Образовательный материал









Урок по изобразительному искусству
для совмещенных классов
Тема: «Морозный узор на окне» 2класс
Тема: «Дом для Деда Мороза» 4 класс






Провела: Савельева О.В.
















2013г.



Урок по изобразительному искусству в совмещенных классах.
2 и 4 класс

Тема для 2 класса: «Морозный узор на окне»

Цели: осознание тесной связи художественного оформления изделий с их практическим назначением; развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека; воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности.

Оборудование: для детей: карандаш, ластик, бумага 2листа, акварельные краски, кисти, баночка с водой, кусок парафина или восковые мелки; для учителя: образец педагогического рисунка, таблица «Узоры»

Тема для 4 класса: «Дом для Деда Мороза» пейзаж

Цели: повторение законов перспективы, композиции, рисование зданий; эмоциональное, эстетическое развитие, образное восприятие, развитие творческих способностей; воспитание уважения к творчеству других детей, душевной доброты.

Оборудование:
для детей: бумага, карандаш, гуашь или акварельные краски, баночка с водой, палитра;
для учителя: образец педагогического рисунка, рисунки Деда Мороза и Снегурочки, иллюстрации с изображением офиса Деда Мороза, видеосюжет «Великий Устюг».

















Ход урока:

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Беседа со всем классом:
- Верите ли вы в чудеса? Когда происходят чудеса? Сегодня попробуем сами сотворить чудо, своими руками. Как вы думаете, есть ли на самом деле Дед Мороз? Знаете ли вы, где живет Дед Мороз?
Просмотр видеосюжета о Великом Устюге.
- Родиной Деда Мороза стал город Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город мастеров по дереву и серебру, бережно сохраняющий древние традиции предков. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза. Вотчина Деда Мороза находится в сосновом бору. Здесь не найти места скуке. Путешествие в сказку начинается от резных ворот, ведущих во владения сказочного волшебника. К дому Деда Мороза гостям предстоит добираться по тропе Сказок. По пути их ожидает масса приключений- сказки, загадки, чудеса, а также сказочные герои: Михайло Потапыч, Мудрая Сова, братья месяцы. Дед Мороз со своей свитой, внучкой Снегурочкой и сказочными героями всегда рад гостям. Встретит их в Тронном зале, где стоит трон, на котором можно посидеть и загадать желание. Подпишет на почте Деда Мороза праздничное письмо с именной печатью. А в специальной мастерской предложит самостоятельно изготовить праздничный новогодний подарок. Путешествие на Вотчину Деда Мороза в сочетании с красотой старинного города наполнит душу радостью и весельем и оставит в ней ощущение доброй сказки навсегда. В адрес Деда Мороза поступает очень много писем из России, ближнего и дальнего зарубежья. Вы ребята также можете послать письмо Деду Морозу по адресу 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза. Дед Мороз использует в своей работе и современные возможности Интернет. Вы можете написать ему письмо на адрес
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Постановка темы и цели урока.
- Как вы думаете, какой у Деда Мороза дом? Каким вы его себе представляете? Сегодня 4-ки предложат свои варианты дома для Деда Мороза. Они нарисуют дом для Деда Мороза и зимний пейзаж. А вот отгадав загадку, вы определите, какая работа предстоит для 2-ков:
Вырос лес-
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне.)
- Когда появляются морозные узоры на окне?
- На что напоминают эти узоры? ( Лес, причудливые узоры, ростки пшеницы и ржи )
- Темы для каждого класса определены.

















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 LINK "javascript:picture(\"im/p_117.jpg\",\"width=248,height=249\")" 14
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 2класс
Задание:
- Выполнение упражнения концом кисти различных линий в разных направлениях - волнистых, спиральных, зигзагообразных, наклонных, а также всем ворсом кисти. На доске вывешивается таблица с образцами простейших узоров. ( Самостоятельная работа второклассников)

















4 класс
4. Показ последовательности линейного рисования карандашом «Дом для Деда Мороза». Закрепление знаний о линейной и воздушной перспективах.
- На ваших партах есть памятка «Законы перспективы». Вспомним их. (Чтение детьми памятки). Затем учитель говорит и показывает о возможных вариантах темы.
- Сначала надо выбрать формат рисунка в зависимости от замысла. Располагаю лист горизонтально и провожу линию горизонта.
- Определяю месторасположение и размер будущего дома. Он может быть расположен как посередине листа, так и по краю. Надо так скомпоновать изображения, чтобы они были и не слишком мелкие, и не слишком крупные, при этом они не должны быть слишком сдвинуты вправо или влево.
-Определяем кроны деревьев -это могут быть ель, сосна, береза.
- Помощник Деда Мороза -Снеговик. Вы и его можете изобразить на своем рисунке рядом с домом.


5. Показ последовательности выполнения рисунка.
а) Сначала ученики на альбомных листах карандашом намечают контуры оконной рамы, наличника, ставен.
б) Затем в местах, где должны быть стекла, проводят основные линии морозного узора, стараясь нажимать на карандаш как можно слабее, чтобы линия была едва заметна.
в) На основе проведенных вспомогательных линий, определяющих сам узор, ученики парафином наносят завитки.

5. Самостоятельная работа учеников в карандаше. Индивидуальная помощь.
Линейное построение рисунка темы ведется от общего к частному -короткими отрезками намечается композиционное расположение. Следующий этап- более детальная прорисовка.








6. Самостоятельная работа . Линейный рисунок.









6. Педагогический рисунок. Рисование акварельными красками или гуашью. Используем памятку пункты 3 и 4.
-Начинаем заливать краской общий фон. Можно использовать 2 приема работы красками. Это растяжение цвета от темного к светлому по сухому. Можно вливание цвета в цвет по сырому.
- После заливки общего фона приступаем к детальной прорисовке.


7. Педагогический рисунок. Показ последовательности работы в цвете.
- На листе бумаги, где располагается окно выполняется заливка акварельными красками. Используем холодные оттенки цвета.
-Назовите холодные цвета.
- Далее вы вспоминаете упражнение «Завитушки» выполняете узоры для ставен и наличников с помощью кисти мелкого размера.

7.Самостоятельная работа.
- У вас получится зимний пейзаж.











8. Самостоятельная работа учащихся.



8. Самостоятельная работа учащихся.

9. Итог урока.
В конце урока все работы ребят выставляются. Анализ рисунков. Отмечаются наиболее красивые работы.
- Нам удалось сегодня создать хорошее, праздничное настроение.


Памятка
Законы перспективы:
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные - обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние обобщенно.

Все ближние предметы воспринимаются четко. А удаленные – неопределенно. Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные – мягче.

На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
Для передачи пространства удаленные предметы надо слегка притемнить, а темные – осветлить.

Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
































Зимняя викторина
Вопросы:
Этого деда Мороза звали Папа Ноэль. Он появляется дважды: на рождество- 25 декабря и на крещение- 6 января. В этот день Папа Ноэль разносит подарки, и дети находят их в башмачках, оставленных на подоконнике. Из какой страны этот Дед Мороз?
А) Монголия
Б) Испания
В) Англия

2. Этот Дед Мороз похож на гнома. В конце декабря маленький бродатый человечек в красном шапочке с кисточкой или в ночном колпаке появляется на почтовых открытках. Он тащит новогоднюю елку и подарки, творит добрые дела в доме, разговаривает с людьми и животными.
А) Швеция
Б) Узбекистан
В) Греция

3. В новогоднюю ночь дети этой страны оставляют на спинке кровати чулок, чтобы Санта Клаус положил туда подарок.
А) Германия
Б) Россия
В) Греция

4.Снежный человек Корбобо (Дед Мороз) в полосатом халате и красочной тюбетейке выезжает на ослике. Гостя встречает Коргыз (Снегурочка). Затем оба шествуют по улицам, раздавая детям подарки.
А) Узбекистан
Б) Татарстан
В) Турция

5. Этого Деда Мороза зовут кыш Бабай. И путешествует он не один, а со Снегурочкой-Коркызы.
А_ Башкирия
Б) Татарстан
В) Австралия