Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.


8 класс
02.03.2016
ХИМИЯ
Тема урока: «Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах».
Тип урока: урок получения нового знания.
Вид урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать основные понятия: электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты.
2. Дать представление о механизме электролитической диссоциации.
3. Указать роль молекул воды в диссоциации веществ.
4. Дать понятие «степень диссоциации».
5. Познакомить с классификацией электролитов.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию мировоззренческих понятий о причинно-следственных связях в природе.
2. Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации.
Развивающие:
1. Развитие у обучающихся критического мышления.
2. Развивать у обучающихся умение формулировать выводы.
3. Развитие у обучающихся познавательных умений.
4. Развитие у обучающихся умений учебного труда.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, видеофильмы.Лабораторное оборудование: пробирки, вода, ацетон, серная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II) безводный, индикаторы: сухой фенолфталеин, лакмусовая бумажка.Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент – 1 мин. Учитель приветствует учащихся, предлагает им проверить все ли готово к уроку, знакомит с планом урока. Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
II.Актуализация изученного материала- 5 мин. Вступление
На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием раствор, гидраты, с физической и химической теориями растворов, с классификацией растворов. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
Стадия “ Вызова”
«Мозговой штурм»
1) Какие вещества относятся к классу кислот?
2) Приведите формулы известных вам кислот?
3) Выясните, что общего в составе всех кислот, как можно обнаружить кислоту в растворе?
4) Какие вещества относятся к классу оснований и как их классифицируют по растворимости в воде?
5) Приведите формулы известных щелочей и ответьте на вопросы:
а) Что общего в их составе?
б) Как можно обнаружить щелочь в растворе?
6) Какие вещества называются солями?
Отвечают на вопросы.
Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Называют кислоты: серная, соляная, азотная и т.д. Общего в кислотах: ион водорода, который определяет свойства кислот и окрашивает лакмус в розовый цвет.
Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ним гидроксид-ионов.
Бывают растворимые и нерастворимые основания. Общего в составе – гидроксид-ион, который определяет свойства оснований и окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет.
Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
III.Мотивация урока – 10 мин. Стадия “Осмысление”
Прежде чем мы с вами сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь, предлагаю вам решить проблемные задачки.
Далее следует постановка проблемы № 1: Будет ли изменяться окраска индикатора в кислоте, если ее растворить не в воде, а в другом растворителе (например, в ацетоне)?
Постановка проблемы № 2: Будет ли изменять окраску индикатора сухая щелочь?
Постановка проблемы № 3. Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(II), если соль растворена не в воде, а в ацетоне?
Формулировка проблемных задач выводится на экран.
Учитель слушает ответы и предположения учащихся.
Чтобы нам прийти к единому мнению и сформулировать выводы нужно выполнить практическое задание: провести лабораторный опыт.
Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся лоток с химическими реактивами, листок с сформулированной проблемной задачей и описанием последовательности проведения лабораторного опыта.
Учитель предлагает каждой группе показать результаты проведенных опытов всем обучающимся и объяснить их.
Далее учитель вместе с учащимися делает общий вывод: кислоты, щелочи, соли, т.е. вещества с ионной и ковалентной полярной связью проявляют свои качества только в водных растворах. Высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.
Проводят лабораторные опыты, обсуждают результаты опытов, делают выводы.
Обсуждение всех проведенных опытов и формулировка выводов по каждой проблемной задаче.
IV.Освоение нового материала – 20 мин. Что же происходит в вводных растворах с веществами?
Давайте посмотрим видеоролик «Электропроводность растворов».
Учитель формулирует понятия электролиты и неэлектролиты.
Учитель обращает внимание учащихся на роль молекул воды в процессе проведения электрического тока и вводит понятие "электролитическая диссоциация".
На экран выводится тема урока и определения понятий.
Показывая мультимедийную презентацию, учитель объясняет механизм электролитической диссоциации.
Обращает внимание на строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.
Механизм электролитической диссоциации:
а) Вначале хаотически движущиеся молекулы воды у ионов кристалла ориентируются к ним противоположно заряженными полюсами - происходит ориентация.
б) Затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла - происходит гидратация.
в) Молекулы воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы - происходит диссоциация.
Учитель объясняет, как происходит диссоциация веществ с ковалентной полярной связью: диссоциация веществ с ковалентной полярной связью протекает на одну стадию больше - ориентация - гидратация - ионизация (т.е. превращение ковалентной полярной связи в молекуле в ионную связь) - диссоциация.
Для того чтобы убедиться, что в растворах кислот, щелочей и солей находятся ионы мы просмотрим лабораторный опыт в записи.
Просмотр видеофильма (опыт по испытанию веществ и их растворов на электропроводность).
Автор теории электролитической диссоциации шведский ученый Сванте Аррениус. Будучи приверженцем физической теории растворов, С.Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (ведь сухие соли электрического тока не проводят) и откуда берутся ионы в растворах кислот? Ответ на него дали русские химики И.А.Каблуков и В.А.Кистяковский, которые применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И.Менделеева.
Так как в растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы, то растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой a (альфа).
Степень диссоциации электролита определяют опытным путем и выражают в долях или в процентахЭлектролиты имеют различную степень диссоциации, т.е. степень диссоциации зависит от природы электролита. Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.
На основе понятия о степени электролитической диссоциации учитель дает понятие о сильных и слабых электролитах: Сильные электролиты при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице. Слабые электролиты при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю.
Учитель предлагает открыть учебник на стр.222 и выписать в тетрадь какие вещества относят к сильным и слабым электролитам.
Смотрят видеоролик. Делают выводы, что одни вещества проводят электрический ток, а другие нет.
Записывают в тетрадь тему урока и определения: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация.
Зарисовывают модель молекулы воды
Учащиеся записывают механизм электролитической диссоциации в тетрадь.
Делают вывод о том, что при пропускании электрического тока через раствор ионы приобретают направленное движение: отрицательно заряженные ионы (анионы) движутся к положительному полюсу, а положительно заряженные ионы (катионы) - к отрицательному полюсу. Цепь замыкается и лампочка загорается.
Записывают формулы, определения и примеры в тетрадь.
Степень диссоциации - это отношение числа молекул, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных молекул (Nр): a = Nд / Np.
Если a = 0, то диссоциация отсутствует, если a = 1, то электролит полностью распадается на ионы.
Работа с учебником: выписать в тетрадь: какие вещества относят к сильным электролитам, какие к слабым.
К сильным электролитам относят:
1) все растворимые соли;
2) сильные кислоты, например: H2SO4, HCl, HNO3;
3) все щелочи, например: NaOH, KOH.
К слабым электролитам относят:
1) слабые кислоты - H2S, H2CO3, HNO2;
2) водный раствор аммиака NH3 ∙ H2O.
V.Закрепление изученного материала – 8 мин. Учитель предлагает обучающимся выполнить тест, после выполнения теста проверить себя.
Тест и ответы выводятся на экран.
Стадия “размышления” (рефлексия).
Учитель предлагает в тетрадях составить кластер по теме урока. Выполняют тест, проводят проверку, выставляют себе отметку.
Составление кластера по теме урока.
VI.Организация домашнего задания – 1 мин. Записи в дневниках: п. 36, упражнения 1,2 в электронном приложении. Записывают домашнее задание в дневник.

Список используемой литературы:
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014.-286;
Мастер – класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - 2е изд., стереотип, - М.: Планета, 2010-10-21;
Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна/ авт.-сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2009.