Рабочая программа и КТП по географии Домогацких 9 класс



Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей № 15
имени Героя Советского Союза Н. Н. Макаренко г. Кызыла РТ
_______________________________________________________
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании кафедры естественных дисциплин
Протокол № __ от «__»__________2016 г.
Зав. кафедрой________
(Маркова С.А.) зам. директора по НМР
________(КудрявцеваЕ.А.)
«__»____________2016 г.
Директор МАОУ
«Лицей №15»
_________(Берзина Е. Г.)
«__»____________2016 г.
Рабочая программа
По географии
Для 9 класса базового уровня
Составитель: Маркова Светлана Алексеевна
I квалификационная категорияКызыл
2016-2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по (географии) для (9) класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Данная рабочая программа составлена на основании
Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС », 2010.
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Основные цели и задачи курса:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства
на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать/понимать:
Связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
Факторы размещения отдельных отраслей хозяйства страны;
Основные отрасли хозяйства страны, географию их размещения;
Географию народов, населяющих нашу страну;
Крупнейшие городские агломерации нашей страны;
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
Уметь:
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
картографическая грамотность;
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Описание места учебного курса
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число
учебных часов за пять лет обучения — 278, из них
5 класс - 35 часов (1 ч в неделю) - 35 учебных недель
6 класс – 35 часов (1 ч в неделю) - 35 учебных недель
7 класс – 70 часов (2 ч в неделю) - 35 учебных недель
8 класс- 70часов (2 в неделю) - 35 учебных недель
9 класс- 70 часов (2 ч в неделю) - 35 учебные недели
Структура курса
№ п/п Тема (глава) ЗУН
Количество
часов
1 НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. РОССИЯ И СТРАНЫ СНГ. Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.
Субъекты РФ, их различия 3
2 НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.
Города, типы населённых пунктов, зоны расселения
Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица 4
3 ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля Росси в ресурсах СНГ. Особенности экономических систем. 8
4 ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения 3
5 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные. Газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения 5
6 КОМПЛЕКСЫ ОТРАСЛЕЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения 9
7 АГРОПРМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности 4
8 ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. 5
9 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ. Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.
Особенности ЭГП районов России, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства районов. 26
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п Тема Кол-во
часов Сроки
проведения
1 Входной контроль 1 2 Промежуточный контроль «Межотраслевой комплекс» 1 3 Итоговый контроль 1 ИТОГО: 3 часа.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п Тема Кол-во
часов
1 Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве. Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ. 1
2 Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России. 1
3 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. 1
4 Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства. 1
5 Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам. 1
6 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 1
7 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. 1
8 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 1
9 Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 1
10 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. 1
11 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. 1
12 Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей. 1
13 Моделирование вариантов нового районирования России. 1
14 Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 1
15 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 1
16 Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. 1
17 Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 1
18 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. 1
19 Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. 1
20 Экологические и водные проблемы Волги-оценки и пути решения. 1
21 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы. 1
22 Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем. 1
23 Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского района) для жизни и быта человека. 1
24 Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. 1
25 Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. 1
26 Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе. 1
27 Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. 1
28 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 1
ИТОГО: 28 часов.
Дата №
урока Темы учебных занятий Тип урока Элементы обязательного минимума образования Вид контроля Практические работы Наглядные пособия
Домашнее задание
1 Введение.
Урок:
Экономическая география – наука о хозяйстве и населении. Лекция с элементами беседы Задачи курса экономической и социальной географии России. Особенности структуры учебника.
Экономическая карта России, атлас, контурная карта. П1
Раздел 1. Общий обзор России (7 часов)
Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России
2 Урок:
Формирование территории России. Урок актуализации знаний и умений История формирования территории России. Исторические города и время образования как отражение территориальных изменений. Направления роста территории в Х IV-Х IХ вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. СНГ. Индивидуальный и фронтальный опрос
Экономическая карта России П.2. р/т зад.4 стр.7 заполнить таблицу.
3 Урок:
Географическое положение России. Практикум
ЭГП России. Факторы ЭГП. Политико-географическое положение России. Плюсы и минусы географического положения страны.

Проверка практической работы. Практическая работа № 1:
Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. Физическая карта России, экономическая карта РФ П.3к/к
р/т зад.4 стр.10
4 Урок:
Административно-территориальное устройство России. Комбинированный
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Тест Административное деление и государственная территория России
Практическая работа № 2:
Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами водными путями.
Политико-административная карта РФ, контурные карты, экономическая карта, атласы. П.4
р/т зад.6 стр.13
контурная карта
5 Урок:
Экономическое районирование территории России. Изучение нового материала Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Экономические районы, регионы и зоны.
Фронтальный и индивидуальный опрос Анализ разных видов районирования России К.М.
Экономическое районирование России
О.К. Федеральные округа. П.5 р/т зад.1 стр.14.
6 Экономические районы 7 Урок:
Природные условия России. Комбинированный Природные условия страны. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России. Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Физическая и экономическая карта РФ. П.6 р/т зад.5-6 стр.18.
8
Урок:
Природные ресурсы России. Практикум Основные виды природных ресурсов, примеры их рационального и нерационального использования, влияние их на хозяйственную специализацию территорий. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Выполнение заданий в рабочих тетрадях, индивидуальныйопрос Оценка комфортности природных условий в разных районах страны Физическая карта РФ, атлас. П.7 стр.42 учебника поработаем с картой
9 Урок:
Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. Урок актуализации знаний и умений Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Физическая карта РФ,
атласы. П.8
10 Россия на карте мира обобщающий тест Итоговый контроль Тема 2. Население России (7 часов)
11 Урок:
Численность населения России Изучение нового материала Демография. Переписи населения. Численность населения и ее динамика. Естественный прирост, традиционный и современный тип воспроизводства населения. Демографическая ситуация в современной России. Беседа Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий Статистические данные о переписи населения России,
атласы П. 9
Проект «История моей семьи»
12 Урок:
Размещение населения России.
Практикум Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики.
Индивидуальный опрос
Практическая работа №3
Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. Статистические данные,
атласы П.10 р/т зад 6 стр.28.
13 Урок:
Миграции населения. Урок актуализации знаний и умений Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы беженцы. Миграционные волны.
Объяснять различия направления миграций.
Выборочный контроль Презентация.
Таблица «Виды и причины миграций» П. 11. Учебник вопросы на стр.65.
14 Урок:
Формы расселения и урбанизация. Урок актуализации знаний и умений
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городов поселений и виды городов. Городские агломерации. Выполнение заданий в рабочих тетрадях, индивидуальный опрос. Экономическая карта РФ, презентация. П. 12 учебник стр.72 поработаем с картой.
р/т зад.1-5 стр.32-33
15 Урок:
Этнический и религиозный состав населения. Практикум
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения. Работа с картами атласа, выполнение п/р Практическая работа №4
Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России». Карта
Народы России, атлас, рабочая тетрадь. П. 13

16 Урок:
Трудовые ресурсы и рынок труда. Изучение нового материала

Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица в России.
Выборочный контроль П.14 итоговые тесты стр. 82-84.
17 Урок:
Обобщение знаний по теме Население России Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Тест по теме «Население России» Тема 3. Хозяйство России. Производственный
потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (18 час).
18 Урок:
Национальная экономика. Отраслевая структура хозяйства России. Изучение нового материала Национальная экономика, понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства, три сектора национальной экономики, отраслевая структура хозяйства, межотраслевые комплексы. Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства П.15 р/т зад.6 стр.41 карта.
19 Урок:
Факторы размещения производства. Комбинированный Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Работа с картами атласа, выполнение п/рПрактическая работа №5
Выбор места строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства Экономическая карта РФ, презентация П.16 р/.т зад.4 стр.42 схема.
20 Урок:
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. Изучение нового материала
Состав ТЭК, топливная, газовая, нефтяная промышленности нефтегазовые базы России, их хозяйственная оценка, важнейшие магистральные нефтепроводы и газопроводы. Выборочный контроль
Оценка обеспеченности хозяйства России основными видами природного топлива К.М схема «Структура ТЭК», «Связь ТЭК с други-ми отрас-лями, «ТЭ баланс. П. 17 р\т зад.4 стр.45 заполнить таблицу.
21
Урок:
ТЭК: угольная промышленность Практикум Особенности отрасли, способы добычи угля, основные угольные бассейны страны. Проверка и анализ практической работы Практическая работа №6
Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов.
П.18
22 Урок:
ТЭК: электроэнергетика. Электростанции и их виды.

Комбинированный
Особенности отрасли, типы электростанций. Крупнейшие каскады ГЭС, альтернативная энергетика, единая энергетическая система России. К.М.
Типы электростанций тренажер
заполнение схемы потребители тепла и энергии.
Практика
Заполнение табл. «Преимущества и недостатки электростанций.
К.М. Типы электростанций (видео), атласы.
П.19 р/т зад.4 стр.49 схема
23 Урок:
Металлургический комплекс: черная металлургия Практикум
Значение и особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Факторы размещения отрасли, металлургические базы страны.

Работа с картами атласа, выполнение п/рПрактическая работа №7
Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. О.К
Металлургические базы. Экологические проблемы.
Видео

П.20 р/т зад. 1-4 стр.51
24 Урок:
Металлургический комплекс: цветная металлургия. Комбинированный с элементами практикума Виды цветных металлов, особенности отрасли, факторы размещения основных отраслей цветной металлургии.
К.М.
Практика.
Месторождения и центры черной
и цветной металлургии. Практическая работа №8
Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности К.М. Металлурги-
ческий
комбинат. Продукция и этапы производства.
П.21 р/т зад.6 стр.54
25
26 Урок:
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.
Урок:
Машиностроение: отрасли. ВПК. Изучение нового материала

Практикум
Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс. О.К
Практика
Таблица «Размещение машиностроения» задание
№ 2
Практическая работа №9
Определение по картам и нанесение на к/к главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения. О.К
Состав машиностроения
(схема)
П.22 вопросы в конце параграфа.
П.23
27 Урок:
Химическая промышленность. Комбинированный
Особенности, сырьевая база отрасли химической промышленности, факторы размещения.
Выборочный контроль, заполнение таблицы. К.М.
«Отраслевой состав химической промышленности» (схема) П.24 р/т зад.4 стр. 60
28 Урок:
Лесная промышленность.

Практикум Особенности лесной промышленности, структура отрасли. Главные лесопромышленные комплексы страны.
Тестирование, заполнение таблицы Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли О.К. Факторы размещения лесной промышленности (схема) П.25
29
30
31
32
33 Урок:
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство: растениеводство.
Урок:
Сельское хозяйство: животноводство.
Урок:
Зональная организация сельского хозяйства.
Урок:
Пищевая и легкая промышленность. Изучение нового


Комбинированный с элементами практикума
Практикум
Актуализация опорных знаний Состав, особенности, значение АПК, его звенья. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности.


Работа с картами атласа, выполнение п/рТестирование Практическая работа №10
Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства. К.М.
«Состав сельского хозяйства (схема).
О.К.
«Отраслевой состав АПК» (схема), презентация.
П. 26
П.27 р/т зад.3-4 стр.65
П.28
П.29 р/т зад.4 стр 72 схема
34 Урок:
Транспорт России.
Комбинированный Транспорт и его роль в экономике России. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный и водный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть России и ее элементы, главные транспортные магистрали страны. К.М.
Виды транспорта (схема)
О.К.
Достоинства и недостатки транспорта.
Автоистория видео П. 30
35 Урок:
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. Лекция с элементами беседы Качество жизни населения, материальная и нематериальная сферы хозяйства, география сферы услуг. Выборочный контроль
П.31
36 Урок:
Обобщение по теме «Хозяйство России»
Урок коррекции знаний
37 Контроль знаний по теме «Хозяйство России» Тестирование Урок контроля, оценки знаний Раздел 2. Экономические районы России (22 часов)
38 Урок:
Северный экономический район Вводная беседа с элементами практикума Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы.
Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Экономическая карта России П.32 к/к р/т зад.3-5 стр. 81
Учебник стр. 179 поработаем с картой.
39 Урок:
Северный экономический район: население и хозяйство Состав населения, специфика хозяйственной специализации Северного экономического района. Мурманск - морские ворота страны 40-41 Урок:
Северо – Западный экономический район.

Актуализация опорных знаний ЭГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации Северо – Западного экономического района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района. Презентация видео
Санкт-Петербург
П. 33 к/к
42 Урок:
Калининградская область – самая западная территория России.
Лекция
Практикум ЭГП, природные условия и ресурсы, население, сельское хозяйство, транспорт Калининградской области. Проверка и анализ практической работы Практическая работа №11
Экономико-географическая характеристика области по типовому плану. Презентация П. 34 к/к
43 Урок:
Центральный экономический район.
Общие сведения
Практикум
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Старейший центр текстильной промышленности. Практическая работа №12
Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов П. 35 р/т зад.5 стр.89, к/к
44 Урок:
Центральный экономический район: население и природные ресурсы
Лекция с элементами беседы ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выполнение заданий в рабочих тетрадях П.36 к/к р/т зад.7 стр.92
45 Центральная Россия .Хозяйство. 46 Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧР) ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России. 47 Урок:
Волго-Вятский экономический район.
Лекция с элементами практикума Состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность ЭГП, высококвалифицированные трудовые ресурсы. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района. Заполнение таблицы. Презентация,атлас. П. 37 к/к р/т. Зад.6 стр.94. подготовить сообщения презентации Народные промыслы России
48 Урок:
Народные промыслы Центральной России.
Урок-ярмарка
Народные промыслы Центральной России: гжель, хохлома, вологодское кружево, финифть, городецкая роспись, палех. Составление таблицы
«Народные промыслы Центральной России» Презентация
Таблица в тетради.
49-50 Урок:
Северо- Кавказский экономический район.
Лекция с элементами практикума ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. агроклиматические и рекреационные ресурсы района. Выдающая роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства. Практическая работа №13
Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. П. 38 к/к
51-52 Урок:
Поволжский экономический район.
Изучение нового материала
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Поволжье крупный нефтегазоносный район, «автомобильный цех» страны. Выборочный контроль
П.39 к\ к учебник стр.214 поработаем с картой.
53-54 Урок:
Уральский экономический район.
Комбинированный ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Уральская металлургическая база, центр тяжелого машиностроения Выполнение заданий в рабочих тетрадях К.М.
Урок № 38
Регионы и города
Урала. Презентация П.40 р\т зад.3-4 стр. 100
55 Урок:
Обобщение и повторение
«Западного макрорегиона». Обобщение и систематизация знаний; Тест, задания Атлас
Заполнить таблицу.
56 Урок:
Контроль знаний по теме:
«Западный макрорегион». 57-58-59 Урок: Восточный макрорегион- азиатская часть России.
Западно-Сибирский экономический район.
Практикум
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа, каменного угля района. Черная металлургия Кузбасса. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири Презентация. П.41 к/к р/т зад.4 стр.102
60-61 Урок:
Восточно – Сибирский экономический район.
Практикум ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые климатический условия и богатые природные ресурсы района. Перспективы развития энергоемких отраслей. О.К.
Практика
задания № 1,
Практическая работа №15
Сравнение хозяй-ственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. О.К.
Состав территории, ЭГП.

П.42
П. 43
62 Урок:
Дальневосточный экономический район. Практикум ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. Выборочный контроль Определение причин малой заселенности и слабой освоенности территории Презентация «Дальневосточный экономический район» П. 44
63 Урок:
Обобщение «Восточный макрорегион»
Обобщение по разделу 2 «Экономические районы России».
Обобщение и систематизации знаний. Итоговые тесты стр.237 учебник
Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (5 часа)
64 Урок:
Страны Балтии и Белоруссия.
Изучение нового материала Страны Европейского Запада, их природные условия, природные ресурсы, население. Общие черты экономики. Белоруссия, ЭГП, хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона П.44 к/к
65 Урок:
Украина и Молдавия. Комбиниро-ванный ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран. Выполнение заданий в рабочих тетрадях Презентация П. 45 К.К. р/т зад. 4-6 стр.115.
66 Урок:
Страны Закавказья. Актуализация опорных знаний и умений
ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран. Определение общих черт в хозяйственной специализации стран Закавказья П.46
67 Урок:
Страны Центрально-Азиатского региона. Практикум Страны Азиатского юга. Казахстан – страна-гигант. Природные условия, определяющие специфику разных частей страны. Четыре азиатские республики: черты сходства и различия. Выполнение заданий в рабочих тетрадях
Выборочный контроль П. 47 р/т. Зад. 2-5 стр.120-121.
68 Урок:
Страны Ближнего Зарубежья 69 Урок:
Место России в мировой экономике. Лекция с элементами практикума
Пограничные государства.
России в мировой политике, оценка современного состояния и перспективы социально-экономического развития России.
70 Итоговое повторение по курсу Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК:
Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС », 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь к учебнику География: население и хозяйство. для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
Дополнительная литература:
Справочник учителя географии. Авторы – составители: А.Д. Ступникова, Л.Д. Бражникова и др., - Волгоград: Учитель, 2012. – 215с.
Приложение 1
Практические работы
Практическая работа № 1.
Определение по картам
особенностей экономико-географического положения России. 
Ход  работы:
На контурной карте России:
Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.
Практическая работа № 3.
Нанесение на контурную карту республик России и их столиц. 
Ход  работы:
На контурной политико-административной карте России:
красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
зелёным цветом обозначьте границы республик, входящих в состав Российской Федерации и подпишите их названия;
подпишите названия столиц республик Российской Федерации.
Практическая работа № 4.
Построение картосхемы основной зоны размещения населения России и обозначение на карте городов - миллионеров.
Ход работы:
Используя карты атласа и справочную литературу, на контурной карте России выполните следующее задание:
Обозначьте государственную границу России;
Обозначьте границы экономических районов России;
Подпишите названия городов-миллионеров России;
Обозначьте основную зону расселения населения России, заштриховав ”треугольник” Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону - Новосибирск;
Сделайте вывод о размещении населения России.
Практическая работа № 6.
Построение картодиаграммы топливной промышленности России.
 
Ход работы:
На контурной карте России:
Обозначьте  государственную  границу  России  и  её  экономических  районов;
Используя  таблицу  ”Важнейшие  регионы  России  по  добыче  минерального  топлива”, постройте  картодиаграмму  развития  и  размещения  нефтяной,  газовой  и  угольной  промышленности  России  (высота  знака:  1  млн.  т  (или  5 млрд. м3 ) = 0,5 мм)
Важнейшие регионы России по добыче минерального топлива
Добыча нефти Добыча природного газа Добыча угля
Субъект РФ Добыча
(млн. т) Субъект РФ Добыча
(млрд. м3) Субъект РФ Добыча
(млн. т)
Ханты-Мансийский а.о.
Ямало-Ненецкий а.о.
Татария
Башкирия
Пермская область
Оренбургская область
Самарская область
Коми 167
31
26
13
9
9
8
8 Ямало-Ненецкий а.о.
Оренбургская область
Ханты-Мансийский а.о.
Астраханская область
Коми 523
27
19
8
4 Кемеровская область
Красноярский край
Коми
Иркутская область
Читинская область
Якутия
Ростовская область
Челябинская область 113
40
18
16
11
10
9
5
Обозначьте  границы  указанных  субъектов  Российской Федерации  и  подпишите их  названия;
Назовите регион, являющийся главной топливной базой России.
Практическая работа № 7
Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций России
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте России обозначьте крупнейшие тепловые (Берёзовскую, Заинскую, Ириклинскую, Киришскую, Конаковскую, Костромскую, Нижневартовскую, Новочеркасскую, Пермскую, Рефтинскую, Рязанскую, Ставропольскую, Сургутскую ГРЭС), атомные (Балаковскую, Белоярскую, Билибинскую, Димитровградскую, Курскую, Ленинградскую, Нововоронежскую, Обнинскую, Ростовскую, Смоленскую, Тверскую АЭС) и крупнейшие гидроэлектростанции России (Братскую, Волгоградскую, Волжскую, Красноярскую, Саянскую, Усть-Илимскую  ГЭС) и подпишите их названия; Обозначьте  на  карте  Кислогубскую  ПЭС  и  Паужетскую  ГеоТЭС;
Синим цветом заштрихуйте экономические районы, в структуре производства электроэнергии которых преобладают ГЭС, а красным цветом - АЭС и подпишите их названия.
Какие  факторы  размещения  имеют  ТЭС,  ГЭС  и  АЭС?
    Не  забудьте  подписать  названия  электростанций!
Практическая работа № 8.
Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.
Вариант 1. Составление  картосхемы  размещения  чёрной  металлургии  России.
Ход работы:
На контурную карту России:
Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов;
Используя карты атласа нанесите крупнейшие месторождения железных руд и коксующихся углей России;
Кружками коричневого цвета обозначьте и  подпишите  названия  металлургических центров полного цикла: Алапаевск, Ашу, Белорецк, Магнитогорск, Липецк, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Серов, Старый Оскол, Тулу, Череповец, Чусовой; Кружками красного цвета обозначьте и подпишите названия центров передельной металлургии: Верхний Уфалей, Волгоград, Выксу, Екатеринбург, Златоуст, Ижевск, Колпино, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Кулебаки, Москву, Нижний  Новгород,  Новосибирск, Омутнинск, Орёл, Петровск-Забайкальский, Ревду, Санкт-Петербург, Электросталь; Обозначьте границы металлургических баз России: Центральной, Уральской, Сибирской, Дальневосточной;
Красными стрелками покажите пути транспортировки железных руд, а чёрными стрелками - коксующихся углей;
Какой фактор размещения имеет металлургические комбинаты полного цикла, а какой - предприятия передельной металлургии;
Назовите единственный в России центр полного цикла, имеющий транспортный фактор размещения;
Назовите две крупнейших металлургические базы России и сделайте вывод о размещении чёрной металлургии России
 
Вариант 2. Составление  картосхемы  размещения  цветной  металлургии  России.
Ход работы:
На контурную карту России:
Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов;
Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения алюминиевых, медных, никелевых и полиметаллических руд России;
Условными знаками обозначьте и подпишите названия важнейших гидроэлектростанций России: Братскую, Волгоградскую, Волховскую, Иркутскую, Кандалакшскую, Красноярскую, Ондскую, Саянскую, Усть-Илимскую;
Кружками голубого цвета обозначьте и подпишите незвания важнейших центров металлургии алюминия: Братск, Волгоград, Волхов, Каменск-Уральский, Кандалакшу, Краснотурьинск, Красноярск, Надвоицы, Новокузнецк, Саяногорск, Шелехов; Кружками оранжевого цвета обозначьте и подпишите важнейшие центры металлургии меди России: Верхняя Пышма, Карабаш, Кировград; Кыштым, Медногорск, Мончегорск, Москва, Норильск, Ревда;
Кружками фиолетового цвета обозначьте и подпишите крупнейшие центры производства свинца и цинка: Белово, Владикавказ, Дальнегорск, Челябинск;
Кружками зелёного цвета обозначьте и подпишите названия центров металлургии никеля: Мончегорск, Норильск, Орск;
Обозначьте границы Центральной, Уральской , Северо-Западной и Сибирской металлургической баз и подпишите их названия;
В каком экономическом районе находится наибольшее количество центров металлургии меди, а в каком - металлургии алюминия ?
Сделайте вывод о факторах размещения металлургии алюминия, меди, никеля, свинца и цинка.
Практическая работа № 10.
Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроение, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения.
    Ход  работы:
    На контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов, различными цветами обозначьте важнейшие центры машиностроения России и подпишите их названия:
Легкового автомобилестроения: Елабугу, Ижевск, Калининград, Москву, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск; Грузового автомобилестроения: Миасс, Москву, Набережные Челны, Нижний Новгород;
Автобусостроения: Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск;
Троллейбусостроения: Уфу и Энгельс;
Локомотивостроения: Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск;
Вагоностроения: Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита; Производства  вагонов  метро:  Мытищи  и  Санкт-Петербург;
Судостроения и судоремонта: Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Великий Устюг, Владивосток, Зеленодольск, Калининград, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новодвинск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тюмень, Усть-Кут, Хабаровск; Станкостроения: Вологду, Воронеж, Иваново, Златоуст, Киров, Коломну, Москву, Новосибирск, Оренбург, Рязань, Самару, Ульяновск, Челябинск; Тракторостроения: Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск;
Комбайностроения: Бежецк, Биробиджан, Красноярск, Люберцы, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Таганрог; Сделайте  вывод  о  размещении  машиностроения  России.
Практическая работа № 15
Обозначение на контурной карте экономических районов России
Ход  работы:
На контурной политико-административной карте России:
обозначьте государственную границу России;
используя атлас и текст учебника, обозначьте границы экономических районов России и подпишите их названия;
красным цветом закрасьте экономические районы, имеющие внутреннее географическое положение ( т.е. не имеющие выход к государственной границе );
жёлтым цветом закрасьте экономические районы, имеющие приморское географическое положение.
Практическая работа № 16.
Составление картосхемы размещения хозяйства Центральной России.
    Ход  работы:
Работа выполняется при изучении Центрального, Волго-Вятского и Центрально-Чернозёмного экономических районов.
        1. Центральный экономический район.
На контурной карте Центральной России обозначьте:
государственную границу России и границу Центрального экономического района;
подпишите названия соседних стран и экономических районов;
условными знаками обозначьте месторождения бурого угля (Щёкино, Сафоново), торфа ( Шатура ), фосфоритов ( Воскресенск, Егорьевск, Брянск ), керамических глин (Ликино-Дулёво, Гжель, Конаково ), стекольных песков (Гусь-Хрустальный, Дятьково);
условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Москву, Подольск, Коломну, Серпухов, Мытищи, Ликино-Дулёво, Тверь, Ярославль, Кострому, Иваново, Владимир, Муром, Рязань, Тулу, Новомосковск, Калугу, Смоленск, Брянск, Орёл ) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Центрального экономического района.
2. Волго-Вятский экономический район.
На контурной карте Центральной России обозначьте:
границу Волго-Вятского экономического района;
подпишите названия соседних экономических районов;
условными знаками обозначьте месторождения торфа ( Городец ), фосфоритов ( Рудничный ), район распространения лесных ресурсов ( Кировская область и Марийская Республика );
условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Нижний Новгород, Кстово, Дзержинск, Павлово, Арзамас, Бор, Чебоксары, Саранск, Йошкар-Олу, Киров,  Кирово-Чепецк) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Волго-Вятского экономического района.
3. Центрально-Чернозёмный экономический район.
На контурной карте Центральной России обозначьте:
государственную границу и границу Центрально-Чернозёмного экономического района;
подпишите названия соседних стран и экономических районов;
условными знаками обозначьте месторождения железных руд (Михайловское, Яковлевское, Лебединское) и район распространения почвенных ресурсов;
условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Курск, Белгород, Старый Оскол, Липецк, Тамбов, Воронеж, Россошь) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Центрально-Чернозёмного экономического района.
Практическая работа № 17.
Составление экономико-географической характеристики одного из экономических районов России.
    Ход  работы:
Работа выполняется по типовому плану:
План экономико-географической характеристики региона.
Состав территории.
Размеры территории.
Вид и особенности экономико-географического положения (в какой части России находится,  с чем и где граничит, какими морями и где омывается, вывод о экономико- и политико-географическом положении).
Природно-ресурсный потенциал и вывод об обеспеченности природными ресурсами.
Характерные черты населения ( численность, размещение, состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграции и обеспеченность трудовыми ресурсами ).
Отрасли промышленной специализации и их крупнейшие центры.
Важнейшие отрасли сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные регионы.
Особенности развития транспортной системы, крупнейшие транспортные узлы.
Особенности развития непроизводственной сферы.
Внешние экономические связи, структура внешней торговли, основные вывозимые и ввозимые товары.
Проблемы и перспективы развития региона.
Вывод о экономическом развитии региона.
Практическая работа № 18.
Составление схемы производственных связей на примере одного из экономических районов.
Ход  работы:
В рабочей тетради нарисуйте контур одного их экономических районов Центральной России и стрелками покажите основные статьи экспорта и импорта данного экономического района со своими соседями.
Вариант 1. Центральный экономический район.
Вариант 2. Волго-Вятский экономический район.
Вариант 3. Центрально-Чернозёмный экономический район.
Практическая работа № 18.
Составление схемы производственных связей на примере одного из экономических районов.
    Ход  работы:
В рабочей тетради нарисуйте контур одного их экономических районов Центральной России и стрелками покажите основные статьи экспорта и импорта данного экономического района со своими соседями.
Вариант 1. Центральный экономический район.
Вариант 2. Волго-Вятский экономический район.
Вариант 3. Центрально-Чернозёмный экономический район.
Практическая работа № 19.
Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.
        Ход урока:
На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:
Государственную границу России и границу Северо-Западного экономического района;
Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
Подпишите названия морских объектов, омывающих берега района;
Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Калининградское), горючих сланцев (Сланцы), алюминиевых руд (Бокситогорск), фосфоритов (Кингисепп) и янтаря (Янтарный); Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров ( Санкт-Петербург, Колпино, Выборг, Светогорск, Великий Новгород, Псков и Калининград ) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северо-Западного экономического района.
Практическая работа № 20.
Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района.
        Ход урока:
На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:
Государственную границу России и границу Северного экономического района;
Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
Подпишите названия морей, омывающих берега района;
Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ухта, Усинск), природного газа (Войвож), каменного угля (Воркута, Инта), железных (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), медных (Печенга), никелевых (Никель), алюминиевых руд (Хибины и Иксинское), апатитов (Кировск) и поваренной соли (Серёгово); Условными знаками обозначьте районы распространения лесных, рыбных и гидроэнергетических ресурсов;
Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров ( Мурманск, Мончегорск, Кандалакшу, Петрозаводск, Надвоицы, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Великий Устюг, Вологду, Череповец, Сыктывкар, Ухту, Воркуту ) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного экономического района.
Практическая работа № 21.
Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.
        Ход урока:
Работа выполняется при изучении Уральского и Поволжского экономических районов.
        1. Уральский экономический район.
        На контурной карте Урала обозначьте:
Государственную границу России и границу Уральского экономического района;
Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Туймазы, Оса, Мишкинское), природного газа (Оренбург), каменного угля (Кизел), бурого угля (Копейск, Кумертау), железных (Качканар, Магнитогорск, Гай), хромовых (Сараны), марганцевых (Полуночное), медных (Гай, Красноуральск, Кыштым, Ревда, Сибай), никелевых (Верхний Уфалей, Реж), алюминиевых руд (Сулея), золота (Берёзовское, Кочкарское), асбеста (Асбест), серы (Оренбург), калийной (Соликамск, Березники) и поваренной соли (Березники, Соль-Илецк); Условными знаками обозначьте районы распространения лесных и почвенных ресурсов;
Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров ( Уфу, Стерлитамак, Салават, Ижевск, Пермь, Соликамск, Березники, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Орск, Новотроицк, Курган ) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Уральского экономического района.
2. Поволжский экономический район.
1. На контурной карте Поволжья обозначьте:
Государственную границу России и границу Поволжского экономического района;
Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
Подпишите Каспийское море;
Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ромашкинское, Мухановское), природного газа (Астраханское, Саратов, Ики-Бурул), серы (Астрахань и Самара), поваренной соли (Баскунчак);
Условными знаками обозначьте районы распространения рыбных и почвенных ресурсов;
Условными знаками обозначьте Волжскую, Саратовскую и Волгоградскую ГЭС, Балаковскую и Димитровградскую АЭС, Заинскую ГРЭС;
Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров ( Казань, Набережные Челны, Ульяновск, Самару, Тольятти, Чапаевск, Сызрань, Саратов, Энгельс, Балаково, Пензу, Волгоград, Волжский, Камышин, Астрахань ) и отметьте отрасли их промышленной специализации );
Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Поволжского экономического района.
Практическая  работа  № 22.
Составление  характеристики  промышленного  узла. 
Ход   работы:
Дайте экономико-географическую  характеристику  промышленного  узла  по  следующему  типовому  плану:
Географическое  положение  промышленного  узла.
Краткая  характеристика  главного  промышленного  центра:
       время  образования;
       административное,  хозяйственное  и  культурное  значение;
       численность  населения;
       отрасли  специализации  хозяйства.
Города-спутники,  их  специализация  и  связи  с  главным  промышленным  центром.
Использование  местных  природных  ресурсов.
Особенности  транспортно-географического  положения  и  характеристика  транспортного  узла:
         виды  транспортных  магистралей,  проходящие  через  промышленный (транспортный)  узел;
         с  какими  крупными  городами  связан  промышленный  узел.
Территориально - производственные  связи:  основные  ввозимые  и  вывозимые  товары.
Проблемы  и  перспективы  развития  узла.
Вывод  о  значении  и  развитии  промышленного  узла.
Вариант 1.  Астраханский  промышленный  узел.
Вариант 2.  Волгоградский  промышленный  узел.
Вариант 3.  Казанский  промышленный  узел.
Вариант 4.  Нижнекамский  промышленный  узел.
Вариант 5.  Самарский  промышленный  узел.
Вариант 6.  Саратовский  промышленный  узел.
Практическая  работа  № 23.
Составление  картосхемы  экономического  развития  Северо-Кавказского  экономического  района. 
Ход   работы: 
На  контурной  карте  Европейского  Юга  (Северного  Кавказа)  обозначьте:
Государственную границу  России  и  границу  Северо-Кавказского  экономического  района;
Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;
Подпишите  моря,  омывающие  берега  района,  включая  Каспийское  море;
Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Гудермес, Избербаш, Ахтырский),  природного  газа  (Ставрополь, Мирное, Тахта),  каменного  угля  (Шахты),  полиметаллических  (Садон),  вольфрамовых  и  молибденовых  руд  (Тырныауз),  цементного  сырья  (Новороссийск),  минеральных  вод  (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сочи); Условными знаками  обозначьте  районы  распространения  почвенных  и  рекреационных ресурсов;
Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Ставрополь, Невинномысск, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации );
Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Северного  Кавказа
Условными знаками обозначьте  важнейшие  морские  порты  региона  (Таганрог,  Новороссийск,  Туапсе,  Махачкалу).
Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  городов - курортов  (Анапу, Сочи, Ейск, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки). Практическая  работа  № 24.
Составление  картосхемы  экономического  развития  Западной  и  Восточной  Сибири.
 Ход   работы:
 Работа  выполняется  при  изучении  Западно-Сибирского  и  Восточно-Сибирского  экономических  районов.
Часть  1.  На  контурной  карте  Западной  Сибири  обозначьте:
Государственную границу  России  и  границу  Западно-Сибирского  экономического  района;
Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;
Подпишите  моря,  омывающие  берега  района;
Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Самотлор,  Салымское, Сургут, Варьеганское),  природного  газа  (Новый  Уренгой,  Ямбург, Медвежье, Заполярное),  каменного  угля  (Новокузнецк,  Кемерово),  полиметаллических  руд  (Салаир, Орловское),  поваренной  (Бурла)  и  глауберовой  соли  (Кучук); Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Тюмень,  Сургут,  Нижневартовск,  Омск,  Новосибирск,  Томск,  Барнаул,  Рубцовск,  Новоалтайск,  Кемерово,  Новокузнецк,  Белово,  Прокопьевск,  Анжеро-Судженск,  Ленинск-Кузнецкий)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации; Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Западной  Сибири.
Часть  2.  На  контурной  карте  Восточной  Сибири  обозначьте:
Государственную границу  России  и  границу  Восточно-Сибирского  экономического  района;
Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;
Подпишите  моря,  омывающие  берега  района;
Условными  знаками  обозначьте  месторождения  каменного  угля  (Черемхово, Абакан),  бурого  угля  (Назарово,  Ирша-Бородинское, Чита),  железных  руд  (Коршуновское),  медных  и  никелевых  руд  (Норильск),  вольфрамовых  и  молибденовых  (Джидинское),  оловянных  руд  (Шерловая  Гора),  золота  (Бодайбо, Советское),  платины  (Норильск),  асбеста (Ак-Довурак),  поваренной  соли  (Усолье-Сибирское); Условными  знаками  обозначьте  Саянскую,  Красноярскую,  Братскую,  Усть-Илимскую  и  Иркутскую  ГЭС,  Берёзовскую  ГРЭС;
Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Красноярск,  Ачинск,  Канск,  Саяногорск,  Норильск,  Дудинку,  Игарку,  Лесосибирск,  Иркутск,  Шелехов,  Братск,  Усть-Илимск,  Улан-Удэ,  Читу)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации; Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Восточной  Сибири;
Условными  знаками  отметьте  главные  морские  порты  района:  Дудинку,  Игарку,  Диксон.
Практическая  работа  № 25.
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух экономических районов.
 Ход   работы:
         Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  района,  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических  районов  (по  выбору учащегося).
 Вариант  1.
Используя  типовой  план,  составьте  сравнительную экономико-географическую характеристику  в  рабочей тетради  в  письменном  виде.
 Вариант  2.
Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических районов  в  виде  таблицы:
План Черты  сходства Черты  различия
1-ый  район 2-ой  район
Состав  района  
     
Размеры  территории  
     
Географическое  положение  
     
Природные  условия  и  ресурсы  
     
Характерные  черты  населения  
     
Отрасли  специализации  промышленности  
     
Отрасли  специализации  сельского  хозяйства  
     
Особенности  развития  транспорта  и  непроизводственной  сферы  
     
Проблемы  и  перспективы  развития  
     
Вывод  о  развитии  районов  
 
Практическая  работа  № 26.
Составление  картосхемы  экономического  развития  Дальневосточного  экономического  района.
 Ход  работы: 
На  контурной  карте  Дальнего  Востока  (Восточной  Сибири  и  Дальнего  Востока)  обозначьте:
Государственную границу  России  и  границу  Дальневосточного  экономического  района;
Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;
Подпишите  моря  и  океаны,  омывающие  берега  района;
Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Оха),  природного  газа 
(Средневилюйское),  каменного  угля  (Нерюнгри,  Сангар,  Средний  Ургал,  Партизанск,  Бошняково),  бурого  угля  (Райчихинск,  Бикин,  Артём,  Углегорск),  полиметаллических  руд  (Дальнегорск), 
оловянных  руд  (Певек,  Депутатский,  Эссе-Хайя,   Кавалерово, Перевальное), 
золота  (Дукат,  УстьНера,  Нежданинское,  АллахЮнь,   Золотая  Гора), 
поваренной  соли  (Кемпендяй),  алмазов  (Мирный,  Айхал,  Эбеляхское);
Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров (Хабаровск, КомсомольскАмуре,  Владивосток,  Находка,  Дальнегорск,  Благовещенск,  Якутск,  Магадан,  Петропавловск-Камчатский)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации;Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Дальнего  Востока;
Условными знаками  обозначьте  важнейшие  морские  порты:  Владивосток,  Находку,  Холмск, Ванино,  Магадан,  Петропавловск-Камчатский,  Николаевск-на-Амуре,  Тикси,  Певек.
Практическая  работа  № 27.
Характеристика одного из территориально-производственных комплексов Восточной экономической зоны
          Ход   работы:
        Дайте  экономико-географическую  характеристику  территориально-производственного  комплекса  (вариант  по  выбору  учащегося)  по  следующему  типовому  плану:
Географическое  положение.
Природные условия  и  важнейшие  виды  природных  ресурсов.
Крупнейшие  города.
Отрасли  специализации  промышленности  (по  городам).
Особенности  развития  транспорта.
Территориально - производственные  связи.
Проблемы  и  перспективы  развития.
Вывод  о  значении  и  развитии  ТПК.
Вариант  1.  Западно-Сибирский  ТПК.
Вариант  2.  Кузнецко-Алтайский  ТПК.
Вариант  3.  Канско-Ачинский  ТПК.
Вариант 4.  Норильский  ТПК.
Вариант  5.  Саянский  ТПК.
Вариант  6.  Братско-Усть-Илимский  ТПК.
Вариант  7.  Южно-Якутский  ТПК.
Вариант  8.  ТПК  зоны  БАМа.
Практическая  работа  № 28.
Описание  местного  предприятия 
Ход   работы:
        Дайте  комплексную  экономико-географическую  характеристику  местного  предприятия  (по  выбору  учащегося),  используя  различные  источники  информации  по  типовому  плану:
Название  предприятия.
К  какой  отрасли  хозяйства  относится  данное  предприятие.
Местонахождение  предприятия.
Специализация  предприятия.
Размеры  предприятия.
Территориально - производственные  связи  предприятия:  основные  поставщики  оборудования,  сырья  и  важнейшие  потребители  готовой  продукции.
Проблемы  и  перспективы  развития.
Вывод  о  значении  и  развитии  предприятия.
Практическая  работа  № 29.
Сравнительная  экономико-географическая  характеристика  двух  стран Ближнего  Зарубежья.
 Ход   работы:
     Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  страны,  текст  учебника,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  стран Ближнего Зарубежья  (по выбору учащегося).
 
Вариант  1.
Используя  типовой  план,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику   двух  стран  Ближнего  Зарубежья  в  письменном   виде.
 Вариант  2.
Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  стран  Ближнего  Зарубежья  в  виде  таблицы:
План Черты  сходства Черты  различия
1-ая  страна 2-ая  страна
Государственное  устройство  
     
Столица  
     
Площадь  территории  
     
Экономико-географическое  положение  
     
Природные  условия  и  ресурсы  
     
Характерные  черты  населения  
     
Структура  хозяйства  
     
Отрасли  специализации  промышленности  
     
Отрасли  специализации  сельского  хозяйства  
     
Особенности  развития  транспорта  
     
Отрасли  специализации  непроизводственной  сферы  
     
Внешние  экономические  связи  
     
Вывод  о  развитии  стран  
 
 Практическая  работа  № 30.
Составление  картосхемы  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья. 
Ход   работы: 
      Используя  текст  учебника,  справочную  и  другую  литературу,  на контурной  карте  составьте  картосхему  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья:
1.      обозначьте  границы России  и важнейших  внешнеэкономических  партнёров  России  и  подпишите  их  названия;
2.      стрелками  различного  цвета  покажите  основные  экспортируемые  из  России  и  импортируемые  в  Россию  товары  из  стран  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья;
3.      сделайте  вывод  о  структуре  и  географических  особенностях внешней  торговли  России;
4.      условными  знаками  обозначьте  на  карте  другие  виды  экономического  сотрудничества  России  со  странами  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья.
Практическая работа №1
 
Курс – география 9 класс
Практическая работа №1 Тема: Субъекты Российской Федерации
 
Заполните таблицу:
Название республики, автономного округа или области Столица, администранивный центр
  Практическая работа №2
 
Курс – география 9 класс
Практическая работа №2 Тема: Экономическое влияние России
 
Проанализируйте таблицу и сделайте вывод:
1.      Об экономическом влиянии России в допетровские времена и при царствовании Петра I.
2.      О различии экономических связей в дореволюционное время и в советский период
3.      В чём заключается  экономическое влияние России в настоящее время?
век экспорт импорт Порт вывоза и ввоза Страны торговые партнёры
До XVIII Пушнина, смола, икра, рыба, хлеб, пенька Оружие, такни, одежда, фрукты Архангельск Зап. Европа
XVIII (при Петре I) Железо, парусное и льняное полотно, хлеб Оборудование для гонного, текстильного, судостроительного производства Архангельск, Санкт-Петербург, Астрахань Зап. Европа
XIX и начало XX после 1917 сокращение торговли Зерно (пшеница, рож, овёс, ячмень, кукуруза) лён, сахар, сливочное масло Машины, оборудование, металлы, хлопок Архангельск, Санкт-Петербург Зап. Европа (90%)
Торговли Германия Великобритания
    XX СССР Нефть зерно Санкт-Петербург, Новороссийск, Ильичевск, Калининград, Рига, Талин Социалистические и развивающиеся станы
Кроме торговли СССР строил предприятия (АЭС, металлургические заводы, ГЭС) После распада СССР (снижение объёмов торговли) Металлы (25%)
Топливо (нефть, газ и уголь (44%)) Машины оборудование, продовольствие Владивосток, Находка, Санкт-Петербург, Мурманск Германия, США, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Финляндия, Польша
 
Практическая работа №3
 
Курс – география 9 класс
Практическая работа №3 Тема: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Работа в группах
ГРУППА 1
1.      Как влияют на здоровье человека условия заполярья (г. Норильск), условия средней полосы России (Подмосковье), горный климат (высокогорья Кавказа)
2.      Найдите положительное и отрицательное влияние на здоровье в каждом из трёх регионов России.
3.      Сравните благоприятность условий нашей местности и предложенных для сравнения регионов России
ГРУППА 2
1.      Приведите примеры влияния на организм человека недостатка йода, фтора и др. элементов
2.      Как можно избежать влияния на организм недостатка йода в окружающей среде?
3.      С чем связана болезнь асбестоз, расположенная на г. Асбесте на Урале?
ГРУППА 3
1.      Какие животные и растения представляют опасность для человека и почему? Какие животные есть в нашей местности?
2.      Какие животные мешают находиться на открытом воздухе человеку
3.      Надо ли уничтожать вредных для людей животных?
ГРУППА 4
Разработайте «Кодекс туриста» (7 правил поведения в природе, целью которых было бы сохранение природы). Объясните предлагаемые правила.
Приложение 2
Знакомство с требованиями  подготовки к уроку географии.
Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. В отличие от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.
Основные требования
- Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.
- Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета.
- Рисунки выполняются простыми карандашами.
- Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.
- Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.
-  Между темами оставлять расстояние в 4 клетки.
- В конце каждой четверти тетради будут проверяться и за их ведение выставляются оценки, которые будут учитываться при выведении четвертного балла.
Помимо этого у меня находится ещё одна тонкая тетрадь в клеточку, в которой вы будете выполнять тестирования и практические работы.
Требования к работе в контурных картах.
- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
- Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами.
Ознакомление с учебником
Учебник разделён на учебные разделы. Откройте содержание на странице 220 и назовите основные разделы, которые мы будем изучать в этом учебном году.
Каждый раздел разделён на параграфы.
В конце каждого раздела имеются задания по изученному материалу, которые вы будете выполнять при подготовке к итоговой контрольной работе.
- Также в течение года вы много будете работать с дополнительной литературой, так как она является важным компонентом при изучении географии. В течение года вы будете готовить доклады, сообщения, материал для которых вы сможете найти в школьной библиотеке.
 Знакомство с критериями оценок
 "5" - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать
 "4" - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.
 "3" - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
 "2" - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
 Критерии оценки практических работ (раздаются учащимся на парты).
 Отметка "5". Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
 Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.)
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3". Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполненных на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
 Отметка "2" выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.