Доклад «Московское восстание 1648 г. и создание Соборного Уложения»




















Доклад

«Московское восстание 1648 г. и создание Соборного Уложения»
Данное восстание стало результатом противоречий, которые накопились в отношениях между разными социальными группами горожан. Главной причиной было то, что многие были недовольны существованием так называемых «белых слобод», население которых имело много налоговых льгот, потому что принадлежало «лучшим людям». С остальных же, «тяглых людишек», правительство взимало повышенные поборы. Свои интересы преследовали и дворяне, которые стремились сравняться в правах с феодальной аристократией, добиться от правительства отмены «урочных лет» (срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. 16 в. после приостановки действия "Юрьева дня" (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель, и писцовые книги стали рассматриваться в качестве акта, прикреплявшего крестьян к тем землям, на которых их застали заповедные годы. По указу 24 ноября 1597 был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По Уложению 1607 был введен 15-летний срок сыска. Крестьянская война начала 17в. несколько задержала процесс закрепощения. При правлении царя Михаила Федоровича снова действовал сравнительно короткий 5-летний срок, выгодный не только крупным землевладельцами но и рядовым служилым людям южных уездов, куда в 10-50-х гг. 17 в. бежало много крестьян). Кроме того, почти все были недовольны действиями, обогащением и ролью в руководстве страной «дядьки» и шурина молодого царя Алексея Михайловича боярина Б. И. Морозова и его родни.
Восстание вспыхнуло летом 1648 г. в ответ на отказ царской свиты передать челобитную москвичей на имя Алексея Михайловича. Разъярённая толпа начала громить дворы Б. И. Морозова и его сторонников, некоторые из которых были убиты. Только по просьбе царя восставшие позволили ему сослать Морозова, хотя хотели также убить.
Правительство пошло на удовлетворение некоторых экономических требований восставших. Был созван Земский собор. Он сформировал комиссию для подготовки нового Уложения, в котором должны были учесть пожелания восставших прежде всего дворян и посадских людей.
Городские восстания 164850 гг. имели те же причины, что и Московское восстание (хотя, конечно, с учётом местных особенностей). Это восстания 1648 г. в городах Поморья (Соль Вычегодская, Устюг Великий, Каргополь и др.), во Владимире, Козлове, Воронеже, Курске, Томске и др., 1650 г. в Новгороде и Пскове. В последнем случае наиболее ярко проявились противоречия между верхами и низами городского населения. Низы были возмущены возросшей спекуляцией хлебом в условиях недорода. Власть перешла в руки земских старост. Но правительственные войска во главе с князем И. Н. Хованским захватили Новгород, а через несколько месяцев и Псков.
Принятие Соборного Уложения 1649 г. стало итогом всего предшествующего развития законодательной системы России и кодификации старых и новых правовых документов. Подготовка и принятие Соборного Уложения было ускорено восстанием 1648 г. Основная работа по его созданию была проведена специальной комиссией во главе с Н. И. Одоевским, а затем её результаты были обсуждены Земским собором в 1649 г и приняты в качестве общероссийского законодательного документа.
Соборное Уложение состоит из 25 глав и 967 статей. Оно юридически зафиксировало крепостнические порядки, оформило самодержавный строй, ввело строго регламентированную систему норм и правил буквально во всех областях государственной и частной жизни, определило функции и прерогативы деятельности, государственных и иных органов, установило порядок судебных процессов, систему наказаний и др.
На основе статей Соборного Уложения стала в основном действовать судебная система. Суд в XVII в. находился в ведении государственной власти, ее центральных (приказы) и местных (у воевод) органов. Политические дела рассматривались при непосредственном участии самого царя, то есть были в его юрисдикции. Известен также церковный суд и суд вотчинный. Развивалась новая форма судебного процесса розыск (сыск), который разбирал особо важные дела (политические, церковные, гражданские). Суд не только судил, но и вёл следствие, допрашивал, пытал подозреваемых.
Организация вооруженных сил в XVII в. основывалась на двух принципах: 1) сохранение и попытка реформирования поместного ополчения; 2)образование новых подразделений регулярного войска. Для них было характерным низкое материально-техническое обеспечение со стороны государства, слабые дисциплина, маневренность и мобильность, давление местнических настроений и принципов. Однако именно в XVII в., уже при Михаиле Фёдоровиче в армейские построения стали внедряться новые организационные принципы. Так, ещё в 1616 г. Земский собор принял решение о жалованье служилым людям, находившимся под Смоленском, а в 1630-1632 гг. была составлена смета российского войска, произведён т. н. «разбор служилых городов» и, что самое важное, начался набор первых солдатских полков. В 1637 г. был создан приказ сбора ратных людей.
Построение же войска в XVII в. в целом не претерпело существенных изменений: обычно к театру военных действий выдвигались 5 полков (большой, передовой, правой руки, левой руки, сторожевой), сопровождаемых ертаулом и нарядом (артиллерия). Военное управление в XVII в. было сосредоточено в таких приказах, как Разрядный, Рейтарский и Стрелецкий. Таким образом,. единого центрального военного управления не было. На местах военным делом ведали съезжие, разрядные, стрелецкие и казачьи приказные избы.
Восстание 1662 г. в Москве известно под названием «Медный бунт». Причинами выступления москвичей против правительства было введение медных денег и усиление налогового гнета с взиманием недоимок за прошлые годы. В связи с военным положением и хлебным недородом правительство увеличило разные сборы. Восстание началось с подачи челобитных царю с требованием выдать бояр «на убиение» и уменьшить налоги. Но стрелецкие отряды, неожиданно напав, рассеяли толпу и устроили кровавое побоище: несколько тысяч челобитчиков было убито в селе Коломенское, а десятки повешены в Москве.
Народное движение под руководством С. Разина разворачивалось в 1670-1671 гг. на Дону и Волге. В нем отразились разные линии социальных противоречий, которые обострились в конце правления Алексея Михайловича. Грабительские походы донских казаков за «зипунами» переросли в могучий всплеск народного недовольства своим экономическим положением. Вокруг казачьих отрядов, которыми руководил атаман Степан Тимофеевич Разин, очень быстро объединились группы беглых крестьян, «работных людей», голытьбы, «ярыжек», стрельцов. С этой силой в 1667 г. был взят Яицкий городок, в течение нескольких лет совершались нападения на прикаспийские города Персии. Удачные действия С. Разина увеличивали его авторитет среди донских казаков, поволжского крестьянства и нерусских народов Поволжья. Весной 1670 г. с 7 тыс. человек он пошёл на Царицын, откуда осуществлялось царское управление этим регионом. Город был взят, а воевода Тимофей Тургенев убит. Был разбит стрелецкий карательный отряд. Летом же 1670 г. после короткого приступа разинцы захватили Астрахань и замучили около 500 человек, имевших отношение к власти, в том числе воеводу князя Ивана Прозоровского. Везде вводилось казачье правление. Следующей целью стало взятие Москвы. Через «прелестные листы» С. Разин звал к себе всех, кто был недоволен боярами, воеводами, приказными людьми, звал на борьбу за «доброго царя» Алексея Алексеевича, который будто бы находился среди казаков.
Собралось пёстрое воинство, ядро которого составляли донские казаки. (В ранее изданной научной литературе события 1670-71 гг. чаще всего определяются как «крестьянская война». В последние годы историки были сдержаны в своих оценках, потому что нет оснований говорить о массовом и широком крестьянском движении, хотя крестьяне, ощутив крепостной гнёт, где с опаской, а где и активно реагировали на «прелестные листы». Поэтому более правильной будет оценка этих событий, как «народное движение», в котором разные социальные группы преследовали свои интересы, а его руководители были не без политических амбиций). Разинцы безрезультатно пытались взять Симбирск осенью1670 г. и были откинуты царской армией под командыванием воеводы Н. Борятинского. Казацкая старшина Дона во главе с атаманом К. Яковлевым обратились к Москве за военной помощью и подготовила захват С. Разина в Когальницком городке весной 1671 г. Уже 6 июня 1671 г. казацкий атаман был казнён на Красной площади Москвы.
Реформирование православной церкви в России было вызвано необходимостью ликвидировать накопившиеся за столетия расхождения с другими православными церквями (в первую очередь с Константинопольской греческой) в обрядности и богослужебных книгах. Эта необходимость была ускорена вероятностью соединения с православной церковью Украины, которая в большей степени придерживалась классических образцов православной обрядности.
Патриарх Иосиф и правительство пригласили в 1649 г. учёных монахов из Киева для исправления богослужебных книг. Реформирование обрядности началось после того как патриарх Никон 14 марта 1653 г. разослал по церквям «память» о замене земных поклонов поясными, и о крещении тремя пальцами вместо двух. В скором времени были изменены и другие обрядовые нормы, были запрещены иконы т. н. «нового письма». Реформы были утверждены на церковных соборах 1654, 1655, 1656 гг., а их противников отлучили от церкви. Реформа церкви проводилась при поддержке и инициативе царского правительства и фактически приблизила время подчинения церкви светской власти.
Церковный раскол стал итогом церковных реформ, которые в 50-х гг. XVII в. проводил патриарх Никон при поддержке правительства царя Алексея Михайловича. Реформы размежевали общество на сторонников и противников. Среди последних (т. н. «раскольников», «старообрядцев») были самые разные люди: феодальная знать, духовенство, крестьяне, посадские люди и др. Фактически раскол в общество внесли сами реформы, их инициаторы, но правительственная и церковная пропаганда определила и закрепила в исторической памяти виновников раскола среди тех, кто не согласился принять нововведения и начал борьбу за возвращение старых порядков.
В 1685 г. правительство определило систему репрессий против раскольников, начиная от конфискации имущества до сжигания в срубе самого инакомыслящего.
Соловецкое восстание 166876 гг. отразило ту напряжённость в российском обществе, которая возникла после проведения церковных реформ. Монахи Соловецкого монастыря с самого начала не приняли нововведений Никона, объявив их «латинской ересью». На попытку правительства сломить сопротивление посылкой сюда стрелецкого отряда монахи ответили вооружённым выступлением под руководством архимандрита Никонора и старца Геронтия. К монахам присоединились монастырские крестьяне и посадские люди, беглые стрельцы, казаки, крестьяне, бывшие участниками разинского движения. Только благодаря предательству одного из монахов, который открыл перед правительственной армией потайной ход, монастырь был взят. Восставшие были жестоко наказаны.

15