КТП по географии, 5 класс (УМК Домогацких Е.М.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ (5 КЛАСС)

Домогацких Е.М. Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015

Учебник: Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/
Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015


УРОКА
ТЕМА УРОКА
Д/З
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
ДАТА




предметные
универсальные учебные действия (УУД)







метапредметные
личностные



ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА)


Что такое география
§1
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Учебно-познаватель-ный интерес к географии
1. Составление схемы наук о природе (обучающая)



Методы географических исследований. Источники географических знаний
§2
Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличия методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации
Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний
2. Составление описания учебного кабинета географии (обучающая)
3. Организация наблюдений за погодой (итоговая)


ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ (5 ЧАСОВ)


Первые представления о форме Земли
§3
Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли




Форма, размеры и движение Земли
§4
Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений




Глобус – модель земного шара. Географическая карта и план местности
§5
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.
Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
Осознание многообразия способов представления земной поверхности
4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности (итоговая)
5. Составление плана кабинета географии (итоговая)



Ориентирование на местности
§6
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним
Умение работать с измерительными приборами
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека
6. Определение с помощью компаса сторон горизонта (обучающая)



Обобщение «Наука география. Земля и ее изображение»

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта
Умение работать с различными КИМами
Понимание роли и значения географических знаний



ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ (14 ЧАСОВ)


Путешествия первобытного человека
§7
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики»
§7


Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Плавания финикийцев вокруг Африки. Путешествие Пифея
§8
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Географические открытия викингов
§9
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Путешествие Марко Поло
§10
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Хождение за три моря
§11
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина Индию

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Морской путь в Индию
§12
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «Эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Жизнь и деятельность Христофора Колумба
§13
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять чем индейцы отличаются от индийцев

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Первое кругосветное плавание
§14
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. Определение приоритета совершения первого кругосветного путешествия
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Поиски Неизвестной Южной Земли
§15
§16
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй. Составлять описание об открытии Австралию и особенностях животного мира материка. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии
§17
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»



Русские кругосветные экспедиции
§18
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Открытие Антарктиды
§18


Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле




Урок обобщения и контроля по теме раздела

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
Умение работать с различными КИМами, контурными картами
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

8. Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов (обучающая)


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (10 часов)


Мировой океан и его части
§19
Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей




Практическая работа №9
к/к
Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

9. Обозначение на к/к материков и океанов Земли (итоговая)



Значение Мирового океана для природы и человека
§20
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Осознание роли Мирового океана для природы и человека




Путешествие по Евразии
§21
Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную
Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка
10. Обозначение на к/к крупнейших по площади государств материка (итоговая)



Путешествие по Африке
§22
Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка




Путешествие по Северной Америке
§23
Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную
Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка




Путешествие по Южной Америке
§24
Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка




Путешествие по Австралии
§25
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной природные географические объекты
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную
Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка




Путешествие по Антарктиде
§26
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка




Обобщение «Путешествие по планете Земля»

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты
Умение работать с различными КИМами
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка



ПРИРОДА ЗЕМЛИ (2 ЧАСА + 1 ЧАС РЕЗЕРВНОГО ВРЕМЕНИ)


Что такое природа
§27
Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов
11. Организация фенологических наблюдений в природе (обучающая)



Географическая оболочка Земли и ее части
§28
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт оболочек Земли




Обобщение «Природа Земли»

Объяснять многообразие природы Земли и объектов, ее составляющих. Выделять существенные признаки оболочек Земли
Умение работать с различными КИМами
Понимание специфических черт природы, видового разнообразия и оболочек Земли




РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ – 1 час