Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: « Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»


Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:
« Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Цели:
Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
Развивающая: создать условия для развития умений проводить классификацию прилагательных по раздельному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщённые выводы;
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Люди встречаются по разным причинам, мы сегодня встретились, чтобы познакомиться, открыть для себя что-то новое. Как это сделать? В процессе живого общения и совместной работы на уроке. Желаю Вам и себе удачи!
2.Актуализация знаний.
- Какую большую тему вы сейчас изучаете?
- А много ли вы знаете об этой части речи, вот сейчас мы и проверим. Соберём аппликацию. Перед вами лежит лист бумаги. На нем нарисован кораблик. Вы должны ответить правильно на вопрос и приклеить части рисунка.
Вопросы:
№1. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
№2. Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)
№3. Род, число, падеж - постоянный признак прилагательного?
№4. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (сказуемое, определение)
№5. Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)
№6. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения и полную и краткую формы?
- Итак, ребята, у нас с вами получился вот такой весёленький кораблик, кораблик мечты. На нём мы сегодня поплывём по стране знаний. У нашего кораблика паруса алого цвета. Как вам уже известно, алый цвет – символ мечты. А сейчас напишите свою мечту, которая бы относилась к теме нашего урока. Чего бы вы хотели достичь? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? К какому итогу вы хотели бы прийти? И, без сомнения, как знаменитая Ассоль, дождётесь исполнения своей мечты.
3. Формулировка темы урока, задач урока учащимися.
- Ребята, возьмите в руки карточки, которые лежат на парте. Прочитайте текст.
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
- Сергей Тимофеевич Аксаков – наш земляк, известный писатель. Помните его сказку? А с рассказами и повестями Аксакова познакомитесь на уроках культуры Башкортостана.
- Все ли слова в этом тексте вам понятны?
- Строевые – высокие, годные для постройки деревья.
Дерев – деревьев.
Трепетнолистная - от слова трепет - колебание, дрожание.
- О чём идёт речь в тексте?(о деревьях, о лесе, о природе)
- Как нужно относиться к природе? Что нужно делать для охраны природы?
- 2017 год – Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.
- Лес – наше главное богатство, и мы должны охранять и беречь его. Вы знаете, что нельзя разводить костёр в лесу, разорять птичьи гнёзда, оставлять за собой мусор, ломать ветки деревьев. Охрана природы начинается с самого малого. Мы должны быть друзьями леса. Известный русский писатель М.М.Пришвин сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину.» Пусть эти замечательные слова будут девизом для каждого из нас.
- Слова какой части речи выделены?
- В этом тексте очень много прилагательных. Что отличает выделенных прилагательных от невыделенных? ( они сложные)
(На доску прикрепляю лист)
Сложные прилагательные
- Почему вы так считаете?(состоят из двух корней: разнородные, белоствольная, светло-зелёная)
- Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные? (Одни сложные прилагательные пишутся слитно, другие – через дефис.)
Слитно Через дефис
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока: «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».
- Запишем в тетради число и тему урока!!!!
- Знаете ли вы условия написания сложных прилагательных?
- Нет.
- Какова же цель урока, как вы думаете?(Научиться/уметь правильно писать сложные прилагательные, знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь обосновывать выбор слитного и дефисного написания. )
- Итак, отправимся на своих корабликах в интересное путешествие в мир знаний.
4. Формирование знаний.
На отдельных листах – наглядный материал!!!!
1.
ярко-белый
чёрно-красный
Ярко-белый, чёрно-красный
- Что обозначают эти прилагательные? (Цвет, оттенки цветов)
- Приведите свои примеры, сделайте вывод (светло-зелёный, бледно-голубой, бело-розовый). Вывод:
Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
2.
машинно-тракторный завод литературно-музыкальный вечер
- Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Что у вас получилось? (Машинный и тракторный, музыкальный и литературный – равноправные слова) (русско-английский, фруктово-ягодный) Сделайте вывод.
Сложные имена прилагательные, образованные путём сложения
равноправных слов, между которыми можно вставить союз И
, пишутся через дефис.
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
3.
юго-восточный
санкт-петербургский

- Подумайте, от каких частей речи образованы эти слова? Как они писались? Сделайте вывод.
Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис.
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
4.
Белый-белый пароход
хитрый-хитрый взгляд
- Какое значение имеет слово в результате повтора? (усилительное значение – усиление признака) Как будем писать?
Сложные прилагательные, образованные путём повтора одного и того же слова, пишутся через дефис.
5.
Широкоэкранный фильм кисломолочный продукт
- Замените сложные прилагательные словосочетаниями. Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно.
Слитно пишутся сложные имена прилагательные, образованные от словосочетаний.
- Таким образом, сделаем выводы, прочитаем правило в учебнике.
Пишутся через дефис:
Жёлто-синий (цвет).
Юго-восточный (юго-восток). Нью-Йоркский (Нью-Йорк).
Горько-солёный (горький и солёный).
Белый-белый (повтор).
Пишутся слитно:
Правобережный (правый берег).
6. Закрепление.
1) Комментированное письмо –упражнение 380.
Дополнительное задание: составить 2 предложения со сложными прилагательными.
7. Физминутка.
- А теперь проведём физминутку, не простую, а филологическую, в пользу изучения темы урока. Я буду называть прилагательные. Услышали сложное прилагательное, пишущееся слитно, поднимаете руки и хлопаете в ладоши, через дефис – руки в стороны прямые, а если прилагательное не сложное, ходьба на месте.
- Зимний, серо-коричневый, белокаменная, лёгкий, янтарно-жёлтый, добродушные, утренний, дальневосточный, длинная-длинная, книжный, северо-западный, летописный, солнечные, садово-огородный, пятилетняя.8. Устная творческая работа.
Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причём прилагательное должно быть сложным. (Выделите корни, подчеркните орфограмму).
Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.
Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная бумага)
Лимоны жёлтые и янтарные (жёлто-янтарные лимоны)
Очень интересная книга (интересная-интересная книга)
Ветер с северо-запада (северо-западный ветер)
5. Словарь русский и французский (русско-французский словарь)
6. Секция шахматная и шашечная (шахматно-шашечная секция)
7. Культура Древней Руси (древнерусская культура)
8. Его глубоко уважают (глубокоуважаемый)
9. Паруса разного цвета (разноцветные паруса)
10. Девочка с голубыми глазами (голубоглазая девочка)
11. Праздник, общий для народа (общенародный праздник)
12. Требования санитарные и гигиенические (санитарно-гигиенические требования)
- Молодцы!
9. Итоги урока.
Тест
1. Какое прилагательное пишется слитно?
□ 1) (северо)восточный
□ 2) (кисло)сладкий
□ 3) (ярко)зелёный
□ 4) (древне)русский
2. Какое прилагательное пишется через дефис?
□ 1) (стале)литейный
□ 2) (тёмно)синий
□ 3) (лево)бережный
□ 4) (нефте)наливной
3. В каком ряду прилагательные пишутся неодинаково?
□ 1) (бело)снежный, (железно)дорожный
□ 2) (хлопчато)бумажный, (фабрично)заводской
□ 3) (разно)сторонний, (добро)душный
□ 4) (санитарно)гигиенические, (сельско)хозяйственный
4. В каком слове допущена ошибка?
□ 1) научно-фантастический
□ 2) голубо-глазый
□ 3) прошлогодняя
□ 4) средневековый
5. Какое прилагательное лишнее по написанию?
□ 1) (корабле)строительный
□ 2) (судо)ходный
□ 3) (физико)математический
□ 4) (нефте)перерабатывающий
- Теперь сами себя проверьте, правильно ли вы сделали.
(ответы на слайде)
- Кто выполнил тест без ошибок?
- Какие условия написания сложных прилагательных были для вас трудными?
10. Домашнее задание (разноуровневое)
Выполнить упр.383, выучить правило (параграф 66).
ТР Написать сочинение-миниатюру «Зимний день» («В зимнем лесу» - тему можете сформулировать сами), используя сложные прилагательные.
А для тех, кто недостаточно ещё в себе уверен, задание поработать с географической картой. Выписать из географической карты сложные географические названия, образовать сложные прилагательные. Попробовать объяснить, почему так пишутся.
Домашнее задание.
Выполнить упр.383, выучить правило (параграф 66).
Выписать из географической карты сложные географические названия, образовать сложные прилагательные. Попробовать объяснить написание. Например, Орехово-Зуево – Орехово-Зуевский (сложное прилагательное пишется через дефис, потому что образовано от существительного, которое пишется через дефис).
11. Рефлексия.
- А сейчас оценим свою работу. Мы сегодня неплохо поработали. Кто был сегодня активным? …. Выставление оценок.
- Я хочу, чтобы вы ещё раз взяли в руки кораблики. Сбылись ли ваши мечты? Чему вы научились? Какие новые знания для себя открыли?
Я желаю, чтобы маленький кораблик стал вашим талисманом и чтобы и в будущем все ваши мечты сбылись! Мне было очень приятно познакомиться с вами, поработать. Спасибо за урок!
Приложение №1
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
Приложение №2
Тест
1. Какое прилагательное пишется слитно?
□ 1) (северо)восточный
□ 2) (кисло)сладкий
□ 3) (ярко)зелёный
□ 4) (древне)русский
2. Какое прилагательное пишется через дефис?
□ 1) (стале)литейный
□ 2) (тёмно)синий
□ 3) (лево)бережный
□ 4) (нефте)наливной
3. В каком ряду прилагательные пишутся неодинаково?
□ 1) (бело)снежный, (железно)дорожный
□ 2) (хлопчато)бумажный, (фабрично)заводской
□ 3) (разно)сторонний, (добро)душный
□ 4) (санитарно)гигиенические, (сельско)хозяйственный
4. В каком слове допущена ошибка?
□ 1) научно-фантастический
□ 2) голубо-глазый
□ 3) прошлогодняя
□ 4) средневековый
5. Какое прилагательное лишнее по написанию?
□ 1) (корабле)строительный
□ 2) (судо)ходный
□ 3) (физико)математический
□ 4) (нефте)перерабатывающий
Приложение №3
Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.
1. Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная бумага)
2. Культура Древней Руси (древнерусская культура)
3. Ветер с северо-запада (северо-западный ветер)
4. Словарь русский и французский (русско-французский словарь)
5. Секция шахматная и шашечная (шахматно-шашечная секция)
6. Лимоны жёлтые и янтарные (жёлто-янтарные лимоны)
7. Его глубоко уважают (глубокоуважаемый)
8. Паруса разного цвета (разноцветные паруса)
9. Девочка с голубыми глазами (голубоглазая девочка)
10. Праздник, общий для народа (общенародный праздник)
11. Очень интересная книга (интересная-интересная книга)
12. Требования санитарные и гигиенические (санитарно-гигиенические требования)
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах
на раздутых парусах.    (Руки на пояс и легким бегом)
Начался вдруг сильный шторм,
Прогремел на небе гром. (Сильно раскачиваем руками и делаем круговыедвижения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался,
  (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто        сейчас упадем)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
Каждому дается шторм для испытаний, Коли с ним бороться, то сильнее станешь, 
Маленький кораблик шторма не боится, борется с волнами в бурю и туман.