План работы социального педагога МБОУ СОШ № 4 р.п. Сосьва на 2015-2016 учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4 р.п. Сосьва
Меркушина М. А.

______________________________
дата

______________________________
подпись




План работы
социального педагога
МБОУ СОШ № 4 р.п. Сосьва
на 2015 – 2016
учебный год



Пояснительная записка

Актуальность. В системе гуманитарного научно-практического знания социальная педагогика занимает особое место. Социально-педагогическая деятельность как особый вид практики является мощным средством социализации личности, она взаимосвязана со всем спектром жизнедеятельности человека и обусловлена социально-экономическими, политическими условиями, культурными и этническими особенностями, философскими традициями, национальными системами образования.
Цель работы социального педагога на 2015-2016 учебный год - создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Задачи работы социального педагога на 2015-2016 учебный год:
Формирование у обучающихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
Профилактика правонарушений среди подростков.
Организация целевого досуга учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, детей состоящих на ВШУ.
Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
В ходе реализации плана социальный педагог выполняет 11 основных функций:
1. диагностическая – постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
2. прогностическая – программирование и прогнозирование: разработка программ, проектов, планов развития микрорайона, учреждения, его структур; проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности.
3. охранно-защитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия;
4. посредническая – осуществление связей в интересах ребенка между семьей и учреждениями, ближайшим окружением;
5. организационная – организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;
6. коммуникативная – установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся, обмена информацией, включения различных институтов общества в деятельности социальных служб; строит взаимоотношения с учениками на основе диалога, сотрудничества;
7. социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности, привлечение учреждений, организаций, специалистов к работе с ними;
8. социально-психологическая – консультирование и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации нуждающимся;
9. социально-бытовая – оказание помощи различным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;
10. коррекционная – оказание коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников, как со стороны семьи, так и социальной среды; усиление позитивных влияний и нейтрализация негативных; осуществление коррекции самооценки школьников (статуса ребенка в коллективе, группе сверстников), помощь в избавлении от привычек, наносящих ущерб здоровью.
План работы социального педагога МБОУ СОШ № 4 р.п. Сосьва на 2015 – 2016 учебный год


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА


№ п/п
Содержание
социально-педагогической деятельности
Сроки исполнения
Ответственные

Отметка о выполнении

1.
Составление плана работы на год.

май
Социальный педагог


2.
Организация горячего питания для обучающихся из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, опекаемых детей, обучающихся начальных классов.

В течение учебного года
Социальный педагог,
классные руководители


3.
Посещение семей «группы риска».
1 раз в четверть
Социальный педагог,
классные руководители


4.
Подготовка к семинарам, консультациям.

По мере необходимости
Социальный педагог


5.
Участие в заседаниях, совещаниях, педагогических советах.

По мере необходимости
Социальный педагог


6.
Работа по запросам субъектов профилактики правонарушений, обучающихся, родителей, учителей.

По мере необходимости
Социальный педагог


7.
Отчетность о работе с несовершеннолетними, состоящими на разных видах учета.

ежеквартально
Социальный педагог


8.
Взаимодействие со специалистами социальных служб для принятия мер по социальной защите обучающихся.

По мере необходимости
Социальный педагог


9.
Составление картотеки «Социальный паспорт ОУ»:
- сбор данных по классам для социального паспорта;
- оказание помощи классным руководителям по сбору и анализу материалов социальных карт обучающихся группы социального риска.


До 15 сентября
Социальный педагог,
классные руководители


10.
Диагностика характерных поведенческих особенностей, диагностика социальной среды обучающихся (семья, круг общения, интересы и потребности)

В течение учебного года
Социальный педагог,
классные руководители


11.
Разработка и составление индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на ВШУ, на учете ТКДН и ЗП, на учете в ПДН.

По мере необходимости
Социальный педагог


12.
Проведение диагностической деятельности (наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование).

Ежемесячно
Социальный педагог


13.
Помощь в организации летнего отдыха и летней занятости обучающихся.

Каникулярное время
Социальный педагог,
классные руководители.


14.
Разработка методических материалов для работы с обучающимися и их родителями.

По мере необходимости
Социальный педагог


15.
Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:
Неполных семей,
Многодетных семей,
Малообеспеченных семей,
Неблагополучных семей,
Сирот, опекаемых детей,
Учащихся, которые состоят на учёте в ОДН и ВШУ,
Детей – инвалидов.

Каждое полугодие
Социальный педагог, классные руководители


16.
Выявление обучающихся, не приступивших к занятиям.
Акция «Вернем детей в школу»

Начало каждой четверти
Социальный педагог


17.
Проведение операции «Милосердие». Организация благотворительного сбора вещей, канцелярских товаров для нуждающихся обучающихся.

По мере необходимости
Социальный педагог


18.
Проведение операции «Мир твоих увлечений» с целью выявления занятости обучающихся во внеурочное время.
Вовлечение обучающихся в кружки, секции и другие творческие объединения детей в школе.

Начало учебного года
Социальный педагог,
классные руководители


19.
Проведение акции «Остановим насилие против детей»
апрель
Социальный педагог,
классные руководители


20.
Проведение Всероссийской акции
«За здоровье и безопасность наших детей»
С 01.10
по 31.12.2015
Социальный педагог


21.
Проведение областной межведомственной комплексной операции «Подросток».
15.05 по 01.10.2015
Социальный педагог


22.
Проведение акции «Внимание-Дети!»
Май-июнь
Социальный педагог,
классные руководители
Зам.по ВВР


23.
Всероссийская акция «Дарю тебе сердце!»
В течение всего года
Социальный педагог


24.
Общероссийского общественного проекта
«Здоровая Россия-Общее дело».
В течение всего года
Социальный педагог


25.
Проведение комплекса мероприятий по профилактике экстремизма.
Апрель-май
Социальный педагог, классные руководители


26.
Проведение комплекса мероприятий, посвященный международному дню инвалидов.
Ноябрь-декабрь
Социальный педагог, классные руководители


27.
Составление анализа и отчета о работе за год.

Конец учебного года
Социальный педагог










РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИЕ НА УЧЁТЕ В ТКДН и ЗП, ПДН, ВШУ


№ п/п
Содержание
социально-педагогической деятельности

Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Внести изменения и дополнения в картотеку детей, состоящих на разных видах учета, неблагополучных семей.

сентябрь
Социальный педагог,
классные руководители.


2.
Проводить индивидуальные профилактические беседы с родителями:
-об обязанностях по воспитанию и содержанию детей,
-о взаимоотношениях в семье,
-о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении.

В течение года
Социальный педагог
классные руководители.



Проводить индивидуальные разъяснительные беседы с обучающимися данной категории:
- об успеваемости и посещаемости ОУ;
- об ответственности за правонарушения;
- о последствиях вредных привычек.
В течение года
Социальный педагог
классные руководители.


3.
Посещение по месту жительства.
В течение года
Социальный педагог,
классные руководители.


4.
Заслушивать родителей о воспитании, обучении, материальном содержании детей:
-на Совете профилактики,
-на административных планёрках,
-на педсоветах.

В течение года
Социальный педагог,
классные руководители.


5.
Информирование субъектов профилактики.
По мере необходимости

Социальный педагог


6.
Привлечение обучающихся к внеучебной деятельности.
По плану
Классные руководители,
Зам.дир. по ВВР


7.
День семьи.
Беседа на тему «СЕМЬЯ» (дискуссия – размышление для старшеклассников и родителей).

апрель
Социальный педагог,
Зам.дир. по ВВР


8.
Оказание помощи в организации бесплатного питания.

В течение года
Социальный педагог


9.
Родительский лекторий:
- «Общение родителей с детьми и его влияние на развитие моральных качеств ребенка»;
- «Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка»;
- «Подросток в мире вредных привычек».

По плану
Социальный педагог,
Зам.дир. по ВВР


10.
Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков;
Ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ;
Вынесение им официального предупреждения об ответственности за воспитание и обучение детей

В течение года
Социальный педагог,
классные руководители.


11.
Оказание помощи семьям «группы риска».
По мере необходимости
Социальный педагог,
классные руководители.


12.
Организация летнего отдыха и летней занятости.
В каникулярный период
Социальный педагог,
классные руководители

























РАБОТА С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД ОПЕКОЙ


№ п/п
Содержание
социально-педагогической деятельности
Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Работа по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и детей - сирот.
В течение года
Социальный педагог
Классные руководители


2.
Обследование жилищно-бытовых условий обучающихся данной категории.
2 раза в год
Социальный педагог
Классные руководители


3.
Выявление интересов, потребностей, трудностей в учебе опекаемых, родители которых не обеспечивают их надлежащим воспитанием.
В течение года
Социальный педагог
Классные руководители



4.
Посещение опекаемых детей на дому. Оказывать посильную помощь в воспитании, обучении, организации отдыха подопечных.
В течение
года
Социальный педагог
Классные руководители


5.
Участие в рассмотрении конфликтов опекунов с опекаемыми детьми и своевременно оказание им социальной поддержки.
В течение
года
Социальный педагог
Классные руководители


6.
Своевременное информирование субъектов профилактики, направленное на защиту опекаемых детей.
В течение года
Социальный педагог Классные руководители


7.
Оказание помощи в обеспечении опекаемых детей путевками в пришкольные и оздоровительные лагеря.

Во время каникул
Социальный педагог Классные руководители


10.
Изучение опыта работы социальных педагогов других
школ.

В течение
года
Социальный педагог Классные руководители


11.
Организация бесплатного школьного питания.
ежедневно
Социальный педагог Классные руководители




ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


№ п/п
Содержание
социально-педагогической деятельности

Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Разработка памяток классным руководителям по работе с агрессивными детьми.

Сентябрь
Социальный педагог



2.
Диагностическая деятельность (анкетирование, тестирование).

Ноябрь
Социальный педагог



3.
Оформление стенда «информация для детей и родителей о вреде вредных привычек»

Ноябрь
Социальный педагог



4.
Тематические родительские собрания по профилактике вредных привычек

В течение года
Социальный педагог
Классные руководители


5.
Тематические классные часы по профилактике вредных привычек

В течение года
Социальный педагог
Классные руководители


6.
Проведение профилактических бесед с подростками
В течение года
Социальный педагог
Классные руководители


7.
Выставка «Лицо наркомана со страниц газет».

В течение года
Школьный библиотекарь


8.
Просмотр и обсуждение телепередач о вредных привычках.

В течение года
Классные руководители, социальный педагог


9.
Выпуск информационных плакатов «Жить без наркотиков».

Ноябрь
Социальный педагог
Завуч по ВР










ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ


№ п/п
Содержание
социально-педагогической деятельности

Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Знакомство обучающихся с уставом школы, своими обязанностями и правами.

Сентябрь
январь
Классные руководители


2.
Проводить встречи с работниками правоохранительных органов.

В течение года
Социальный педагог
Классные руководители


3.
Проводить встречи со специалистами по различным областям знаний медицины.

В течение года
(по мере возможности)
Социальный педагог
Зам. дир. по ВВР
Медицинский работник


4.
Проводить беседы с обучающимися на классных часах по темам:
« Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»
«От пьянства до преступления – один шаг»
«Проступок, правонарушение, преступление»,
«Опасные игры»

В течение года
Социальный педагог
Инспектор ПДН


5.
Организовать выставку книг по теме: «Знай и соблюдай закон».

октябрь
Школьный библиотекарь



6.
Организовать выпуск листовки «Я и закон».
В течение года
Социальный педагог



7.
Продолжить работу школьного лектория для родителей.
1 раз в четверть
Социальный педагог
Зам. дир. по ВВР










РАБОТА ШКОЛЬНОГО СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ
 Совет профилактики школы – орган профилактики правонарушений и преступлений обучающихся.
Совет профилактики осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями, обучающимися состоящими на ВШУ, на учете ТКДН и ЗП и детьми «группы риска».
Совет профилактики проводится 1 раз в месяц или чаще по необходимости.
Совет профилактики поддерживает связь с ТКДН и ЗП, с ПДН, с ЦСПС.

Цель: оказание педагогического воздействия на обучающихся с отклоняющимся поведением.


п/п
Содержание
социально-педагогической деятельности

Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Утверждение плана работы на учебный год.

Сентябрь
Социальный педагог


2.
Выявление и постановка на учёт школьников, имеющих отклонения в учёбе и поведении.

По мере необходимости



3.
Приглашение трудных подростков, состоящих на внутришкольном учете на заседание Совета профилактики.

1 раз в квартал
Классные руководители


4.
Предварительные итоги успеваемости и посещаемости уроков учащимися, состоящими на разных видах учета.

Ежемесячно
Социальный педагог
Классные руководители


5.
Организация досуга учащихся в летнее время, трудоустройство.

Май
Завуч по ВР
Социальный педагог
Классные руководители


6.
Заседание Совета профилактики

1 раз в квартал
Социальный педагог


7.
Посещение семей обучающихся «группы риска»
По мере необходимости
Социальный педагог
Классные руководители


8.
Разработка и утверждение индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на ВШУ, на учете ТКДН и ЗП, на учете в ПДН.
По мере необходимости
Социальный педагог







ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МБОУ СОШ № 4 р.п. Сосьва и ПДН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛЫ



п/п
Содержание работы
Срок выполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Проведение рейда по выявлению обучающихся, не приступивших к занятиям в начале учебного года.
07.09.15г.
09.09.15г.
Социальный педагог
Классные руководители
Инспектор ПДН



2.
Заседание совета по профилактике правонарушений.
1 раз в квартал

Члены совета по профилактике


3.
Корректировка списков обучающихся, состоящих на учете ПДН.
Сентябрь
Социальный педагог
Зам. дир. по ВВР
Инспектор ПДН



4.
Сбор информации об обучающихся привлеченных к административной ответственности.
В течение года
Зам. дир. по ВВР
Инспектор ПДН



5.
Контроль за обучающимися, нарушавшими правопорядок.
В течение года
Социальный педагог
Классные руководители
Инспектор ПДН



6.
Проведение бесед на правовые темы, беседы по профилактике вредных привычек.
Знакомство с кодексом РФ об административных правонарушениях (5-10 кл.).

Ноябрь
Социальный педагог
Зам. дир. по ВВР
Инспектор ПДН


7.
Проведения лекций в целях предотвращения причинения легкого вреда здоровью (5-10 кл.).

В течение года
Инспектор ПДН


8.
Проведение бесед на проблемные темы: курение, алкоголь, наркомания, терроризм, ВИЧ и т.д. (8-10 кл.) с привлечением специалистов.

Декабрь
Социальный педагог
Инспектор ПДН


9
Охрана общественного порядка на территории образовательного учреждения во время массовых мероприятий.

В течение года

Администрация школы
Инспектор ПДН



10.
При выявлении правонарушения, совершенного обучающимися школы и постановки на профилактический учёт в ОДН, незамедлительно информировать администрацию образовательного учреждения.

В течение года
Инспектор ПДН


11.
Ведение учёта правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и их родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению.

Постоянно
Инспектор ПДН


12.
Посещение семей подростков и детей «группы риска» (совместные рейды):
выявление причин правонарушений несовершеннолетних;
принятие мер по пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков несовершеннолетних.

По мере необходимости
Инспектор ПДН
Социальный педагог



13.
Анализ работы совета по профилактике правонарушений.

В течение года
Социальный педагог



















РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ



п/п
Направление
социально-педагогической деятельности

Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Заседание МО классных руководителей.

Ежемесячно
Заместитель директора по ВР


2.
Индивидуальное консультирование по возникшей проблеме.
По мере необходимости
Социальный педагог
Классные руководители


3.
Совместная деятельность по работе с детьми из «группы риска» и неблагополучными семьями.

В течение года
Социальный педагог
Классные руководители


4.
Совместное посещение семей с целью изучения жилищно-бытовых условий жизни.

Ежеквартально,
по мере необходимости
Социальный педагог
Классные руководители


5.
Разработка методических рекомендаций для классных руководителей.

Ежемесячно
Социальный педагог





















РАБОТА С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ



п/п
Направление
социально-педагогической деятельности

Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Коррекция списка детей – инвалидов обучающихся в школе.

сентябрь

Социальный педагог
Классные руководители


2.
Организация бесплатного питания обучающихся данной категории.

ежедневно
Социальный педагог
Классные руководители


3.
Осуществление мероприятий по организации обучения детей – инвалидов в новом учебном году согласно рекомендациям медицинских комиссий.

В течение года

Социальный педагог
Классные руководители


4.
Вовлечение детей в творческие занятия по интересам, кружки, секции, организация каникулярного отдыха детей.

В течение года
Социальный педагог
Классные руководители






















РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ



п/п
Направление
социально-педагогической деятельности

Сроки исполнения
Ответственные
Отметка о выполнении

1.
Сбор информации об обучающихся и их семьях, формирование банка данных.

Начало сентября
Социальный педагог
Классные руководители


2.
Проведение рейдов по месту жительства, изучение жилищно-бытовых условий.

По мере необходимости
Социальный педагог
Классные руководители


3.
Обеспечение учебниками.

Начало учебного года
Школьный библиотекарь
Классные руководители


4.
Организация бесплатного школьного питания.
ежедневно
Социальный педагог
Классные руководители


5.
Организация летнего отдыха и летней занятости.

Каникулярное время
Социальный педагог
Классные руководители


6.
Индивидуальные консультации с классным руководителем, ребёнком, родителями.

По мере необходимости
Социальный педагог


7.
Вовлечение обучающихся данной категории в кружки, секции, общественную жизнь школы.

В течение года
Зам.дир.по ВВР
Социальный педагог
Классные руководители


8.
Оказание психологической и педагогической помощи.

По мере необходимости
Социальный педагог
Классные руководители














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315