Методические рекомендации по реализации коллективных целей в рамках коммунарской методики

Методические рекомендации по реализации коллективных целей в рамках коммунарской методики
Разработала: Алешина Елена Викторовна ,
Заместитель директора по воспитательной работе,
Первая квалификационная категория,
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»,
Г.Ноябрьск, ЯНАО

Педагогическое открытие коммунарской методики связано прежде всего с формированием в детской среде новой модели коллективных отношений, нового “образа жизни коллектива”, с тем, что “коммуна открыла редкую возможность не только стремиться к идеалу, но и следовать ему”. Были разработаны также пути, механизм формирования и достижения высокой цели “борьба за претворение в жизнь принципов служения людям”, борьба за улучшение окружающей жизни и демократические, самодеятельные способы организации жизни коллектива. Эти способы организации от коллективного планирования, сотрудничества, совместной работы к коллективному анализу, оцениванию и позволяли “присваивать” каждому общественно значимые цели, воспитывать такой тип личностного поведения, когда “определяющим мотивом поведения становилась общественно значимая цель” (М. Г. Казакина).
В отличие от нередко бытующего понимания воспитания как “передачи детям опыта” прошлых поколений оно осознается при коммунарской методике как творческое решение общих жизненно-практических задач, улучшение общей жизни вместе с детьми”. Воспитание как процесс преобразования окружающей жизни это развитие макаренковского понимания воспитания, ленинского определения воспитания как решения практических задач. Поэтому закономерен такой эффект коммунарской методики “дух творческого коллективизма”. В соответствии с таким пониманием воспитания измерение результата осуществляется не по количеству и сумме усвоенных воспитанниками знаний о морали, нравственности и коллективе, а по сформированности личностной позиции, поступкам, направленности на коллективные задачи и цели, коллективной ответственности.
Все сказанное делает закономерной постановку вопроса, почему же столь эффективная в коммунистическом воспитании методика не распространяется (или не внедряется) в массовой практике воспитания. Во- первых, прежде всего педагог должен быть заинтересован в результатах данной методики (поскольку результат требует большого затрата энергии педагога и систематической работы активистов в дальнейшем), во-вторых, прежде чем проводить коммунарские сборы, требуется огромная подготовка в целом и т.д. Продолжая анализ столь актуальной сегодня проблемы внедрения коммунарской методики, необходимо отметить, что изменение социального контекста обострило противоречие между личностной позицией “послушания”, социального равнодушия и позицией человека, умеющего “быть борцом”, резко возросла потребность в социальном творчестве. И действительно, это сразу всколыхнуло интерес к коммунарской методике, однако в школах, массовой практике она по-прежнему не внедряется ( или внедряется крайне мало, незначительно). Из собственного опыта (коммунарскую методику использую в работе с детьми 10 лет) данная методика дает колоссальный результат: сплочение коллектива, раскрытие новых талантов, позитивное отношение к школе (коммунарские однодневные сборы практикую на базе школы, в которой учатся дети).
Коммунарская методика, как уже отмечалось, методика формирования коллективистов и выстроена в логике понимания воспитании как преобразования, улучшения жизни. Поэтому естественно, что цели (воспитание коллектива) и методика коммунарская это вообще качественно новая система воспитания.
В результате изучения коммунарской методики выявлены поверхностность и ситуативность взаимоотношений детей (особенно в учебной работе), незначительное число лидеров и, наоборот, большое количество ребят с низким статусом, “невыбираемых”, общественное мнение стихийно, неосознанно; ребята не умеют вырабатывать задачи коллективной деятельности, сотрудничать, анализировать совместную работу. Сформированные уровни развития коллективности можно назвать: уровень стихийной, ситуативной коллективности; уровень эмоционально устойчивой коллективности (наименее распространенный) и уровень формально-функциональной коллективности. Заметна тревожная тенденция: снижение уровня развития коллективности и позитивной личностной; позиции от 4 к 10 классу.
Конечно, многое в коллективном воспитании и внедрении коммунарской методики зависит от желания и позиции самих педагогов. Многие из них не умеют работать с “коллективным субъектом” (не умеют формулировать задачи по формированию коллектива, нет представления о путях и механизмах его развития, не владеют методикой коллективного планирования, сотрудничества, анализа и не оценивают результативность своей работы по развитию коллективных отношений, качеству коллективности и личностной позиции воспитании кон, а точнее, оценивают, ориентируясь на формальную коллективность). Однако педагогические умения организации творческой коллективной деятельности не развиты вовсе не потому, что ими трудно овладеть, и не потому, что педагоги не знают о коммунарской методике, а в силу отсутствия потребности, заказа на такие умения в сложившейся системе воспитания. Более того, мы часто встречаемся с ситуацией, что как раз попытка овладеть такими умениями, внедрить их в организацию воспитательной работы, хотя и меняет результат воспитания, но порождает конфликты, потому что приходит в противоречие с существующей логикой воспитания детей. Следовательно, основная причина неприживаемости и невнедряемости методики отсутствие реальной (а не декларативной) ориентации на коллектив и коллективное воспитание.
Что представляет собой эта методика в плане влияния на формирование коллектива? В ее ядре коммунарский коллектив высокоорганизованная, сплоченная социально ценными целями и соответствующей деятельностью общность, живущая по особым законам, основанным на принципах коммунистической нравственности. Цели этой общности общественная польза, труд-забота и общение. Ее особая окрашенность взаимная заботливость и высокая требовательность к себе и друг к другу, самоотдача делу, жизнь на высшем пределе возможностей, братство, взаимопонимание единомышленников. Схематично ее сущность просматривается через самодеятельность и творчество ее членов, каждый из которых получает реальную возможность для самореализации, самовыражения, личного творческого вклада в общее дело в меру своих способностей: члены коллектива самостоятельно выбирают дело, также коллективно и самостоятельно его выстраивают, проводят и оценивают (так называемые “четыре сами”).
Коммунарская методика органично слита с саморазвитием, самовоспитанием коллектива. Важнейшая точка их слияния углубление самосознания, самопознания коллектива, формирование и постоянное корректирование адекватной самооценки, а развитое самопознание коллектива одна из важных предпосылок самовоспитания коллектива. В коллективной деятельности коммунаров создаются и такие предпосылки самовоспитания коллектива, как достаточно высокий уровень сформированности таких характеристик объединения, как социальная ответственность, активная позиция борцов, опыт коллективного творчества, умения принимать совместные ответственные решения и осуществлять их и др.
Методика коллективной творческой деятельности также соприкасается с саморазвитием коллектива в формировании движущих сил этого процесса. Осуществляя коллективную самодеятельность, школьники ощущают противоречие между, “уровнем коллективности” реальным и требуемым для эффективной деятельности, на основе чего и формируется их потребность совершенствования собственной общности, складывается, иерархизируется мотивация этой деятельности.
Методика коллективной организации деятельности служит катализатором действия факторов самовоспитания коллектива. В условиях коллективного сотворчества социально ценная деятельность детской общности все более разнообразится, расширяется, обогащается; все активнее совершенствуются способы включения в нее каждого из ребят, формируется их способность к самостоятельному инициативному выполнению задуманных коллективом дел поэтому растет влиятельность деятельности как фактора саморазвития, самовоспитания коллектива. Столь же значимо влияние коммунарской методики и на развитие другого фактора самовоспитания коллектива коллективной рефлексии. Рефлексия коллектива его “сознание поворачивает на самое себя, возвращает сто к себе, вынуждает его перестраиваться”. В результате этого одновременно с коллективным анализом деятель нести и отношении осуществляется рефлексия коллектива как “изменений средств и оснований деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели”. Иначе говоря, рефлексия одновременно “работает” и как фактор самовоспитания коллектива, и как его инструмент.
Значительны возможности коммунарской методики и в самовоспитании личности. Побуждая ребят ощущать неразделенную социальную ответственность, организуя совместны! Выбор из бесчисленного множества общественно полезных дел самого актуального, необходимого для окружающих личное творческое участие в его выполнении, педагоги и актив практически ставят каждого школьника в условия постоянного самооценивания, ощущения своего несоответствия, но тем или иным качествам, сложившемуся уровню требований к личности в коллективе, побуждая тем самым к непрерывному многоплановому самосовершенствованию. Самовоспитание воли, характера, убежденности, собственных ценностей, совершенствование трудовых и интеллектуальных навыков и умений, опыта организаторской деятельности вот далеко не полный перечень направлений приложения усилий школьника в его работе над собой в процессе коллективной деятельности в коммунарском коллективе.
Все сказанное выше позволяет рассматривать коммунарскую методику как важный фактор самовоспитания коллектива. Однако это не дает основания считать возможности коммунарской методики в воспитании личности и коллектива безграничными. Пределы ее действенности существуют, и искать их, на наш взгляд, следует в ее природе, условиях формирования. Коммунарское движение складывалось в конце пятидесятыхначале шестидесятых годов как выражение потребности молодых активно включиться в развитие общества. Его главным воспитательным результатом было формирование гражданского самосознания ребят. Таким образом, коллективное воспитание связывается с “частью” жизни коллектива, с конкретными ситуациями взаимодействия, что делает возможным его осуществление и раз работку технологии коллективного воспитания прежде всего во временных коллективах и обусловливает появление выше названных проблем и деление жизни воспитанников на коллективную и неколлективную. Создается почва для раздвоенности сознания и жизненной позиции, замкнутости коллективного сознания, коллективной психологии, возникают трудности выхода за пределы конкретного коллектива, наработанного им опыта коллективной жизни.
Единство и целостность всех сторон, всех сфер жизнедеятельности коллектива важнейшее условие формирования личности. Поэтому и для воспитанников и для воспитателей (что особенно важно подчеркнуть) не должно быть сфер дея-тельности с принципиально различными типами воспитательных отношений. Тем более, что в реальной (нормальной) жизни такие типы воспитательных отношений длительно сосуществовать не могут. В воспитательной системе все равно один из них подчинит себе другой (что мы сегодня и имеем в школе, где отношения опеки складываются не только в учебной, но и внеучебной работе. Сегодня необходимо поставить единую для всей воспитательной системы задачу: формирование коллектива, воспитание личностной позиции и развития отношений творческого содружества, как в учебной, так и внеучебной работе.
Еще об одной важной особенности методики. Коммунарская методика исключила в технологии организации коллективной деятельности противопоставление общего и личного интереса, тем самым исключила и основной (традиционный) принцип организации взаимодействия: подчинение требованиям педагога или коллектива, заменив его принципом сочетания интересов, механизмом реализации развития личного интереса в процессе достижения общих целей, механизмом повлечен нести каждого в общую творческую работу. Коммунарская методика разрабатывала идею нового качества коллективного единства, в основе которой понимание коллектив;! как “богатства индивидуальностей” (В. А. Сухомлинский).
Традиционно коммунарство объединяет ребят в той сфере, где большая степень свободы в сфере досуга. Ребята выбирают безусловно социально ценную деятельность, но одну (на какое-то время, пока она не будет выполнена и заменится следующей), достаточно длительную, погружаясь в нее, работая с энтузиазмом. И это очень ценно как в плане социального вклада, так и в плане воспитания личности в рамках деятельности детско-молодежной организации.

Источники: интернет - ресурсы и накопленный опыт
15