Применение на уроках обучающих структур сингапурской методики обучения


Применение на уроках обучающих структур сингапурской методики обучения
Хурматуллина Ландыш Ильгизовна учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №28»
г. Нижнекамск РТ
В этом году педагогам школ было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Данная работа осуществляется на основе внедрения программы профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века» и направлена на выявление наиболее эффективных методик и образовательных технологий.
Изменилось общество,  изменились дети, их потребности, интересы, ценности.    Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте. Сегодня, наверно, все учителя   знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя. Новый стандарт и примерная программа основное внимание обращают на усиление деятельностного подхода в обучении. Многим учителям предстоит серьезная перестройка в своей профессиональной деятельности. Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания, а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу формирования у школьников универсальных учебных действий и добиться личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
 В соответствии с новым стандартом учащиеся по окончании начальной школы должны владеть не только предметными, но личностными  и  метапредметными умениями.
Начиная с 2014-2015 учебного года работаю над реализацией совместного проекта МО и НРТ с Сангапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Применение обучающих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. В течение двух дней мы, учителя, изучали построение урока в соответствии с требованиями времени, активные структуры, способствующие еще более эффективному освоению учебной программы учащимися.
На время тренингов мы перевоплощались в учеников. Мы были не только слушателями, но и их активными участниками. Задания выполнялись в группах, и в парах. В форме тренингов и игр нам давали знания и навыки, позволяющие учить детей мыслить, высказывать своё мнение, постоянно быть активными.  Главная особенность обучающих структур в том, что на уроке с их использованием не удастся отсидеться никому, каждого школьника спросят и каждого оценят. Центром класса будет являться ученик, а не учитель. Активные структуры призваны развивать в учащихся множество личностных качеств, которые должны помочь им во взрослой жизни.
Ученики сидят в командах по 4 и партнёры А и Б готовы к обсуждению с партёром по плечу и партнёром по лицу. Столы пронумерованы. Учитель может наблюдать за каждым учеником, передвигаться по классу и прослушивать обсуждение в командах. Существуют обучающие структуры для развития коммуникации и сотрудничества, критического и креативного мышления. У каждой структуры своё название. Например, структура Клок Баддис –увлекательный и быстрый способ создания пар для уроков кооперативного обучения. Отличный способ распределения учеников по парам, позволяющий им всегда работать с разными учениками. Детям раздаются нарисованные часы с пустыми пунктами для 5-12 «встреч» (в качестве шаблона можно использовать компас – стороны света, фигуры, гласные). Ученики записывают имена других учеников в пустые пункты напротив каждого часа, а также на это же время их имя будет записано в соответствующий пункт на листочке партнёров. Ученики передвигаются по классу на протяжении 2-5 минут и записывают одноклассников каждый час.
Если к концу выделенного времени остались ученики с незаполненными полями, найти пару всем классом. Если нет доступных партнёров, то ученик присоединяется к одной из пар. Сам процесс: ученики заполняют шаблон Клок Баддис. Прошу встретиться со своим партнёром, например в 12ч и задаю вопрос. Ученики обмениваются ответами, стоя и используя структуры для парной работы. Учитель вслушивается в дискуссии, чтобы понять чему ученики обучаются и что им непонятно.
Следующие структуры Таймд-Пэа-Шэа, Раунд Робин.
Эти структуры улучшают процесс обучения, создавая возможность для чёткого формулирования идей и ответов учеников посредством общения со своими одноклассниками. Всем ученикам дано одинаковое количество времени для выражения своих мыслей, развития навыков активного слушания и возможности обучения друг у друга.
Таймд-Пэа-Шэа – это эффективный метод устного обмена ответами мнениями на заданный учителем вопрос в парах. Ученики по очереди представляют свой ответ партнёру в течение определённого времени. В структуре Раунд Робин, ученики по очереди делятся устными ответами с членами своей команды. Учитель может выделить определённое количество времени на каждый ответ. Процесс: учитель задаёт вопрос, проблему, которая подразумевает развёрнутый ответ, даёт время на размышление и выделяет определённое количество времени на каждого ученика для обсуждения (определяется учителем в зависимости от сложности вопроса). В парах ученик А делится своим ответом. Ученик Б активно слушает. Если ученик А заканчивает до окончания заданного времени, ученик Б задаёт вопросы, чтобы ученик А продолжал отвечать. По истечению времени Ученик Б положительно комментирует ответ Ученика А. Ученики меняются ролями. В структуре Раунд Робин учитель задёт вопрос, проблему, которая подразумевает наличие нескольких ответов или решений и даёт время на размышление. Ученик объявляет номер ученика, который начинает делиться ответом первым. Ученики по очереди делятся своими ответами.
Конэрс – это сплочающее занятие, которое помогает ученикам узнать друг друга лучше и учит учеников с уважением относиться к различиям в их мнениях. Эта структура способствует чёткому выражению своего мнения. Процесс: учитель объявляет углы с одним из предложенных ответов в каждом. Обычно используется 4 угла, но может быть два и более, если того требует задание. Ученики молча думают, чтобы определиться в их выборе и написать его на листочке. Ученики расходятся по углам, в соответствии с выбранным ответом. В углах ученики находят пару или образуют группу из 4–х человек, чтобы обсудить почему они выбрали именно этот ответ, используя структуры Таймд-Пэа-Шэа или Раунд Роббин. Ученики учатся слушать своих товарищей, выражать своё собственное мнение и терпеливо ждать, проявлять уважение к мнению других учеников
Джон Тотс – обучающая структура, может использована для мозгового шторма или повторения пройденного материала. При выполнении данной структуры, задачей учеников становится заполнение центра стола листочками с разными идеями по изучаемой теме. Джон Тотс способствует развитию навыков активного слушания и вовлечения учеников в совместную работу, обучаясь и расширяя свои знания, опираясь на знания других. Процесс: у каждого ученика должны быть листочки бумаги (количество определяет учитель). Учитель называет тему и устанавливает количество времени на выполнение. Он даёт время на размышление перед выполнением. Ученики называют идею вслух, записывают её на листочке и кладут на центр стола словом вверх. Когда время на размышление заканчивается, ученики начинают генерировать максимальное количество идей, заполняя центр стола листочками. На одном листочке бумаги должна быть записана только одна идея или фраза. Ученики не должны класть листочки друг на друга. Когда отведённое время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе. Идеи, сгенерированные при помощи структуры Джон Тотс могут быть использованы при составлении предложений, математических уравнений и т.д. Учитель также может попросить учеников зарисовать картинки для дальнейшего написания рассказа и т.д.
Тик-Тэу-Тоу-цель этой структуры вовлечение учащихся в применение креативного мышления для выявления или создания связей между изучаемыми понятиями, фразами, формулами и т.д. вместо бездумного заучивания определений. Эта обучающая структура также способствует развитию навыков ведения диалогов и дебатов. Процесс: учитель раздаёт каждому ученику или команде набор карточек со словами или важными понятиями и т.д. Ученики пронумеровывают карточки от1 до 9. Ученик №2 смешивает карты и раскладывает их на столе по схеме 3 на 3. Ученики самостоятельно записывают предложения, используя 3 слова по вертикали, горизонтали или диагонали. Когда время заканчивается, ученики обмениваются предложениями с членами своей команды.
Стё зе Класс (в переводе с англ. означает «перемешать класс») – замечательная структура, которая помогает ученикам сконцентрировать своё внимание на изучаемой теме и получить огромное количество ответов за короткое время. Процесс: каждому ученику раздаются листочки бумаги и задаётся тема. Ученикам выделяется 30 сек., чтобы записать максимальное количество ответов на своём листе, пронумеровывая их. По завершению 30 сек. они должны прочертить горизонтальную линию после последнего ответа. По сигналу ученики встают, задвигают стулья и перемещаются по классу, собирая множество идей других учеников, отличающихся от их собственных. Если это новая идея, ученик записывает её в свой список после черты, продолжая нумерацию. Эта идея похожа на его собственную, он должен поставить галочку рядом с этой надписью на своём листочке. По истечению времени, ученики возвращаются на свои места, затем они могут сравнить списки, распределить предметы и т.д.
Инсайд-Аутсайд Сёкл – «внутренний и внешний круг». Ученики формируют круги, становятся в 2 круга по периметру кабинета. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнёру во внешнем круге. Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать. Ученики из внешнего круга отвечают своему партнёру. Ученики меняются ролями. Теперь внутренний круг отвечает, а внешний слушает. Ученики двигаются дальше, чтобы поработать с новым партнёром.
Совсем необязательно использовать эти структуры каждый день. Начать можно с одного раза в неделю. На одном уроке допустимо использование не более трёх структур.
Использование обучающих структур сингапурского метода даёт возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы, приводит учащихся к взаимодействию с учебным материалом и взаимодействию ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у обучающихся формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.
Урок математики
Тема: Деление на 3
Цели: создать условия для формирования представлений о делении; способствовать развитию мышления, объяснительной речи, памяти, внимания, обогащать кругозор учащихся; способствовать воспитанию у детей самостоятельности, внимательному отношению к мнению других людей, трудолюбию, дружбы и взаимопомощи.
Формирование  универсальных  учебных  действий
Регулятивные:
-учиться определять цель учебной деятельности под руководством учителя ;
-составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
-работать по заданному плану, алгоритму;
-соотносить выполненное задание с образцом, предложенным в учебнике или учителем;
-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- подводить итог урока, делать выводы и фиксировать (устно) в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
Познавательные:
-моделировать способы деления на 3 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем;
-конструировать каркасную модель треугольной пирамиды;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя;
-использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения);
Коммуникативные:
-использовать простые речевые средства для общения на уроке;
-читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради;
-участвовать в диалоге и коллективном обсуждении;
-отвечать на вопросы учителя.
Личностные:
- элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
-адекватная оценка результатов своей учебы, понимания причин успеха или неуспеха;
-положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики;
- осознанное выполнение правил и норм школьной жизни;
-элементарные навыки этики поведения.
Оборудование: мультипроектор, ноутбук, карточки, учебные принадлежности.
Ход урока:
I.Организационный момент
Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, общаюсь с дежурным учеником.
- ХАЙ ФАЙВ (дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания)
- Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу (действия: кулачками прикасаются друг с другом с партнёрами по лицу, а по плечу руками «дай пять»).
Ввожу в урок структуру из сингапурской методики КЛОК БАДДИС -«друзья по часам (времени)» обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
- Ребята, а сейчас возьмите свои схемы КЛОК БАДДИС и назначьте четыре встречи (на 12, 3,6,9 часов) с друзьями, которые сидят за другими партами.
II. Устный счет
Читаю вслух задачу.
Реши задачу – шутку:
Кошки
В комнате светлой четыре окошка
На каждом окошке сидело по кошке.
У каждой напротив сидели три кошки
И жадно лакали сметану из плошки.
Так сколько же кошек всего собралось?
Надеюсь, ответить тебе удалось?
(В комнате сидело четыре кошки).
Применяю структуру из сингапурского обучения КЛОК БАДДИС
- Ребята, встретьтесь с партнёром, назначенным на 12 часов, спрашиваю например: участник под №1 стол№2
- Какой ответ получился у твоего партнера? Какой ответ у тебя самого?
Ш Математический диктант:
Читаю задания, учащиеся выполняют в тетрадях:
- 7 увеличить на 8.
- 16 уменьшить на 9.
- Найти произведение чисел 7 и 3.
- 12 разделить на 3.
- Первое слагаемое 6, второе – 7. Найти сумму.
- Встретьтесь с партнером, с которым вы назначили встречу на 3 часа, сделайте взаимопроверку тетрадей, пообщайтесь, поблагодарите друг друга.
IV. Работа с учебником.
- Откройте страницу учебника, выполняем задание устно.
Выполни вычисления с помощью рисунков
3:3= , 12:3= ,
6:3 = , 15:3= ,
9:3= , 18:3= ,
(заранее пишу на доске, 1 ученик записывает только ответы для экономии времени; например: стол №3 участник под номером 4 выполняет на доске, затем проверяем, аналогично называю участника.)
- Ребята, посмотрите на запись примеров, что вы заметили? (что все числа мы делили на 3)
- Кто может сформулировать тему урока? (например: спрашиваю участника под №2 стол №5)
V. Сообщение темы урока
Делаю вывод из ответов детей и озвучиваю тему урока «Деление на 3». Закрепление.
VI. Работа по теме урока.
- Ребята, продолжаем работать по учебнику, решаем задачу письменно, самостоятельно в тетрадях.
Папа принёс 9 бананов, по 3 банана в каждой связке. Сколько связок бананов принёс папа? Объясни и дорисуй схему к этой задаче. Реши задачу
-Встретьтесь с партнером, назначенным на 6 часов, сравните свои задачи, выслушайте ответы друг друга, поблагодарите.
VII. Физкультминутка.
Использую структуру МИКС-ФРИЗ-ГРУП (обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос.)
Вопросы после окончания музыки:
- Объединитесь по столько: сколько будет 1 умножить на 3? (по три участника)
- Объединитесь по столько: сколько в основании сторон у четырёхугольной пирамиды? (по четыре участника)
- Объединитесь по столько: сколько будет 10 разделить на 2? ( по пять участников)
VIII. Работа по теме урока.
- Ребята, продолжаем работать по учебнику, решаем задачу в тетрадях.
Шнурок длиной 12 см разрезали сначала на 2 равные части, а потом каждую часть разрезали ещё на 3 равные части. Сколько всего частей получилось? Найди длину одной такой части.
Используя, ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН «встать сесть» обучающая структура для получения информация о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом аудиторией), проверяю решение задачи, благодарю за ответ.IX. Итог урока.
-Напишите свои впечатления об уроке на листочках «Лесенка достижений», оцените свою работу, встретьтесь со своим партнером, назначенным на 9 часов, поделитесь своей информацией, поблагодарите друг друга.
Подвожу итог урока, оцениваю работу учащихся, благодарю за работу.
X . Домашнее задание.