Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков [з]- [ж]

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27» города Курска







Конспект логопедического занятия:
в 1 классе
«Дифференциация звуков [з] – [ж]»









Составила:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Гурова Анна Витальевна












Курск 2012
1. Тема «Дифференциация звуков и букв З-Ж»
2. Возрастная направленность Дети 7 лет.
3. Программные задачи
Закреплять правильное произношение звуков [з], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи.
Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Развивать навык звукового анализа.
Способствовать развитию логического мышления.
Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
4. Ожидаемые результаты
Дети правильно произносят звуки [з], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; умеют различать эти звуки на слух и в произношении
5. Оборудование:
Картинки с изображением жука и комара, слоговые таблицы, бумага, карандаши на каждого ребенка.
6. Предварительная работа
Д/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»
Рассматривание картинок, определение, с какого звука начинается слово

Ход занятия.
1. Организационный момент:
Мы школьники прилежны,
Послушны и дружны.
Мы знаем нашей школе
Лентяи не нужны.
2. Мотивация к деятельности.
Послушайте внимательно стихотворение:
Если мы не примем мер,
Мальчик Петя- вот беда!
Букву «ша» и букву «эр»
Не осилит никогда.
Вместо слова «хорошо»
Говорит он « холосо».
Вместо слова «парашют»
Говорит он «паласут».
А теперь наоборот:
Прочим буквам не в пример,
Полюбил он через год
Букву «ша» и букву «эр».
Вместо слова «колесо»
Пишет Петя «корешо».
Вместо слова «пылесос»
Пишет Петя «пырешош»
Ребята, как вы думаете, для чего нужно учиться правильно проговаривать и различать звуки?
3. Отгадайте загадки.
Летит, пищит. Ножки длинные тащит
Случай не упустит. Сядет и укусит:..(комар)
- как звенит комар?
-какой слышится звук?
Посмотрите, какой красивый комар пришел к нам сегодня в гости (демонстрируется иллюстрация комара)
Жужжит, звенит,
Усами водит грозно:
Пугает праведный народ –
А ну, покиньте огород,
Пока не слишком поздно!
Но нет испуганных вокруг,
Не страшен людям майский (жук)
-как жужжит жук?
Посмотрите, какой красивый жук пришел к нам сегодня в гости( демонстрируется иллюстрация жука)
-как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
4. Сравнение артикуляции .
Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж].Сравним их.
а) сходство: эти звуки звонкие
б) различия: место образования
[з] – кончик языка за нижними зубами
[ж] – язык в верхнем положении
в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд
г) воздушная струя
При произнесении [з] – холодное, [ж] – тёплая
5. Разделить предметные картинки.
Детям предлагаются картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звуки [з] и [ж].
·
Задание: разделить картинки на две группы по наличию [з] или [ж].
6. Упражнения для развития мелкой моторики.
Мама подарила вам колечко. Но пока мама шла из магазина, вы успели подрасти, и колечко стало мало. Постараемся натянуть колечко на каждый пальчик.(натягиваем колечко на каждый палец, массируя его)
7. Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з] один раз, а со звуком [ж] два раза.
Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, кожа, закат, жасмин, гвоздики.
8. Повтори, не ошибись!
жа-жа-за – вот идёт коза
за-за-жа – мы видели ежа
жу-зу-зу – мы ведём козу
зу-жу-жу – на лужок хожу
9. Игра «Комары и жуки».
Дети разбиваются на две группы, называя слова, начинающиеся со звуков [з], [ж]. Одни изображают жуков, другие комаров. Кроме того, один ребенок с хорошей речью изображает сову.
Учитель говорит: «Комары летят, комары гудят».
Дети комары вылетают и гудят: «з-з-з».
Затем учитель говорит: «Жуки летят, жуки жужжат».
Дети жуки вылетают и жужжат: «ж-ж-ж».
Сова говорит:
Я сова, большая голова,
на суку сижу,
во все стороны гляжу,
жуков, комаров ловлю!
Лечу!
На слово «лечу» ребенок сова делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится «совой»

10. Измени по образцу.
боль, зуб – больной зуб.
Змея, яд; бензин, бак; зима, день; звезда, путь; кожа, пиджак; бумага, пакет; пляж, костюм; багаж, квитанция

11.Физкультминутка .
Мы поставим печь пирог,
И достанем из печи.
Из трубы идёт дымок такой приятный.
Там за лесом у реки
Повар – булочка живёт.
По утрам печёт пирог он ароматный. (сопровождается движением)
11. Блиц опрос.
Замени слово новым так, чтобы оно начиналось со звука [з] или [ж]
лягушка – жаба
зной – жара
ограда – забор
животное – зверь
грубый – жестокий
дом – здание

- лесной житель с длинными ушами – заяц
- кличка собаки из сказки «Репка» - Жучка
- животное, обладающее самой длинной шеей – жираф
- парк, где можно встретить различных животных – зоопарк
- утренний приём пищи – завтрак
- утренние гимнастические упражнения – зарядка
12. Поиграем в считалку.
Дети становятся в круг, учитель считает.
Мы со звуком [з] играем,
Слово к слову подбираем:
зал, забор, замок, жетон –
Выходи из круга вон!




Мы со звуком [ж] играем,
Слово к слову подбираем:
жаба, жук, жираф, бизон –
Выходи из круга вон!
13. Рефлексия.
Нарисуй такой величины ухо, насколько ты хорошо слушал учителя и товарищей.
Такой величины глаз, насколько ты внимательно смотрел на учителя и на доску.
Такой величины рот, насколько ты болтал не по делу.
14. Пароль на выходе.
Назови слово со звуком [з] или [ж] и иди на перемену.




Список использованной литературы
Волина В.В. Занимательное азбуковедение .- Москва: Просвещение 1991
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5 за знания» 2007
Лопухина И.С.Логопедия 550 . - Москва: Аквариум 1995