Конспект урока по технологии (труд) «Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины»

Конспект урока по теме:
«Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины» (Учитель технологии Шишмакова Е.Н.)

Цель
- образовательная: способствовать формированию представления о строении машинной иглы, способствовать формированию и развитию умений и навыков: правильного подбора машинной иглы для шитья и правильной установки ее в машину, определение неполадок в работе швейной машины из-за неправильной установки иглы и ее неисправностей, умение устранять эти неполадки;
- развивающие: способствовать развитию речи учащихся, способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, способствовать развитию координации движений рук, способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, познавательного интереса учащихся к предмету;
- воспитательные: способствовать формированию и развитию эстетического вкуса, внимательности, прививать навыки аккуратности;
- профориентационные: развивать представление о профессиях занятых в швейном производстве (наладчик).
Оборудование: швейная машина, учебник, набор машинных игл и ниток, образцы различных видов ткани, образцы неправильных строчек, плакат «Устройство машинной иглы».
Методы обучения: частично проблемно-поисковые, исследовательские.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная, групповая.
Словарная работа: наладчик, игловодитель, иглодержатель, лыска, желобок, колба, острие, лезвие, ушко.
Тип урока: изучение нового материала, лабораторно-практическая работа.
















Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап урока.
1) Организационный момент.
2) Повторение изученного материала.
В этом учебном году мы с вами работаем над проектом швейного изделия. Мы составили с вами «звездочку обдумывания», в которой отразили, что мы должны знать, что бы выполнить наше швейное изделие: а) мода,
б) ткань,
в) конструирование, моделирование,
г) швейная машина,
д) инструменты, приспособления, Швейное изделие
е) технология изготовления,
и) ТБ
з) стоимость,
ж) проблема.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с регуляторами швейной машины. Давайте вспомним.
1. Учащийся получает два образца ткани с образцами некачественных строчек. Задание: «Объяснить причины возникновения дефектов строчек и пути их устранения».
2. фронтальный опрос:
Какие регуляторы швейной машины вы знаете?
Какая строчка считается качественной?
От чего зависит длина стежка?
С помощью какого узла регулируют длину стежка?
С помощью какого узла и как регулируется натяжение верхней нитки?
С помощью чего и как регулируется натяжение нижней нитки?
3. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению швейной машины.
Тема урока: «Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной
машины».
-Какую задачу на урок вы поставите для себя?
-Как вы думаете, кто занимается устранением неполадок, настройкой
швейных машин и других механизмов? (наладчик)
Наладчик работает на предприятиях швейной промышленности, в ре-
монтных мастерских. На предприятиях швейной промышленности он
занимается наладкой и текущим ремонтом технологического оборудования, следит за работой машин и агрегатов, производит
профилактический осмотр оборудования, меняет детали и узлы.
Наладчик должен знать:
конструкцию и правила эксплуатации оборудования на обслуживаемом
участке, режим работы машин и агрегатов, требования к качеству
выпускаемой продукции, правила проведения профилактического ос-
мотра оборудования, его ремонта и наладки.

-Так как мы продолжаем работу со швейной машиной, то вспомним
правила техники безопасности и санитарии при работе на швейной
машине.

2.Операционно-познавательный этап урока.
1) Подготовка к изучению нового материала.
-Вспомнить и показать через какие узлы швейной машины проходит верхняя нить.
-Для чего это нужно знать?
2) Изучение нового материала.
А) О чем речь: «Тонка, длинна, одноуха, остра – всему миру красна». (игла)
Основным инструментом для выполнения ручных швейных работ является ручная игла. Важным рабочим органом швейной машины является машинная игла.
Б) сообщение об истории иглы,
В) исторические сведения о машинной игле.
Г)Лабораторно-практическая работа. На парте 2 иглы (ручная и машинная). Необходимо рассмотреть их устройство и сравнить (найти черты сходства и различия). В работе использовать текст учебника.
На доске оформить результаты работы

Ручная игла
Машинная игла

Местоположение ушка



Форма, толщина



Наличие желобков




- В чем причина различий в устройстве ручной и машинной игл? (разобрать механизм действия каждой из игл).
Д) Правила подбора номеров игл и ниток в зависимости от вида ткани.
Машинная игла важный рабочий орган швейной машины. При выполнении на ней работ мы хотим получить качественную строчку.
- От чего это зависит?
Объяснение учителя о том, как правильно подобрать номера игл и ниток в зависимости от вида ткани.
Работа с таблицей №5 в учебнике.
- Подберите номер иглы и номер ниток для толстой шерстяной ткани.
- Вы будете изготовлять юбку из х\б тканей. Нитки, с каким номером вам необходимо приобрести? Машинные иглы, с каким номером необходимо установить в швейных машинах?
Практическая работа №1 (работа в группах).
Пользуясь таблицей, подберите машинную иглу и швейные нитки в соответствии с видом выданной ткани.
- Отчет о работе каждой группы.
Е) Установка иглы.
-Демонстрация последовательности установки иглы в швейной машине.
- Неполадки в работе швейной машины связанные с неправильной установкой иглы.
Практическая работа №2 (индивидуальная работа).
Используя инструкционную карту, установить иглу в швейную машину и выполнить пробную машинную строчку.
3) Закрепление изученного материала.
-Из каких частей состоит машинная игла?
- Почему ушко машинной иглы расположено на ее остром конце?
- от чего зависит выбор номера иглы и ниток?
- Со стороны какого желобка заправляется верхняя нить? Почему?
-Какие неполадки в работе швейной машины вызывают плохое качество иглы и ее неправильная установка?

3. Оценочно-рефлексивный этап урока.
1) итог урока
-Какую задачу ставили перед собой на урок? Выполнили ли ее?
-У кого получилось правильно установить иглу?
- Над чем понравилось работать на уроке? Что показалось сложным?
- Что нового узнали?
2) Итоговый тест.
При ответе «да» ставь -1, при ответе «нет» ставь -0.
1.Верхнюю нитку вдевают в ушко иглы со стороны короткого желобка.
2.Длинный желобок машинной иглы служит для предохранения верхней
нити от перетирания.
3.Чем тоньше ткань, тем меньше длина стежка и толще игла.
4.Причиной пропуска стежков может быть сильное натяжение верхней
нити.
5.Верхняя и нижняя нитки должны быть одинаковыми по толщине.
6.Причиной поломки иглы может быть установка иглы не до упора.
7.Качество машинной строчки не зависит от подбора номера иглы и
швейных ниток.
8.Шпульный колпачок имеет регулировочный винт.
9.Тугую строчку можно считать качественной.
10.Колба - утолщённая часть иглы.
Взаимопроверка, ответы 0100110101.
3) Оценивание учащихся.
4) Домашнее задание:
-Вспомнить понятие конструирования, мерки, необходимые для изготовления поясного изделия;
- с.154-156, 221;
- в тетрадях по проекту составить и записать правила техники безопасности при работе на швейной машине;
- творческое задание: найдите и запишите аналог иглы в природе.