна в жизни птиц. Проводить наблюдения за поведением птиц весной. Фиксировать их в дневнике наблюдений за птицами. Поведение животных весной. Подготовка животных к весеннему периоду. 60 Разные животные весной. Наблюдать сезонные изменения в жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Разнообразие обитателей озера, их приспособительные признаки и некоторые взаимосвязи. 61 Прогулка к озеру. Познакомить учащихся с условиями обитания живых существ в водоёме. Воспитывать бережное отношение к обитателям. Развивать эстетические чувства у детей. Рассказ о краеведческом музее. О прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий и памятниках истории и культуры родного региона. Участие посильно в охране памятников. 62 Для чего нужны музеи? Экскурсия в школьный краеведческий музей. Находить дополнительную информацию о прошлом родного края, известных людях, о святынях и обычаях, религиозных и светских праздниках карелов. Воспитание бережного отношения к природе. Мониторинг знаний по охране природе. 63 Почему нужно беречь даже маленькую былиночку? Развивать эмоциональную сферу учащихся. Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность. Тренировать память в ходе выполнения заданий. Знакомство с сезонными изменениями труда людей. Воспитание уважительного отношения к труду сельскохозяйственных работников. 64 Труд людей весной. Показать значение труда в жизни человека, в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга. Воспитывать уважение к труду. Проведение экологической сказки 65 Листки календаря. Воспитывать бережное отношение к природе. Обобщение представления о способах представления познания окружающего мира, источниках информации о нём. 66 Как мы находим ответы на свои вопросы. Расширять кругозор детей, воспитывать стремление узнавать новое об окружающем мире.