Конспект урока по предмету «Литературное чтение» 4 класс с использованием обучающих структур Сингапура


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №51»
Конспект урока по литературному чтению
в 4 А классе
с использованием структур
Сингапурской системы обучения.
«Сила мечты и любви. ( по рассказу А.И. Куприна «Слон» и стихотворению М.Карема «Ослик»)»
подготовила
учитель начальных классов
Антипова Галина Петровна
г.Набережные Челны
2014г.
Тема урока: Сила мечты и любви. ( по рассказу А.И. Куприна «Слон» и стихотворению М.Карема «Ослик») (Урок 2)
Цель: Помочь учащимся увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты; формировать ключевые компетентности (коммуникативная, социальная, продуктивная, нравственная) через освоение универсальных учебных действий(личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных); формировать универсальные учебные действия нравственно-эстетического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
Оборудование: учебник литературного чтения «Литературное чтение» ч.2 под редакцией Н.А. Чураковой.
Ход урока. I.Организационный момент. МЭНЭДЖ МЭТ
Эпиграф к уроку (на доске): Любят тебя без особых причин;
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. В. Берестов
Мотивация к учебной деятельности.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. С хорошим настроением принимаемся за работу! Значит, у нас все получится! Девиз: Все получится!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Проверка домашнего задания.-С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (А.Куприн.«Слон»)
1)Какие сведения о слонах вы разыскали к уроку? Клок Баддис (начинает тот, кто ближе к солнцу по 30с.)
2) Выявление места и причины затруднения.
Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать? ( Что слон - животное в России экзотическое, в природе не встречающееся.) Где в России можно встретить слона? ( В зоопарке или в цирке.) Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем – то более важном?
Цель урока – выяснить это.
Вспомните содержание рассказа. Кратко перескажите партнеру по плечу. ТАЙМД ПЭА ШЭА (начинают четные номера по 1 минуте). Оцените друг друга.
3) Викторина по тексту. Самостоятельная работа, проверка по структуре ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН
III. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам.
– Почему рассказ называется «Слон»? Что включает в себя это название? РАУНД ТЕЙБЛ
(Запись на одном листке по очереди, отвечает участник №1)
(Слон – это мечта. Эта мечта помогла больной девочке победить болезнь. Слон – это родительская любовь. Эта любовь – символ того, что все можно преодолеть, если любишь.)– Любовь нужна всем, и дарить ее можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям. Любовь можно дарить всему, что нас окружает.
Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, то душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.
– Вы можете придумать другое название? (Предложения детьми разных вариантов названий рассказа.)
2. Выборочное чтение по ролям:
-Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца. (с.30- 32: автор, папа, хозяин зверинца,- до слов: «Я сам хозяин этого дома.») -Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки? (Речь идет о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь-ровесница больной девочки). -Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких? ( Самый большой слон-самый талантливый и обученный.Он принесет девочке больше радости и улыбок)
-Желание Нади увидеть живого слона - это каприз или мечта? Докажите свое мнение по тексту.
(Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке).
-Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста?
-Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание.Слоноказался большим и умным другом, которого ей так не хватало: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает Наде выздороветь.)
-О чем же этот рассказ? ( О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта - самое лучшее лекарство)
2. Работа с пословицами по 1 мин.. ТАЙМД ПЭА ШЭА(совпадет ли мнение с партнером по лицу. Отвечает №2)
-Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете, напишите Подумайте, можно ли их отнести к рассказу «Слон».
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся.В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами. (В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)3. Составление плана ФИНК-РАЙТ РАУНД РОБИН (ПОДУМАЙ-ЗАПИШИ-ОБСУДИ)
1. Маленькая девочка нездорова.
2. Неожиданное желание.
3. Отец в зверинце.
4. Общение девочки со слоном.
5. Чудесное выздоровление.
4. Отчеты групп. Обсуждение. Отвечает участник № 4
- С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливает в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого
- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?
- А легко ли быть добрым?
- Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”. Кто больше? Раунд Тэбл- Что оно в себя включает?
Добро – это: красота, душевность, ласка, тепло, счастье, жизнь, отзывчивость, Любовь, мама, семьяФизкультминутка Класс билдинг5.Работа над стихотворением «Ослик» Мориса Карема в переводе Валентина Берестова– бельгиец на французском языке (1899-1978).
Знакомство со стихотворением. (Самостоятельное чтение учениками)
-Как вы считаете, о чем это стихотворение? ( О животных, о родительской любви)
-Обратите внимание на то, как мама-ослица разговаривает со своим сыном-осликом?
- Где вывод в этом стихотворении, найдите строчки. Почему вы так считаете?
( Любая мама любит своего ребёнка и старается, чтобы его будущее было хорошее и лучше, чем у мамы.)
-Почему стихотворение Мориса Карема «Ослик» поместили после рассказа Куприна «Слон». (Эти произведения объединены общей идеей.Они о любви родителей к детям.)
-Выразительное чтение стихотворения.
6.Работа по картине П. Пикассо «Мать и дитя».
Сегодня мы вновь посетим Международную выставку « Необычный взгляд на мир». Рассмотрите картину Пабло Пикассо « Мать и дитя».
- Какое впечатление произвела на вас картина.
-Если бы художник не назвал картину «Мать и дитя» вы бы догадались, что это родные люди? Да, они внешне похожи, и настроение у них одинаковое, мальчик прислонился к плечу матери) -Какое настроение их объединяет?(Грустное)
-Видите ли вы причину такого настроения?
-Догадываетесь ли вы, кто эти люди по профессии? (цирковые артисты)
-Можно ли предположить, насколько тяжела их жизнь? (Жизнь артистов связана с бесконечными тренировками и риском для жизни, и это не может не беспокоить мать этого мальчика).
Но, несмотря на грустное настроение этих людей, видно, что они очень близки.
IV.Рефлекция учебной деятельности.. Билетик на выход
-С какими произведениями мы знакомились на этом уроке?
-Какой общей идеей объединены такие разные произведения? (Это произведения о родительской любви)
- Подведём итог. Осталось ответить на вопрос урока: Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН»?
(Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.
Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки.
* Воплощение мечты, которое поставило её на ноги.
* Воплощение родительской любви.
* Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.) Выберите сердечки.Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастливая? Напишите на сердечках.
У. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”
Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».
9.Домашнее задание:. Подготовить по плану
Участники №1 – пересказ от имени Нади.
Участники №2 – пересказ от имени Слона.
Участники №3– пересказ от имени отца.
Участники №4– пересказ от имени хозяина зверинца.
Словарная работа.
-В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста.
-Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?
(Гостиная - комната для приема гостей. Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.
-Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.
Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.
Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.
Вершок=4,4 см.
Пуд= 16,38 кг.
Зверинец – место, где содержат зверей для показа.
Аршин – русская мера длины, равная 0,71 м.
Высота 3· 0.71=2,13м 4.4́·4=17.6 см 2.13м+17.6см=2м 30см
Длина 4·0.71=2м84см
Вес 112·16.38=1834.56 кг
Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.
Хе́рес – сорт крепкого виноградного вина.
Ром – род крепкого алкогольного напитка.
Передняя – нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.
Викторина
1.Как звали больную девочку? 1) Катя 2) Таня 3)Маша 4)Надя
2. Чем больна Надя? 1) ангиной 2) равнодушием к жизни 3) гриппом4) одиночеством
3.Что однажды попросила Надя? 1) настоящего слона 2) шоколадку 3) мороженое4) куклу
4.Где папа собирался достать слона? 1) В зоопарке 2) В зоомагазине 3) В зверинце4) В Африке
5. Чего не делают умные собаки в зверинце?
1)Кувыркаются 2) Танцуют 3) Поют под музыку 4) Говорят с хозяином
6. С помощью какого лакомства слона завели в дом? 1) Круглый фисташковый торт 2) Круглый банановый торт 3)Треугольный ананасовый торт 4)Квадратный фисташковый торт
7. Когда слона вели в гости к больной девочке?1) Утром 2) Днём3) Вечером4) Ночью
8.С кем Надя знакомила слона? 1) С родителями 2)С друзьями3) С нянькой4) С куклами
9.Чем Надя угощала слона? 1) Булками 2) Чаем 3) Сахаром 4) Конфетами
10. Что попросила девочка утром?1) Каши 2) Суп3) Молочка4) Воды
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся.В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами. (В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)1 ученик: На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.
Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5-6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту.
2 ученик: Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3 ученик: Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки.
4 ученик: В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________