Доклад на тему: Музыка, как одно из средств всесторонне-развитой личности

ФИЛИАЛ ГПОУ «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ» в г. Балашове
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ










ДОКЛАД
«Музыка как одно из средств всесторонне-развитой личности»


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Меленчук. О. А.













Г.БАЛАШОВ
2017
Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась общественно-культурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т.д. На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей, как всесторонне – развитой личности.
Опираясь на свой многолетний опыт работы в сфере дополнительного образования, изучая опыт работы своих коллег-педагогов дополнительного образования, можно сказать, что опыт такой педагогической деятельности есть. Дополнительное образование может создавать условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На наш взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей, создать более гибкие отношения ребенка, педагога и родителей. Этому способствует, прежде всего, меньшая наполняемость групп по сравнению с классом, вариативность, выполнение желания самих детей и их родителей, содействие развитию ребенка в приемлемом для него темпе. Все это позволяет индивидуализировать воспитательный процесс. Главная роль педагога - создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать обучающемуся свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к внешнему миру и к себе - своему внутреннему миру.
Вместе с этим дополнительное образование позволяет развивать разнообразные направления деятельности детей. Одним из них, которое привлекает многих детей и их родителей, является музыкальное воспитание.
Музыка как искусство многогранное, где исключительно ярко выражено эстетическое начало, может быть использовано как одно из условий формирования в детях нравственного, интеллектуального и культурного потенциал. Кроме того, нужно отметить и терапевтический эффект музыкального искусства в целом. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь музыкальной деятельностью, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.
На мой взгляд, главным источником музыкального воспитания детей является народное искусство. Основываясь на своём опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Народное творчество становиться для них близким и любимым, способствует воспитанию в детях любви в родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа и его быту.
Народная музыка своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.
Опираясь на собственный опыт работы по музыкальному фольклору, я разработала собственную программу по работе с ансамблем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ложкарей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Главная цель моей программы - воспитание всесторонне развитой личности, реализующей свой творческий потенциал в коллективной деятельности, расширение художественного и культурного кругозора, сохранение национальных традиций. Основными задачами данной программы являются, прежде всего, приобщение детей к народной музыке и народному искусству, привитие желания играть на простейших народных инструментах, развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка.
Для музыкального репертуара программы я выбрала различные жанры русского детского фольклора, народные песни и танцы, авторская музыка различных стилей и эпох.
В ходе работы с ансамблем ложкарей "Веселинка", я стремлюсь создать на уроке педагогические условия для детей, позволяющие чувствовать себя уверенно, спокойно, получать от занятий народной музыкой удовольствие. На занятиях я применяю различные виды деятельности: обучение приемам игры на музыкальных инструментах, работа над репертуаром, музыкально-дидактические игры, ритмические упражнения, пальчиковую гимнастику, психогимнастику и многое другое.
Записи отзывов родителей о работе ансамбля ложкарей, беседы с родителями, наблюдения за детьми на занятиях и во время концертов и праздников позволяют сделать вывод, что за время существования ансамбля ложкарей по вопросу воспитания развития всесторонне-развитой личности средствами музыкального фольклора имеются хорошие результаты. Вот некоторые из них:
Вика М. - 5 лет. Проблема - ребенок замкнутый, домашний. Мама рассказала, что девочка не посещает детский садик. Девочка больше играет одна. Я предложила маме ходить вместе с дочерью на занятия. Мама призналась позднее, что она сначала ходила на занятия, не веря, что из этого что-нибудь получится. Но постепенно ей самой понравилось играть на ложках, слушать рассказы о народных инструментах. Дома они с дочкой иногда исполняли вместе упражнения, которые разучивались на занятиях. Постепенно девочка стала более общительной, уверенной в себе, стала заниматься самостоятельно, интересоваться различными формами работы на занятиях.
Андрей Ш. З. – 4 года. Из беседы мамы и личных наблюдений можно было сказать, что мальчик - неуравновешенный, вспыльчивый, подвижный. Его внимания хватало на 5-10 минут. Занятия в Ансамбле ложкарей заинтересовали его музыкальными инструментами. После некоторого времени Андрей принес на занятия в шумовой оркестр не только ложки, но и другие инструменты, сделанные вместе с мамой. Я постоянно меняла методы работы с ребенком, отмечая положительные моменты в развитии мальчика, который стал стараться не отставать от других участников оркестра, формировалось терпение, внимание. Мама сказала, что Андрей стал более внимательный. Мальчику нравится, когда его хвалят. Он старается. Мама часто бывает на занятиях, участвует в подготовке к праздникам вместе с другими родителями и детьми.
Итогом всей работы в ансамбле ложкарей являются концертные выступления детей. Дети с огромным удовольствием всегда выступают на концертах, конкурсах, детских праздниках, принимают участие в семинарах. Это сплачивает детский коллектив, повышает у детей чувство ответственности и самооценки, помогает многим преодолеть неуверенность в себе, развивает их как самодостаточную личность. А главное, занятия в ансамбле приносит детям огромную радость и чувство самоудовлетворения, осознание того, что я смог исполнить, я-Музыкант!
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что классическое наследие как академической, так и народной музыки формируют личность, творчески ее развивают, учит детей видеть и переживать красоту. Музыка, особенно народная, способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. И классическая музыка, и многие из современных направлений музыкального искусства выросли из народного творчества.
Народная музыка, в которой исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использована как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала, а значит развивать всесторонне-развитую личность.