Проект по теме Музей-связующая нить

МБОУ «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»









Проект по теме:

«Музей – связующая нить»






Проект выполнили:
руководитель музея
Чабачакова Светлана Николаевна,
учителя начальных классов
Манжина Дьянарай Алексеевна,
Теркишева Айсура Кимовна,
Тижинова Светлана Владимировна




Кырлык, 2016г.
Актуальность проекта
Государство заботится о том, чтобы школа давала учащимся прочные знания, учила применять  эти знания на практике, воспитывала школьников активными гражданами современной России. Одним из важных средств выполнения этих задач, поставленных перед общеобразовательной школой, является краеведение.
Школьное краеведение содействует осуществлению общего образования, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение краеведения в процессе обучения велико и многообразно. Краеведение способствует проблемному пониманию учебного материала, привлекает детей к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем, и это не менее важно, краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину. Особенности краеведения заключаются в том, что ученик попадает в положение исследователя, а это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному их поиску и пониманию.
Музей это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.
Особым видом педагогической практики в последние десятилетия стала музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль  в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию школы с семьей и социумом.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Школьный краеведческий музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения. Уникальная среда школьного краеведческого музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Деятельность музея способствует интегрированному восприятию и обобщению школьных знаний, значительно расширяет кругозор учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности.
Музей в школе является научно-исследовательской лабораторией педагогического мастерства, обеспечивающей максимально эффективное использование регионального компонента в процессе образования и воспитания учащихся.
При музее есть кружок «Истоки», руководство которым осуществляет руководитель музея. Кружок занимается следующими видами деятельности:
пополняет фонды музея путем организации встреч школьников со старожилами села;
изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
осуществляет создание экспозиций, выставок;
проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников школы, жителей села;
оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Новизна проекта
Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку музеи оказывают огромную помощь педагогам в воспитании и развитии учащихся.
Новизна проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и сочетании различных педагогических технологий. Этот проект является инновационным для нашей общеобразовательной организации, поскольку ранее не был описан опыт педагога как система работы, направленная на воспитание, обучение и развитие учащихся силами и средствами школьного краеведческого музея.

Оригинальность проекта
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в школьном музее встречи с интересными людьми, героями войны и труда, воинами-интернационалистами - нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе, мире.
Цель проекта – моделирование системы работы педагога, направленной на воспитание, обучение и развитие учащихся силами и средствами школьного краеведческого музея посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Ключевая идея проекта – создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в обществе личности.

Задачи проекта:
изучить литературу по теории и практике музейной педагогики;
обеспечивать внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея;
активизировать работу школьного музея, реализуя его воспитательный и развивающий потенциал;
сотрудничать с музеями района, республики, учреждениями дополнительного образования;
продолжить работу с фондом музея;
вовлекать в музейно-педагогическую деятельность учителей-предметников, классных руководителей, родительский коллектив;
приобщать школьников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию края;
сформировать у учащихся чувство ответственности за малую Родину, школу, музей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.
Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, села, района, республики, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности музея.
Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач школы.
Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах музея.
Презентация итоговых материалов проекта в Интернете, СМИ и перед общественностью, участие в различных конкурсах.
Создание банка данных собственных методических разработок, их публикация на сайте школы и других образовательных порталах.

Этапы реализации проекта: 2016-2017 гг.
 I этап: проектный сентябрь – октябрь 2016г.
 Цель: подготовка условий создания системы музейной педагогики, гражданско-патриотического воспитания.
 Задачи:
1.Изучить нормативную базу.
2.Разработать, обсудить и утвердить проект по музейной педагогике, гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
5. Обобщить имеющийся материал и создать мультимедийную продукцию.
II этап: практический ноябрь 2016 г. – март 2017г.
Цель: реализация проекта по музейной педагогике, гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять, укреплять связи с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
4. Вовлекать в систему музейной педагогики, гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации проекта.
6. Принимать участие в муниципальных конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
7. Создать электронные экспозиции, интерактивное экспозиционно-выставочное пространство.
5.Включить школьный виртуальный музей в единую локальную сеть школы, перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайте школы.
6.Расширить и обновить экспозиции, пополнить фонд музея.
7.Провести экскурсионно- лекторскую и массовую работу для обучающихся, учителей и родителей.
8 . Организовать презентацию школьного интерактивного музея.
III этап: аналитический апрель – май 2017г.
Цель: проанализировать итоги реализации проекта.
Задачи:
1. Проанализировать результаты работы.
2. Обобщить и представить результаты работы.
3. Скорректировать работу по реализации проекта.
4. Спланировать работу на следующий период.
5. Развить и обобщить опыт, провести семинары, творческие лаборатории для специалистов, представителей общественности, родителей.

Возможности использования музейной педагогики
Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Музей сохраняет и экспонирует природное и предметное окружение наших предков, обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения национально-культурных традиций и наследия мировых цивилизаций. Понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту реальность и значимость, которых невозможно достичь в любой другой сфере духовной жизни.
Музейная педагогика является для педагога, на наш взгляд, чрезвычайно интересной учебной дисциплиной. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию школьников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учащихся, проводить интересные уроки, организовывать факультативные и кружковые занятия, внеклассные мероприятия, наладить исследовательскую и проектную работу в школьном музее.
Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях школы дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание школьного музея. Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наше село – нашу малую Родину, знакомит с историей своей малой родины, показывает, кем стали выпускники нашей маленькой сельской школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материалов по истории своего родного края. Музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная. Школьный музей - это не просто собирание исторических фактов, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания. В нашем музее хранится список всех учителей работавших в школе от момента его создания (1924 года), собран материал о старейших учителях, участниках и ветеранах ВОВ, старожилах села, о наших бывших учениках-выпускниках. Все это способствует воспитанию достойных граждан Отечества, которые будут готовы продолжить великие традиции своих предшественников и также как и они оставят свой след на  земле. Здесь дети не на словах, а на деле соприкасаются с реликвиями, которые не могут не тронуть детскую душу. В музеи собраны фотографии, документы и личные вещи ветеранов - участников ВОВ.
Музей в нашей школе создался как комплексный, в нем отражены исторические, археологические, этнографические особенности села, района, республики. Музей состоит из двух залов. Один из залов занимает экспозиция «Жилище и быт алтайской семьи», второй зал – зал «Боевой и трудовой славы».
Здесь педагоги с детьми изучают культуру, быт, обычаи и традиции алтайского народа и его происхождение. В «Аиле» собран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Алтайские народные инструменты", "Народные костюмы" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы быта и труда (очок, казан (кастрюля), сокы (ступка), тажуур, кувшин, сундук, колыбель и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Макет очока, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционного алтайского аила. Детям интересно увидеть в действии ступку, покачать в колыбели куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить казан в очок. Дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, играют в национальные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Быт и культура алтайского народа", "История вещей". Неоценимую помощь в ознакомлении с большой и малой Родиной оказывает витрина, экспонаты которой условно поделены на разделы «История села Кырлык», «Усть – Канский район», «Тектоника и геологическое прошлое нашего края», «Народное образование в с. Кырлык», «История пионерской и комсомольской организаций школы», «В семье единой», «Великая Отечественная война в жизни села», «Вероисповедание жителей села». Умело чередуя экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами, педагоги школы воспитывают у детей интерес к родному краю. В школьном музее ребята приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.
Формы, технологии работы музейной педагогики
В нашем школьном краеведческом музее наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются:
массовые
групповые
индивидуальные.
К массовым формам относятся праздничные мероприятия (например, национальные праздники «Чага байрам», «Малый Эл-Ойын», этнографические фестивали «Национальное наследие», «В семье единой»).
Групповыми формами работы являются кружок, съемка видеофильмов и видеороликов, подготовка творческих, информативных и социальных проектов, оформление выставок и экспозиций, экскурсии и походы.
Индивидуальная работа предполагает подготовку сообщений, презентаций, проектных и исследовательских работ, сбор экспонатов.
Для реализации данного проекта использовались следующие методы работы:
словесные - рассказ, беседа, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами–интернационалистами, объяснение, работа с литературой, устный журнал;
наглядные - демонстрация экспонатов, старых альбомов, фотографий, образцов документов прежних лет, просмотр презентаций, фильмов, видеороликов, прослушивание народных песен;
практические - творческие проекты, инсценирование народных сказок, виртуальные экскурсии, путешествия, предметная деятельность;
эмоциональные – создание «ситуаций успеха».

Методы и формы организации деятельности
Разъяснение понятия патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов.
Личный пример педагогов по отношению к Родине и ее ценностям.
Использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свой народ.
Организация экскурсий.
Вооружение учащихся основами знаний о родном крае.
Организация краеведческой работы.
Организация поисковой работы.
Социальное проектирование.
Проведение патриотических уроков на базе школьного музея.
Приглашение воинов запаса, выпускников школы для участия в Уроке Мужества «Мы верим в тебя, Солдат !» с целью формирования у учащихся готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.
 Проведение военно-спортивных игр с привлечением воинов запаса, совета ветеранов.
 Проведение музыкальных фестивалей, битвы хоров патриотической песни «Пою тебя, Россия!».
Организация совместных праздников, проведение уроков в музее и библиотеках, родительские тематические собрания, круглые столы, экскурсии, кружковая работа.
Обобщение опыта педагогов.
Распространение опыта педагогов и школы через средства массовой информации.
Создание рабочих материалов проекта.
Проведение семинаров, мастер-классов для педагогов.
Организация встреч с ветеранами, участниками войны, тружениками тыла, ветеранами труда, со старожилами села, представителями различных предприятий.
Организация виртуальных экскурсий по музеям.
Участие в организации и проведении районных конкурсов.

Применяемые технологии:
Игровые технологии
Технология индивидуального обучения
Коллективный способ обучения КСО
Групповые технологии
Компьютерные (информационные) технологии обучения
Технология развивающего обучения
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
Личностно-ориентированное развивающее обучение
Технология проектной и исследовательской деятельности
Здоровьесберегающие технологии.
Оценка эффективности реализации проекта
Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права, свободы человека и гражданина;
- уважительное отношение к символике Российской Федерации, Республике Алтай, Усть-Канского района;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан.



Механизм реализации проекта
  Организационное сопровождение Проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который выполняет следующие функции:
содействует информационному обеспечению в области гражданского, патриотического воспитания и конкретных мероприятий, предусмотренных Программой;
привлекает учреждения культуры, общественные организации (объединения) и иных партнеров к реализации Проекта;
разрабатывает целевые программы, планы гражданского, патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Проекта, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования), организует их реализацию, подводит итоги их проведения, осуществляет аналитическую и мониторинговую деятельность.
Проект реализуется через проведение уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, кружковых занятий в школьном музее. Практика показывает, что такие формы организации деятельности интересны для учащихся. Это дает основания сделать вывод: вышеназванные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов:
колоссальный воспитательный потенциал
направленность на развитие личности
системность восприятия информации
раскрытие творческих способностей (как учащихся, так и педагога)
динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения.
В структуре урока или занятия в музее выделяются 3 важных этапа:
1) подготовка урока, экскурсии в музее;
2) проведение урока, экскурсии;
3) подведение итогов.
На всех этапах учитываются возрастные особенности учащихся. Тщательность подготовки и планирования - важный компонент организации урока в музее, от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации. Так, в начальной школе мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая атмосфера занятий).
При проведении музейного урока или занятия урока важен благоприятный эмоциональный фон и психологический климат (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в такие занятия игровых моментов, необходимы физкультпаузы.
По данным различных психологических исследований и нашим личным наблюдениям, в начальной школе проводить занятия в форме лекций нецелесообразно: они дают небольшой процент сохранения информации, а также дети быстро утомляются. Можно включать элементы лекции в занятия (не более 8- 10 минут).
Особым видом развивающей и творческой работы в музее является самостоятельная подготовка учащимися (или группой учащихся) экскурсии по музею, самостоятельная исследовательская или проектная работа (индивидуально или в группе).
Наш краеведческий музей активно включается в воспитательную деятельность школы.

Направления воспитательной работы в музейной педагогике
Воспитательная работа в музее ведется по следующим направлениям:
«Память». Воспитание уважительного отношения к истории своей Родины, культурному наследию алтайского народа, а также народов, проживающих на территории нашей страны.
«Я и моя Родина». Воспитание патриотизма и интернационализма, толерантного отношения к людям разных национальностей.
«Я и мир». Приобщение к культурным ценностям народов мира, формирование представлений об общечеловеческих нормах морали и опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
«Я среди людей». Воспитание эмпатии, потребности соотносить свои интересы с интересами других людей, умения жить в современном обществе.
«Культура». Воспитание адекватного восприятия художественных ценностей, умения ориентироваться в огромном мире культурного наследия разных народов. Формирование потребности к художественно-творческому самовыражению.
«Интеллект». Развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий для повышения мотивации учения, воспитание стремления стать образованным человеком, способным в полной мере реализовать свой человеческий потенциал.
«Здоровье». Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к здоровому образу жизни.
«Досуг». Формирование потребности участвовать в культурной, творческой, спортивной жизни школы, воспитание стремления к интересному и полезному досугу.
Проект реализуется в совместной деятельности с нашими партнерами, которыми являются:
1.Классные руководители
2.Учителя - предметники
3.Родительский коллектив
4.Социум села
5.Объединения дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является «Память», которое реализуется в работе:
классных руководителей;
объединений дополнительного образования;
учителей - предметников;
а также привлечение учащихся к проектно-исследовательской деятельности и работу с родителями.

Работа классных руководителей
Работа классного руководителя ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Система работы классного руководителя строится с учетом возрастных особенностей, отражающихся в методах и технологиях организации воспитания:
в младшем школьном возрасте - формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание;
в подростковом возрасте – это технологии формирования нравственных основ и выбор жизненных ориентиров, воспитания социальной зрелости, гражданская идентификация, включения подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, определения нравственно-мотивированного отношения к ним, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечения в культурное творчество.
в старшем школьном возрасте - воспитательные технологии, имеющие ценностно-ориентационный и рефлексивно-творческий характер.

Работа учителей - предметников
Реализуя направление «Память», решаются следующие задачи:
Овладение учащимися знаниями и умениями, предусмотренными государственной программой полного среднего образования в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.
Ознакомление с этнокультуроведческим материалом, интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла.
Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей – психологии, этикета, традиций – того или иного народа).
Реализация компонента осуществляется через:
обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности);
введение кружков, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: «Алтай фольклор» - начальная школа; курс «Основы религиозной культуры и светской этики» - 4 класс, курс «Мировая художественная культура» на второй и третьей ступени.

Проектно – исследовательская деятельность
Важным направлением является проектно-исследовательская деятельность учащихся по воспитанию культуры алтайского народа и народов, проживающих в стране.
Создаются исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой народов. Знать как можно больше о своем народе и народах, проживающих в стране это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.
Учащиеся осваивают культурные пласты истории и современности разных народов и приобщаются к богатому культурному наследию народов нашей республики и страны. Перед педагогами стоит задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников и специфику проектов.
В основу проектно-исследовательской деятельности положена личностная направленность:
добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка;
дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;
учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.

Работа с семьями обучающихся
Проект предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
Семья является своеобразным примером этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок.

Объединения дополнительного образования
Система работы объединений дополнительного образования МБОУ «Кырлыкская СОШ» реализует объективно существующую взаимосвязь с основным (базовым) образованием, органично включает в себя вариативный компонент поликультурной направленности.
Содержание дополнительного образования определено с учетом следующих факторов:
свободный выбор учащимися области знаний в соответствии с его склонностями и интересами;
создание условий для расширения и углубления знаний и умений по избранным направлениям;
необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации и гуманизации межнациональных отношений;
создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Результаты педагогического проекта:
Результат-продукт: книга «Кырлу, кырлу Кырлыгым», программа творческого объединения «Истоки», методические разработки (сценарии музейных уроков, внеклассных мероприятий, презентации).
Результат-эффект: индикаторы эффективности апробируемой модели работы:
активное включение учащихся и родительского коллектива в работу по сбору экспонатов,
интерес учащихся к урокам, мероприятиям, проводимым в музее;
использование ресурсов музея учителями-предметниками в сфере образования;
участие школьников в проектной и исследовательской деятельности по краеведению;
развитие творческого потенциала учащихся;
музей становится одним из центров культурной жизни школы, села.

Перспективы педагогического проекта
- продолжить работу по сбору, систематизации музейного фонда;
- дальнейшее активное использование ресурсов музея в деле воспитания, обучения и развития школьников;
- совершенствование методов, приемов работы;
- разработка программ по музейной педагогике.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Для реализации данного проекта в нашей школе есть все необходимые условия. Школа работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке инновационного проекта,   есть необходимая материально-техническая база. А также богатый опыт краеведческой работы и наличие музея. Под музей выделено светлое просторное помещение, в котором собран богатый материал.

Наименование
Ресурсная база


Нормативно-правовая
Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.
ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ).
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ).
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы //Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59
Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007.  с. 8-9.
Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма. //Воспитание школьников. – 2007,№5. – с.17-21
Шпенглер Т.В. « Музейная педагогика как эффективное средство воспитания патриотов» //Внешкольник.-№ 1, 2008. – с. 16-18.
Локальные акты ОУ:
- Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;
- Положение о Родительском Совете;
- Положение о школьном музее.


Мотивационная
Осуществление исследовательско – поисковой деятельности, знания и умения, полученные в результате создания Internet-версии школьного музея.


Организацион-ная
Формирование социального заказа на воспитание компетентностного школьника в условиях краеведческой деятельности.
Программирование образовательно–воспитательного процесса


Научно-методическая
Инновационный проект.
Дополнительная образовательная программа «Школьный музей».
Программа дополнительного образования «Быть достойным».
Методические разработки занятий, тематических виртуальных выставок
Сценарии уроков мужества, экскурсий.
Методическая и художественная литература;
Аудио, видео, CD;
Методические разработки КТД различных направлений.
Сотрудничество с Советом ветеранов, МБОУ «Центр детского творчества», МБОУ «Усть-Канская ДЮСШ», библиотеками села, района, сельским Домом культуры, музеем района.


Информационная
Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.
Школьные музеи. Сб. документов. -М., 1987.
Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.
Доступ к ресурсам Интернет.
Электронный банк экспонатов школьных музеев.
Опыт учителей, использующих музейную педагогику и проектную деятельность
Интернет- поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Материально-техническая
Музейный кабинет.
Музыкальный центр.
Проектор и экран.
Электронный фотоархив школьного музея.
Результаты поисково-исследовательской деятельности школьников (мультимедийные презентации, доклады).
Музейные экспонаты.
Технические средства оснащения (компьютер, принтер цветной, видеокамера, фотоаппарат)
Зал боевой и трудовой славы
Зал «Жилище и быт алтайской семьи».
Кабинет ОБЖ.
Школьная библиотека, сельская библиотека.
Спортивный зал, стадион
Учебные кабинеты с ИКТ оборудованием, электронными образовательными ресурсами.
Наглядные материалы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.
Видео, фотоматериалы.


Кадровая

Руководитель школьного музея.
Коллектив педагогов, владеющих навыком музейной педагогики, исследовательской и проектной деятельности, обладающих достаточной квалификацией.


Финансовая
бюджетные средства
внебюджетные средства













15